Любой владелец бизнеса хочет знать, насколько эффективно расходуются его средства. Интерес к этому показателю демонстрируют руководители всех уровней, и стоимость подбора не является исключением из правил.
Затраты на закрытие вакансии
Стоимость закрытия вакансии является одним из важных показателей при разработке стратегии и формировании бюджета расходов на персонал. Этот показатель также используется при оценке эффективности источников привлечения кандидатов.
Справочно: бюджет расходов на персонал – финансовый документ, представляющий собой реестр планируемых на определенный период затрат на персонал с распределением их по статьям.
Расчет и анализ данного показателя позволят корректировать использование запланированного бюджета и находить баланс между более и менее удачными каналами поиска (в большей степени относится к массовому найму). Это также дает ответы на следующие вопросы:
– выгодно ли запускать реферальную (партнерскую) программу, когда сотрудник получает вознаграждение за приведенного (трудоустроенного) в компанию человека?
– рентабельно ли обратиться в агентство?
– сотрудник хочет повышения зарплаты. Как поступить?
Цена закрытия вакансии будет зависеть от позиции сотрудника в компании. Конечно же, закрыть позицию топ-менеджера обойдется дольше по времени и дороже по ресурсам, чем линейного сотрудника (иногда для этого приходится привлекать и сторонние организации). Для поиска же и подбора специалистов и линейного персонала, как правило, компания всегда обходится собственными силами.
Поэтому рассмотрим стоимость закрытия вакансии специалистов и линейного персонала.
Статьи затрат (калькуляция стоимости вакансии):
1. Подбор:
‒ доступ к базе резюме (стоимость каналов закрытия) – стоимость подписки на базу резюме, пакета вакансий для размещения;
‒ реклама вакансии ‒ информирование в средствах массовой информации и других источниках: газеты, радио, телевидение, продвижение в социальных сетях, контекстная реклама, таргетинг и др.;
‒ трудозатраты работников, участвующих в закрытии, – стоимость часа работы (в т.ч. налоговая нагрузка), умноженная на количество затраченных часов;
‒ стоимость услуг кадрового агентства – в том случае, если для закрытия вакансии привлекались эксперты сторонней организации;
‒ стоимость услуг аутсорсинга, если на время отсутствия сотрудника его функции (полностью или частично) передавались на выполнение сторонней организации;
‒ величина затрат по реферальной программе ‒ на различных условиях сотрудники получают поощрение за привлечение кандидатов для работы в компании (выплачивается, как правило, после трудоустройства кандидата).
2. Прием:
‒ затраты на оплату медицинского осмотра – при необходимости;
‒ покупка спецодежды ‒ если того требует законодательство, корпоративная культура компании;
‒ затраты на оборудование рабочего места ‒ во многом зависят от категории вакансии, которую закрываем.
3. Обучение:
‒ заработная плата наставника ‒ это оплата за то время, которое наставник обучал, передавал дела, вводил в должность нового сотрудника, вместо того чтобы выполнять свой непосредственный функционал;
‒ стоимость обучения в учебном центре ‒ включает в себя затраты времени специалистов учебного центра, которое было выделено для обучения определенной категории персонала (по которой ведется расчет стоимости), и оплату программы обучения.
В табл. 1 и 2 представлен расчет стоимости закрытия вакансий линейного персонала за месяц в количестве 45 единиц.
Таблица 1
Перечень затрат на подбор персонала
№ п/п |
Статьи затрат |
Перечень затрат |
Часы |
Сумма, руб. |
1 |
Подбор |
Доступ к базе резюме |
10 200,00 |
|
2 |
Подбор |
Реклама вакансии |
2 000,00 |
|
3 |
Подбор |
Трудозатраты специалиста(-ов) по подбору персонала |
595 |
6 006,00 |
4 |
Подбор |
Оплата услуг кадрового агентства |
‒ |
|
5 |
Подбор |
Оплата услуг аутсорсинговой компании |
‒ |
|
6 |
Подбор |
Выплаты по реферальной программе |
1 092,00 |
|
7 |
Прием |
Медицинский осмотр |
2 025,00 |
|
8 |
Прием |
Спецодежда |
3 240,00 |
|
9 |
Прием |
Оборудование рабочего места |
‒ |
|
10 |
Обучение |
Заработная плата наставника |
170 |
1 872,00 |
11 |
Обучение |
Стоимость обучения в учебном центре |
425 |
4 368,00 |
ИТОГО затраты |
30 803,00 |
Таблица 2
Свод затрат
№ п/п |
Статьи затрат |
Сумма, руб. |
Всего затрат |
||
1 |
Подбор |
19 298,00 |
2 |
Прием |
5 265,00 |
3 |
Обучение |
6 240,00 |
ИТОГО затраты |
30 803,00 |
|
Всего затрат на 1 вакансию |
||
1 |
Подбор |
428,84 |
2 |
Прием |
117,00 |
3 |
Обучение |
138,67 |
ИТОГО затраты на 1 вакансию |
684,51 |
Как снизить затраты на закрытие вакансии?
Стоимость закрытия одной вакансии в нашем случае составляет 684 руб. 51 коп. А у многих компаний показатель текучести персонала достаточно высокий. Поэтому анализ и оптимизация существующих процессов помогут сэкономить часть бюджета и частично выстроить стратегию управления персоналом.
Справочно: стратегия управления персоналом – это план действий по достижению целей компании через эффективные методы управления.
Справочно: под текучестью персонала подразумевают процент сотрудников, которые покидают компанию в течение определенного периода времени.
Способы снижения затрат на закрытие вакансии:
1. Работа с «кадровым резервом» ‒ поможет сократить затраты как на привлечение кандидата, так и на адаптацию новичка, также это будет хорошая мотивация для остальных, демонстрирующих реальные карьерные перспективы.
2. Использование бесплатных площадок для размещения вакансий ‒ тематические группы в социальных сетях, каналы в мессенджерах, профессиональные порталы и др.
3. Использование собственных площадок для размещения ‒ корпоративный сайт с разделом о работе в компании, корпоративные сообщества в социальных сетях, мессенджерах.
4. Оптимизация источников размещения вакансий с учетом их эффективности. Регулярный сбор обратной связи от кандидатов о том, где они увидели вакансию, поможет отслеживать эффективность источников и принимать решение о дальнейшем взаимодействии, основываясь на фактах.
5. Работа над удержанием сотрудников. В зависимости от ценности, которую сотрудник представляет для компании, может быть целесообразно изменить (улучшить) условия работы сотрудника: изменить график работы, сделать более комфортным рабочее место, поменять место работы, если это, например, розничная сеть или компания с разными локациями или филиалами, предложить перевод на другую должность/подразделение в рамках компании, зачислить в «кадровый резерв» и др.
6. Поощрение действующих сотрудников компании за предложение кандидатов на открытые вакансии.