Во многих коммерческих организациях имеется грузовой автотранспорт и осуществляются регулярные грузоперевозки. А у нанимателя возникает закономерный вопрос: как можно эффективно увязать размер заработной платы водителей с результатами их труда? Ответом может стать применение сдельной оплаты труда с привязкой к тонно-километрам перевезенного груза. Подробнее о том, как устанавливаются расценки при таком подходе к оплате труда, – в нашем специальном материале.
Для нормирования труда водителей, работающих на грузовых транспортных средствах на внутриреспубликанских автомобильных перевозках, и расчета расценок при применении сдельной системы оплаты труда за выполненную транспортную работу можно использовать Рекомендации № 391-Ц.
Документ: Рекомендации по установлению норм времени на единицу транспортной работы, утвержденные приказом Минтранса Республики Беларусь от 19.07.2012 № 391-Ц (далее – Рекомендации № 391-Ц).
Согласно указанному документу нормы времени (Нвр) на 1 т.км рассчитываются по формуле
Нвр = 60 / (V × g × b),
где 60 – переводной коэффициент 1 ч в минуты;
V – расчетная скорость движения автомобиля для соответствующей категории дорог и (или) улиц населенных пунктов в соответствии с приложением 1 к Рекомендациям № 391-Ц, км/ч;
g – грузоподъемность автомобиля (автопоезда), т;
b – коэффициент использования пробега автомобиля (п. 2 Рекомендаций № 391-Ц).
Коэффициент использования пробега автомобиля составляет:
• для самосвалов, цистерн, панелевозов, рефрижераторов и других специализированных автомобилей (кроме фургонов) – 0,45;
• для остальных автомобилей – 0,5.
Два варианта расчета нормы времени за тонно-километр
При работе водителя автомобиля в одной ездке по дорогам и (или) улицам населенных пунктов различных категорий нормы времени на 1 т.км могут устанавливаться:
• по преобладающей категории дорог (составляющей свыше 80 % общей протяженности дорог в одной ездке) и (или) улиц населенных пунктов;
• исходя из средневзвешенной расчетной скорости движения по различным категориям дорог.
Справочно: расчетная скорость движения – это скорость движения одиночного автомобиля при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части.
Приведем примеры расчета норм времени по двум возможным вариантам.
Пример 1. Расчет нормы времени на 1 т.км по преобладающей категории дорог
Водитель самосвала МАЗ-5550-В3 (4×2) грузоподъемностью 12 т занят перевозкой щебня из расположенного вне города карьера на участок реконструкции автодороги. Работа выполняется вне населенного пункта.
В процессе перевозки он проезжает:
– после карьера по дороге низшей категории VI-б – 6 км со скоростью 30 км/ч;
– по обычной автодороге общего назначения категории II – 40 км со скоростью 70 км/ч прямо до пункта назначения.
Таким образом, преобладающая категория дорог – это автодорога общего назначения категории II (87 % общей протяженности дорог).
Тогда норма времени на 1 т.км будет равна:
60 / (70 × 12 × 0,45) = 0,159 мин.
Пример 2. Расчет нормы времени на 1 т.км по средневзвешенной расчетной скорости движения
Указанный в примере 1 водитель самосвала МАЗ-5550-В3 (4×2) грузоподъемностью 12 т занят перевозкой щебня из расположенного вне города карьера на домостроительный комбинат, находящийся в агрогородке.
При этом он проезжает:
• вне населенных пунктов:
– после карьера по дороге низшей категории VI-б – 6 км со скоростью 30 км/ч;
– далее по обычной автодороге общего назначения категории II – 40 км со скоростью 70 км/ч до агрогородка;
• в населенном пункте по главной улице населенного пункта (агрогородка) (Г) в свободных условиях – 2 км со скоростью 60 км/ч.
Средневзвешенная расчетная скорость движения cоставит:
(6 + 40 + 2) / (6 / 30 + 40 / 70 + 2 / 60) = 60 км/ч.
Тогда норма времени на 1 т.км будет равна:
60 / (60 × 12 × 0,45) = 0,19 мин.
Снижение рекомендуемых расчетных скоростей и установление местных исходя из конкретных условий работы
Законодательством предусмотрено, что рекомендуемые расчетные скорости движения грузовых автомобилей могут быть снижены приказом руководителя автотранспортной организации до 20 % (п. 4 Рекомендаций № 391-Ц):
• при перевозке грузов, требующих особой осторожности (кислоты, огнеопасные вещества, жидкости в стеклянной посуде, изделия из стекла, музыкальные инструменты, телевизоры, радиотовары, приборы и т.д., а также легковесные грузы, перевозимые с увязкой по высоте погрузки сверх установленных габаритов автомобиля, пылящие грузы, взрывчатые вещества);
• работе на расстоянии до 3 км включительно;
• работе автомобилей, связанной с доставкой грузов в несколько пунктов, расположенных на расстоянии друг от друга до 3 км включительно.
Справочно: руководители организаций автомобильного транспорта могут устанавливать местные расчетные скорости движения грузовых автомобилей исходя из конкретных условий работы (п. 5 Рекомендаций № 391-Ц):
• на автомобильных дорогах необщего пользования (дороги, предназначенные для внутрихозяйственных и технологических перевозок, служебные и патрульные автомобильные дороги вдоль каналов, трубопроводов, линий электропередачи, других коммуникаций и сооружений, а также служебные автомобильные дороги к гидротехническим и иным сооружениям);
• на труднодоступных участках пути, в карьерах, котлованах и временных подъездных путях;
• при перевозках тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов.
Расчет сдельной расценки на один тонно-километр
Сдельная расценка за 1 т.км (Ст.км) определяется умножением минутной тарифной ставки водителя на норму времени на 1 т.км в минутах:
Ст.км = Тмин × Нвр.
Пример 3. Расчет сдельной расценки за 1 т.км
Часовая тарифная ставка водителя самосвала МАЗ-5550-В3 (4×2) грузоподъемностью 12 т равна 3,33 руб.
Тогда минутная тарифная ставка 0,055 руб.
Норма времени на 1 т.км – 0,19 мин (см. пример 2).
Следовательно, сдельная расценка за 1 т.км составит 0,01 руб. (0,055 руб. × 0,19 мин).
Расчет сдельной заработной платы
Пример 4. Расчет сдельной заработной платы
Указанный в нашем сквозном примере водитель самосвала МАЗ-5550-В3 (4×2) грузоподъемностью 12 т занят перевозкой щебня из расположенного вне города карьера на домостроительный комбинат, находящийся в агрогородке.
Общее расстояние перевозки согласно данным примера 2 – 48 км. За одну ездку водитель выполняет 576 т.км (48 км × 12 т).
Норматив времени на выполнение 1 т.км – 0,19 мин (см. пример 2).
Сдельная расценка 1 т.км транспортной работы – 0,01 руб. (см. пример 3).
На практике при сдельной оплате труда водителям самосвалов и других грузовых автомобилей заработная плата начисляется не только за тонны перевезенного груза, но за время простоя автомобилей:
• под погрузкой и разгрузкой груза;
• при выполнении дополнительных работ в процессе погрузки или разгрузки: взвешивании груза, пересчете грузовых мест, заездах в промежуточные пункты погрузки или разгрузки и др.
Справочно: нормы времени нахождения автомобилей под погрузкой и разгрузкой приведены в приложениях 2–13 к Порядку применения норм времени № 970.
Документ: Порядок применения норм времени нахождения грузового транспортного средства на погрузке и разгрузке, а также на выполнение дополнительных операций, связанных с погрузкой и разгрузкой грузов, приведенный в приложении 7 к Правилам автомобильных перевозок грузов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее – Порядок применения норм времени № 970).
На основании изложенного принимаем норматив времени на погрузку-разгрузку 1 т щебня – 0,75 мин. Тогда сдельная расценка за 1 т механизированной погрузки и разгрузки щебня составит 0,041 руб.
Минутная тарифная ставка водителя автомобиля – 0,055 руб.
Продолжительность смены равна 480 мин (8 ч × 60 мин).
Одна ездка занимает:
12 т × 0,75 мин + 576 т.км × 0,19 мин = 118,44 мин.
Тогда за смену водитель самосвала может выполнить:
(480 мин – 5 мин – 20 мин) / 118,44 мин = 3,84 ездки,
где 5 мин – время предрейсового медицинского осмотра;
20 мин – подготовительно-заключительное время.
Округляем расчетное количество ездок до целого числа – 4.
Тогда сдельный заработок за смену составит:
• за погрузку-разгрузку щебня – 1,97 руб. (4 ездки × 12 т × 0,041 руб.);
• за перевезенные тонны – 23,04 руб. (4 ездки × 576 т.км × 0,01 руб.).
Общая сумма сдельного заработка водителя за смену составит:
1,97 руб. + 23,04 руб. = 25,01 руб.
Рекомендуем изучить подборку материалов о способах применения тарифных ставках и сдельных расценках: