Комментарий к постановлению Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 9 января 2025 г. № 1 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, троллейбусов, трамваев».
Консолидация норм правового регулирования в области труда и отдыха
Принятие постановления Министерства транспорта и коммуникаций от 9 января 2025 г. № 1 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, троллейбусов, трамваев» (постановление) позволило объединить два нормативных правовых акта: постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 ноября 2010 г. № 82 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта» и постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 10 октября 2014 г. № 35 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей троллейбусов и трамваев» – в один новый нормативный правовой акт, регулирующий вопросы о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, троллейбусов, трамваев. Нормы постановления вступили в силу с 1 апреля 2025 г.
Расширен спектр действия постановления, уточнены перечень периодов, включаемых в рабочее время, и обязанности нанимателя
Нормами постановления могут руководствоваться международные перевозчики, если эти нормы не вступают в противоречие с международным законодательством. Если положениями Европейского соглашения, касающиеся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), заключенного в г. Женеве 1 июля 1970 г., установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены постановлением, то применяются положения Европейского соглашения.
Для исключения разночтения при определении рабочего времени водителя в применении терминов «простои» в Положении о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, троллейбусов, трамваев (Положение) дано четкое определение, в каком случае имеет место время простоев не по вине водителя во время рабочего дня. Поэтому вместо нормы «время простоев не по вине водителя» включена норма «время прекращения движения транспортного средства на маршруте (линии), связанное с технологическим процессом либо с производственной необходимостью (неисправностью)». Проведение подготовительно-заключительных операций, необходимых дня выполнения основной работы, дополнено временем, потраченным на зарядку электробусов, а также на другие операции, предусмотренные технологией производства, требованиями по охране труда. С учетом особенностей перевозочного процесса перечень рабочего времени водителя дополнен временем необходимым на проведение контроля технического состояния транспортного средства перед началом работы, контроля размещения, крепления и проверки состояния груза перед началом движения, а также присутствия на рабочем месте водителя, в случае когда он не управляет транспортным средством, а выступает вторым водителем в рейсе.
В обязанности нанимателя входит установление не только продолжительности, но и перечня подготовительно-заключительных операций, а также определение порядка ознакомления водителей с графиками работ (сменности) и (или) изменениями в рамках законодательства о труде.
Подходы к установлению ежедневной продолжительности рабочего времени
Нормы Положения предусматривают уточнение в каких случаях и в каком порядке применяется сменный режим рабочего времени. В каком порядке и для каких категорий водителей может устанавливаться рабочий день до 10 и до 12 часов. При определении продолжительности ежедневной работы (смены) водителя включается не только рабочее время водителя по основному месту работы, но и работа по внутреннему совместительству, т.е. продолжительность работы (смены) определяется по совокупности. Установлены особенности работы водителей транспортных организаций, обслуживающих лесную промышленность, лесное и сельское хозяйство и другие направления деятельности.
Введены ограничения времени при управлении транспортным средством, используемым при выполнении перевозок автомобильным и городским электрическим транспортом в течение суток
Так, время управления транспортным средством в течение работы (смены) не должно превышать 9 часов. Допускается продолжительность управления транспортными средствами до 10 часов только по согласованию с профсоюзами и только по перевозкам, выполняющим городские и пригородные автомобильные перевозки пассажиров, перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении, автомобильные перевозки пассажиров автомобилями такси.
В связи с введением ограничения времени движения наниматель обязан организовать учет. Учет времени прекращения движения транспортного средства ведется путем заполнения листов о прекращении движения или особых отметок в документах учета и контроля работы транспортного средства и водителя. Формы документов учета и контроля работы транспортного средства, в том числе для учета времени прекращения движения транспортного средства, а также порядок их заполнения утверждаются нанимателем.
Особенности предоставления перерыва для отдыха и питания
Положением учтены особенности производственных процессов при предоставлении перерыва для отдыха и питания.
В случае, когда по условиям производства перерыв установить нельзя, и предоставляемое водителю в течение рабочего дня, время, необходимое для приема пищи, включается в рабочее время.
Положением определены случаи, когда можно сместить перерыв для отдыха и питания. Перерыв для отдыха и питания предоставляется не позднее чем через 4 часа после начала работы. Для водителей, выполняющих городские, пригородные и междугородние автомобильные перевозки пассажиров, перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении, а также для водителей службы инкассации допускается смещение перерыва для отдыха и питания, если это обусловлено необходимостью завершения маршрута (прибытия к месту стоянки транспортного средства и месту специально отведенному для отдыха).
Перерыв для отдыха и питания по желанию водителя может не предоставляться при установлении ему продолжительности ежедневной работы (смены), не превышающей четырех часов.
Источник: Pravo.by