Минтруда и соцзащиты совместно с Минэкономики и Минфином Республики Беларусь в 2006 г. была дополнительно разработана Методика отнесения работников коммерческих организаций к аппарату управления. Сегодня мы рассмотрим основные положения данного документа.
Документ:
Рекомендации по разработке примерных структур и штатных нормативов численности работников аппарата управления коммерческих организаций государственной формы собственности и организаций с долей собственности государства в их уставных фондах более 50 процентов, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 09.03.2004 № 25 (далее – Рекомендации № 25, постановление № 25).
Справочно: методика отнесения работников коммерческих организаций к аппарату управления изложена в приложении к письму Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 01.06.2006 № 03-03-10/731 (далее – Методика).
Отметим 6 наиболее важных особенностей Методики:
1. В первую очередь следует иметь в виду, что разработанная указанными республиканскими органами Методика не является нормативным правовым актом и носит сугубо рекомендательный характер для коммерческих организаций.
2. Кроме того, в настоящее время некоторые предписания, а также нормативные правовые акты, на которые имеются ссылки в Методике, утратили свою актуальность (морально устарели либо признаны утратившими силу).
Так, постановление № 123 и ОКРБ 006-2009 признаны утратившими силу. Вместо ОКРБ 006-2009 в настоящее время следует руководствоваться Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Занятия», утвержденным постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 24.07.2017 № 33 (далее – ОКЗ).
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 20.09.2002 № 123 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» (далее – постановление № 123).
Документ: Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.10.2009 № 125 (далее – ОКРБ 006-2009).
3. Методику рекомендуется применять при проведении работы по оптимизации структуры аппарата управления подчиненных коммерческих организаций, упорядочению затрат на его содержание, распределению его работников по уровням управления, установлению рациональных соотношений между профессионально-квалификационными группами работников и других целей.
4. В Методике дано определение аппарата управления (АУП). Так, согласно п. 3 Методики аппарат управления – это совокупность работников коммерческой организации, осуществляющих функции и полномочия по управлению всеми сторонами деятельности организации и находящихся в определенной взаимосвязи и соподчиненности.
Таким образом, независимо от формы собственности организации, первой задачей АУП является грамотная организация обеспечения реализации управленческих функций, целью которых является плодотворная деятельность самой организации, направленная на дальнейшее развитие и достижение поставленных задач.
5. Постановление № 25 напрямую не содержит положение, согласно которому рекомендуется применять его нормы, в т.ч. коммерческими организациями независимо от формы собственности. В то же время п. 4 Методики рекомендовано при определении штатного норматива численности работников аппарата управления коммерческой организации в т.ч. руководствоваться Рекомендациями № 25.
6. В Методике изложен примерный перечень должностей, которые не должны учитываться в численности работников аппарата управления. К таким должностям, в частности, относятся должности:
– других служащих, которые имеют код категории 3 в соответствии с ОКЗ;
– врачей всех наименований и категорий;
– преподавателей всех наименований и категорий;
– мастеров всех наименований;
– руководителей и специалистов структурных производственных подразделений (производство, цех, участок и др.);
– руководителей медицинских подразделений;
– руководителей и специалистов производственных лабораторий;
– руководителей и специалистов подразделений охраны и др.
Обращаем внимание, что данный перечень работников не является исчерпывающим и при определении конкретных должностей служащих, относящихся к АУП, следует руководствоваться трудовыми функциями работников, направленными, прежде всего, на принятие управленческих решений (задач), а не на обеспечение реализации управленческих решений (задач).
При определении должностей служащих, относящихся к АУП коммерческих организаций, также следует принимать во внимание специфику отрасли и вид деятельности организации, организационную структуру управления и другие существенные факторы, влияющие на полноценную деятельность организации.