Фактическое рабочее время, состоящее как из отработанного, так и неотработанного времени, которое в соответствии с законодательством включается в рабочее время, подлежит учету. В составе неотработанного времени наряду с оплачиваемым (например, время трудовых отпусков) и неоплачиваемым временем (например, время неоплачиваемых в соответствии с законодательством социальных отпусков) учитываются также потери рабочего времени как по вине работника, так и при отсутствии его вины (простои).
Поэтому с целью обеспечения обоснованной оплаты труда необходимо организовать учет времени простоев. Он должен осуществляться на основе соответствующих документов (листков о простое, накопительных ведомостей о простое и др.), позволяющих производить точный учет потерь рабочего времени.
Простой может быть разным по сроку: отдельные часы или дни недели, отдельные дни месяца, месяц, несколько месяцев и др.
Поскольку простой может иметь место в работе одного или нескольких работников, отдельных подразделений, всей организации, оформление первичных документов учета времени простоя может быть разным. Вместе с тем необходимо обеспечить достоверный учет времени в разрезе работников, подразделений, чтобы видеть количество дней (часов) простоя.
Следует обращать внимание на то, что время внутрисменных простоев учитывается начиная с 5 мин, а время использования работников в период простоя на других работах в листок простоя не включается.
Листок учета простоев предназначен для учета времени простоя рабочего не по его вине и начисления заработной платы ему за время простоя.
Листок составляется в одном экземпляре, подписывается руководителем структурного подразделения, мастером (бригадиром) и представляется в бухгалтерию для расчета заработной платы.