Прежде чем сокращать работников, необходимо определить причинные факторы проявления кризисной ситуации, которые могут носить и кратковременный характер, например, связанный с текущей конъюнктурой рынка. Определение избирательности мер состоит в выяснении области неэффективной деятельности предприятия. Поиск узких мест, где генерируется источник последующих проблем, разработка предложений и их реализация − первоочередная задача не только управленческого персонала, но и всех сотрудников организаций для преодоления проблем.
В основе социально-трудовой политики предприятий должно быть обязательство менеджмента применять сокращение персонала в крайних ситуациях, например только в случае предотвращения банкротства. Существует много способов задействовать работников и избежать сокращения персонала. Можно привести некоторые из них, в т.ч. не совсем традиционные для отечественных предприятий:
1) естественный уход персонала в сочетании с замедлением набора персонала (или даже отказом от набора) на те рабочие места, которые были покинуты по естественным причинам (увольнение в связи с выходом на пенсию, продолжением учебы, переездом в другую местность, переменой места жительства и др.);
2) отказ от аутсорсинга, т.е. часть работ, которые ранее выполняли сторонние организации (внешние поставщики), причем не всегда качественно или по высоким ценам, могут исполнять собственные сотрудники;
3) сокращение переработок в сверхурочное время и работы в выходные. Оплата сверхурочных может быть хорошим материальным стимулом, но практика показывает, что постоянная переработка приводит к снижению продуктивности. При совершенствовании планирования и организации ритмичного производства сотрудники смогут выполнять все свои задания в рамках стандартного рабочего времени. Это поможет работникам получить больше свободного времени, кроме того, сократит выплаты сверхурочных;
4) использование японских технологий по непрерывному совершенствованию производства (кайдзен). Создание групп по поиску и анализу возможных улучшений приведет к разработке мероприятий, ведущих к сокращению затрат, повышению производительности и качества.