08 мая 2024

Новые обязанности и гарантии работникам после вступления в силу Закона № 363-З*

03 апреля 2024 года принят Закон №363-З, который в большей своей части вступил в силу с 07 апреля 2024 года. Законом №363-З внесены изменения в законодательные акты, регулирующие гарантии работникам в связи с их участием в мероприятиях по укреплению обороноспособности страны. Отдельные из изменений носят корректировочный характер, но и достаточно много существенных изменений (дополнений). В настоявшей статье проведем сравнительный анализ изменений в основные НПА.

Основные НПА, регулирующие гарантии и обязанности в сфере воинской обязанности:

  1. ТК **;
  2. Закон № 1914-XII***.

Примечание: для лучшего восприятия исключаемые нормы перечеркнуты, добавленные – выделены жирным шрифтом. Приводятся только значимые изменения, а не носящие корректировочный характер.

ТК

№п\п

ТК до 07.04.2024

ТК с 07.04.2024

1

Гарантии для работников в связи с призывом или приемом на военную службу, направлением на альтернативную службу (название ст. 340 ТК)

Гарантии для работников в связи с призывом на воинскую службу или поступлением на военную службу, направлением на альтернативную службу (название ст. 340 ТК)

Комментарий: Изменения вызваны, в первую очередь, тем, что понятия "воинская служба" и "военная служба" различаются. Воинская служба - это вид воинской обязанности, который включает в себя, в том числе прохождение военной службы (абз. 3 ч. 1 ст. 1 Закона  о воинской обязанности). А, военная служба - это основной вид воинской службы (абзац. 4 ч. 1 ст. 1 Закона о воинской обязанности).

2

Работники освобождаются от работы на время, необходимое для приписки к призывным участкам, оформления призыва или приема на военную службу, постановки или снятия с воинского учета, с сохранением за ними среднего заработка по месту работы (ч.2 ст. 340 ТК).

Работники освобождаются от работы на время, необходимое для оформления призыва на воинскую службу или поступления на военную службу, приписки к призывным участкам, приема или снятия (исключения) с воинского учета, оформления документов воинского учета и уточнения учетных данных, исполнения иных обязанностей по воинскому учету с необходимостью явки в военный комиссариат (обособленное подразделение), орган государственной безопасности, местный исполнительный и распорядительный орган (при отсутствии на соответствующей территории военного комиссариата (обособленного подразделения)), участия в мероприятиях по мобилизационной подготовке и мобилизации, включая время нахождения в пути, с сохранением за ними места работы, должности служащего (профессии рабочего) и среднего заработка по месту работы и возмещением им военным комиссариатом, органом государственной безопасности расходов по проезду в порядке и размерах, установленных законодательством для работников, направляемых в служебные командировки (ч. 2 ст. 340 ТК).

Комментарий: Расширен перечень гарантий, которые предоставляются работникам в связи с - призывом на воинскую службу, поступлением на военную службу, направлением на альтернативную службу.

До 07.04.2024 работники освобождались от работы только на время, необходимое:

- для приписки к призывным участкам;

- оформления призыва или приема на военную службу;

- постановки или снятия с воинского учета.

Но на практике, часто указывали в повестки другие причины, что вводило в замешательство в бухгалтерию по вопросам оплаты данной повестки.

 

После внесения изменений Законом №363-З перечень причин был более расширен и конкретизирован. К причинам освобождения отнесены:

- оформление призыва на воинскую службу или поступления на военную службу;

- приписка к призывным участкам;

- прием или снятие (исключение) с воинского учета;

- оформление документов воинского учета и уточнение учетных данных;

- исполнение иных обязанностей по воинскому учету с необходимостью явки в военкомат (его обособленное подразделение), орган государственной безопасности, местный исполнительный и распорядительный орган (при отсутствии на соответствующей территории военкомата (его обособленного подразделения));

- участие в мероприятиях по мобилизационной подготовке и мобилизации (часть вторая ст. 340 ТК в новой редакции).

 

Причем конкретизировано, что место работы и средний заработок сохраняется не только за то время, которое будет отмечено в повестке военкомата, но и за то, которое работник потратит на поездку в военкомат и обратно. Также указано на возмещение военкоматами расходов на проезд работников в связи с участием в вышеуказанных мероприятиях.

3

За работниками, направленными на медицинское освидетельствование, медицинское обследование, медицинский осмотр и медицинское переосвидетельствование, на время нахождения в государственной организации здравоохранения сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего) и средний заработок за все рабочие дни по месту работы, и им возмещаются военным комиссариатом расходы по проезду к месту медицинского освидетельствования, медицинского обследования, медицинского осмотра и медицинского переосвидетельствования и обратно по нормам, установленным Правительством Республики Беларусь (ч. 4 ст. 340 ТК)

За работниками, направленными на медицинское освидетельствование, медицинское обследование, медицинский осмотр и медицинское переосвидетельствование, на время нахождения в государственной организации здравоохранения сохраняются место работы, должность служащего (профессия рабочего) и средний заработок за все рабочие дни по месту работы, и им возмещаются военным комиссариатом расходы по проезду к месту медицинского освидетельствования, медицинского обследования, медицинского осмотра и медицинского переосвидетельствования и обратно в порядке и размерах, установленных законодательством для работников, направляемых в служебные командировки (ч. 4 ст. 340 ТК)

Комментарий: Порядок определения расходов по проезду к месту медицинского освидетельствования, медицинского обследования, медицинского осмотра и медицинского переосвидетельствования и обратно «привязан» к порядку определения расходов при направлении в служебные командировки, установленному Положением о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при направлении в служебные командировки, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь 19.03.2019 №176 (далее – Положение №176).

 

Закон о воинской обязанности

 

Закон о воинской обязанности до 07.04.2024

Закон о воинской обязанности после 07.04.2024

1

данная норма отсутствовала

Гражданам для оформления призыва на воинскую службу или поступления на военную службу, приписки к призывным участкам, приема или снятия (исключения) с воинского учета, оформления документов воинского учета и уточнения учетных данных, исполнения иных обязанностей по воинскому учету с необходимостью явки в военный комиссариат (обособленное подразделение), управление Комитета государственной безопасности по области, местный исполнительный и распорядительный орган (при отсутствии на соответствующей территории военного комиссариата (обособленного подразделения)), участия в мероприятиях по мобилизационной подготовке и мобилизации по месту работы предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством о труде (ч. 7 ст. 6)

2

Граждане, не явившиеся без уважительных причин в место и срок, указанные в повестках или направлениях военного комиссариата (обособленного подразделения), органа государственной безопасности или иного органа, осуществляющего воинский учет, нарушившие обязанности по воинскому учету, уклоняющиеся от мероприятий по призыву на воинскую службу, либо от явки на сборы или занятия и учебные сборы, либо от воинского учета или отказавшиеся от получения повесток или направлений военного комиссариата (обособленного подразделения), органа государственной безопасности или иного органа, осуществляющего воинский учет, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательными актами (ч. 1 ст. 10 Закона о воинской обязанности).

Граждане, не явившиеся без уважительных причин в место и срок, указанные в повестках или направлениях военного комиссариата (обособленного подразделения), органа государственной безопасности или иного органа, осуществляющего воинский учет, или в сроки, установленные законодательством, нарушившие обязанности по воинскому учету, уклоняющиеся от мероприятий по призыву на воинскую службу, либо от явки на сборы или занятия и учебные сборы, либо от воинского учета или отказавшиеся от получения повесток или направлений военного комиссариата (обособленного подразделения), органа государственной безопасности или иного органа, осуществляющего воинский учет, а также не явившиеся на мероприятия по призыву на военную службу по мобилизации, будучи оповещенными посредством СМС-сообщений, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательными актами (ч. 1 ст. 10 Закона о воинской обязанности).

Комментарий: Изменениями придается юридическая значимость СМС-оповещениям и возможность нести ответственность за их несоблюдение при получении

3

Уважительными причинами неявки гражданина по повестке или направлению военного комиссариата (обособленного подразделения), органа государственной безопасности или иного органа, осуществляющего воинский учет, являются:

увечье (ранение, травма, контузия) или заболевание гражданина, связанные с утратой им трудоспособности

тяжелое состояние здоровья отца, матери, отчима, мачехи, жены, мужа, сына, дочери, родных брата или сестры, деда, бабки, опекуна гражданина либо участие в похоронах указанных лиц (абзац 2, 3 ч. 2 ст. 10 Закона о воинской обязанности)

Уважительными причинами неявки гражданина по повестке или направлению военного комиссариата (обособленного подразделения), органа государственной безопасности или иного органа, осуществляющего воинский учет, являются:

заболевание гражданина, связанное с утратой им трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родных брата или сестры, деда, бабки гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

(абзац 2, 3 ч. 2 ст. 10 Закона о воинской обязанности)

Комментарий: Из уважительных причин исключено простое увечье или травма. Главное для освобождения – это утрата трудоспособности. Также исключено из уважительных причин тяжелое состояние отчима, мачехи или опекуна

___________________

* Закон Республики Беларусь от 03.04.2024 N 363-З "Об изменении законов по вопросам обеспечения национальной безопасности" (далее – Закон № 363-З);

** Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК);

*** Закон Республики Беларусь от 05.11.1992 N 1914-XII "О воинской обязанности и воинской службе" (далее – Закон № 1914-XII).

Эдуард Мущук, юрисконсульт

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Поделись статьёй со своими коллегами!

Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.