Да, водителям автомобилей в определенных случаях можно установить ненормированный рабочий день.
Справочно: ненормированный рабочий день – особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут при необходимости эпизодически по приказу (распоряжению), в т.ч. устному, постановлению нанимателя или по своей инициативе с ведома нанимателя или уполномоченного должностного лица нанимателя выполнять свои трудовые обязанности за пределами установленной нормы продолжительности рабочего времени (часть первая ст. 118-1 ТК).
Итак, ненормированный рабочий день предполагает возможность эпизодически задерживать работника на работе, в данном случае – водителя автомобиля. Сразу отметим, что работа водителей автомобиля (в особенности грузовых автомобилей и автобусных перевозок пассажирским транспортом) предполагает зачастую работу согласно графику и суммированный учет рабочего времени (СУРВ). А работникам с СУРВ ненормированный рабочий день не может устанавливаться (абз. 6 п. 1 постановления № 1695). Ненормированный рабочий день, как правило, устанавливается водителям автомобилей с 5- или 6-дневной рабочей неделей (в большей части водителям легковых автомобилей).
Документ: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2007 № 1695 «О категориях работников, которым не устанавливается ненормированный рабочий день» (далее – постановление № 1695).
Обратите внимание! Ненормированный рабочий день должен предусматриваться в трудовом договоре (п. 6 части второй ст. 19 ТК). Компенсацией за работу в режиме ненормированного рабочего дня является предоставление дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день (ст. 158 ТК).
Конкретного времени нормированного рабочего дня для работников, в т.ч. и водителей автомобилей, законодательство не устанавливает. Возможность эпизодически задерживать на работе водителя автомобиля с ненормированным рабочим днем предполагает возможность задержать водителя для того, чтобы он выполнил данное ему поручение. Выполнить поручение водителю автомобиля означает возвратиться с линии либо доехать до места отдыха при направлении в командировку. Причем законодательство устанавливает пределы нахождения водителя автомобиля непосредственно за рулем автомобиля.
Ежедневная продолжительность рабочего дня (смены) водителя не может превышать 10 ч. Продолжительность рабочего дня (смены) водителя может быть увеличена нанимателем до 12 ч по согласованию с профсоюзом (при его наличии) при выполнении (пп. 14, 15 Положения № 82):
– городских и пригородных автомобильных перевозок в регулярном сообщении;
– междугородной автомобильной перевозки, когда водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха;
– автомобильных перевозок для собственных нужд.
Документ: Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта, утвержденное постановлением Минтранса Республики Беларусь от 25.10.2010 № 82 (далее – Положение № 82).
При этом планируемыми изменениями в Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, которое в настоящее время вынесено на общественное обсуждение, время управления транспортным средством в течение ежедневной работы (смены) не должно превышать 9 ч. Допускается не более 2 раз в неделю увеличивать общую продолжительность управления транспортным средством в течение периода ежедневной работы (смены) до 10 ч.
При определении возможного предела ненормированного рабочего дня для водителей автомобилей необходимо руководствоваться вышеуказанными ограничениями по невозможности выдачи новых заданий по окончании рабочего дня и пределами непосредственного управления транспортным средством. Например, если водитель автомобиля вернулся по окончании рабочего дня, то отправить его в новый рейс в рамках ненормированного рабочего дня нельзя. В таком случае возможна отправка его в рейс только в порядке привлечения к сверхурочной работе.
Дополные материалы по водителям: