16 июня 2022

Рекомендации по проведению оценки интеллектуальных нагрузок при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда

Оценка условий труда при аттестации проводится для установления классов (степеней) вредности и (или) опасности условий труда на рабочем месте. Результаты оценки усло­вий труда используются для определения права работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, а также дополнительный отпуск, сокращенную продолжительность рабочего времени и оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Сегодня мы рассмотрим методы определениях показателей напряженности трудового процесса – интеллектуальные нагрузки.

В соответствии с постановлением № 253 оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте при аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация) производится в порядке, определяемом Минтруда и соцзащиты. Данный порядок преду­смотрен в Инструкции № 35.

Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее – постановление № 253).

Документ:
Инструкция по оценке усло­вий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утверж­денная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35 (далее – Инструкция № 35).

Подходы к оценке условий труда по показателям напряженности трудового процесса, приведенные ниже, могут использоваться в ходе проведения аттестации только в том случае, если их влияние на работника ежедневное, постоянное в течение полного рабочего дня (смены).

Справочно:
напряженность труда – это характеристика трудового процесса, отража­ющая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Кроме того, оцениваемые показатели должны быть обусловлены технологическим процессом, в котором непосредственно занят работник, применяемым на конкретном рабочем месте оборудованием, выполнением работы, предусмотренной в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС) для данной профессии и Едином квалификационном справочнике должностей служащих (далее – ЕКСД) для данной должности, а также должностной (рабочей) инструкцией, трудовым договором.

Оценка напряженности трудового процесса проводится на основании оценок показателей, приведенных в подп. 4.1–4.5 п. 4 карты аттестации рабочего места по условиям труда (далее – карта аттестации). Рассмотрим подробнее 2 первых показателя.

1. Интеллектуальные нагрузки

1.1. Содержание работы

Показатель оценивается в зависимости от степени сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма.

Справочно:
умственный труд можно под­разделить на 3 типа:
– сенсорный – сводится к приему информации по одним каналам и передаче ее практически в неизменном виде по другим каналам;
– сенсомоторный – прием информации и выработка стандартного ответа;
– логический (эвристическая, творческая деятельность) – прием информации, ее переработка, оценка и выработка нестандартных решений.

Оптимальные условия определяются как отсутствие необходимости принятия решения.

Пример работ: все профессии физического, механизированного, конвейерного труда.

Класс 2 присваивается работам, требующим решения простых задач по инструкции.

Пример работ: профессии автоматизированного и полу­авто­матизированного производства, некоторых видов управленческого и операторского труда.

Перейдем к вредным условиям.

Классом 3.1 оцениваются работы, где принятие решений происходит на основе необходимой и достаточной информации по известному алгоритму (как правило, это задачи диагностики или выбора).

Пример: работа по серии инструкций характерна для дис­петчерской службы.

Справочно:
различия между классами 2 и 3.1 сводятся к двум пунктам: «решение простых» (класс 2) или «сложных задач с выбором по известным алгоритмам» (класс 3.1), или «решение задач по инструкции» (класс 2) или «работа по серии инструкций» (класс 3.1).

Работы, связанные с созданием принципиально новых видов продукции, научная и конструкторская деятельность высокого уровня оцениваются как эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуациях и оцениваются классом 3.2.

Различия между классами 3.1 и 3.2 заключаются в одной характеристике – решения задач по известным алгоритмам* (класс 3.1) либо эвристические приемы** (класс 3.2). Классом 3.2 должна оцениваться такая работа, при которой способы решения задачи заранее неизвестны (недостаточность информации) и решение принимается одним ответственным лицом.

_____________
* Алгоритм – это логическая совокупность правил, которая, если ей следовать, всегда приводит к верному решению задачи.

** Эвристические приемы – это правила (процедуры или описания), пользование которыми не гарантирует успешного выполнения задачи.

В случае применения оценочного критерия «простота – сложность решаемых задач» можно воспользоваться таблицей на с. 35, где приведены некоторые характерные признаки простых и сложных задач.

Признаки сложности решаемых задач

Простые задачи

Сложные задачи

1. Не требуют рассуждений

1. Требуют рассуждений

2. Имеют ясно сформулированную цель

2. Цель сформулирована только в общем (например, руководство работой бригады)

 

3. Отсутствует необходимость построения внутренних представлений о внешних событиях

3. Необходимо построение внутренних представлений о внешних событиях

4. План решения всей задачи содержится в инструкции (инструкциях)

4. Решение всей задачи необходимо планировать

5. Задача может включать несколько подзадач, не связанных между собой или связанных только последовательностью действий. Информация, полученная при решении подзадачи, не анализируется и не используется при решении другой подзадачи

5. Задача всегда включает решение связанных логически подзадач, а информация, полученная при решении каждой подзадачи, анализируется и учитывается при решении следующей подзадачи

6. Последовательность действий известна либо она не имеет значения

6. Последовательность действий выбирается исполнителем и имеет значение для решения задачи

 

1.2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка

При оценке данного показателя отличительной чертой между классами условий труда является «стандартная норма», которая принимается для сопоставления поступающей во время работы информации с нормативными значениями, необходимыми для выполнения работы.

Примеры работ: профессии, связанные с использованием и управлением сложным технологическим оборудованием и аппаратурой, транспортом, автоматизированный труд, диспетчерская работа и др.

Оптимальные условия труда определяются на рабочих местах, на которых осуществляется, например, наблюдение за ходом технологического процесса, работой оборудования и выходом контролируемых параметров за допустимые пределы, не связанные с возможностью аварии.

Примеры работ: дополнительный обход оборудования, контроль оборудования без подмены на пульте управления, т.е. работник осуществляет восприятие сигналов, на которые не требуется постоянная коррекция действий.

Допустимые условия – условия, при которых трудовая деятельность связана с восприятием сигналов с последующей коррекцией действий и операций.

Пример работы: у токаря обработка простой детали выполняется посредством ряда операций (закрепление детали, обработка наружной и внутренней поверхностей и т.д.), каждая из которых включает ряд простых действий. Коррекция действий и операций заключается в сравнении с несложными и не связанными между собой «стандартами», операции являются самостоятельными составными частями технологического процесса, а воспринимаемая информация и соответствующая коррекция носят характер «правильно – неправильно» по сравнению со «стандартом».

Пример профессий рабочих: контролер, станочник, электро­газосварщик и большинство представителей массовых рабочих профессий рабочих, санитар(-ка).

Важно!
Вредные условия труда оцениваются при восприятии сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями, заключительной оценкой фактических значений параметров производственных факторов, т.е. деятельность, требующая значительного опыта, знания технологического процесса, связанная с повышенным уровнем ответственности за принятое решение, возможностью материального ущерба при принятии неадекватного решения.

Стандартом для оценки классом 3.1 является совокупность информации, характеризующей состояние объекта труда при работах, основой которых является интеллектуальная деятельность. Сравнение со «стандартом» производится в виде процесса информационного поиска и подготовки решения на основе мышления с обязательным использованием умственных способностей исполнителя.

Примеры работ: научные работники, мастера, телефонисты, медицинские сестры, профессии операторского и диспетчерского типа, инженеры КИПиА, руководители структурных подразделений и др.

Классом 3.2 оценивается работа, связанная с восприятием сигналов с последующей комплексной оценкой всей производственной деятельности (комплекса информаций).

Примеры профессий рабочих (должностей служащих): водители транспортных средств, авиадиспетчеры, диспетчеры станционные, диспетчерские профессии в электроэнергетике, трубопроводном транспорте, врачи и т.п.

1.3. Распределение функций по степени сложности задания

Трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работающими, поэтому оценка по данному показателю возрастает в зависимости от количества функциональных обязанностей, возложенных на работающего.

Оптимальные условия – условия, при которых трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к напряженности труда.

Пример профессий рабочих: грузчик, санитарка и др.

Классом 2 оценивается работа по контролю за выполнением своих заданий (обработка, выполнение задания и его проверка, которая, по сути, является самоконтролем). Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, с последующей проверкой выполнения своего задания.

Пример профессий рабочих: токарь, кассир, телефонист, медицинские сестры и др.

Справочно:
допустимые и вредные условия труда различаются в случаях отсутствия (класс 2) или наличия функции контроля за выполнением задания другими лицами (класс 3.1) и работы по распределению заданий другим лицам (при отсутствии распределения, но наличии контроля – класс – 3.1, при совокупности контроля и распределения – класс 3.2).

Класс 3.1 присваивается работе, при которой осуществляется контроль выполнения задания другими лицами. Обработка, проверка и контроль за выполнением задания указывают на большую степень сложности выполняемых функций работающего, и соответственно в большей степени проявляется напряженность труда.

Пример должностей служащих (профессий рабочих): руководители структурных подразделений, мастера промышленных предприятий, врачи.

Классом 3.2 оценивается самая сложная функция – это предварительная подготовительная работа, затем распределение заданий другим лицам и их последующий контроль.

1.4. Характер выполняемой работы

Оптимальной для работника является работа по индивидуальному плану.

Примеры профессий рабочих: уборщики (производственных, служебных) помещений, санитары(-ки) и др.

Допустимые условия труда характеризуют выполнение работы по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности, т.е. за смену должен быть выполнен определенный объем плановой работы, а распределение ее по времени определяется самим работающим.

Примеры рабочих (должностей служащих): врачи, медицинские сестры поликлиник, больниц, учреждений социального обслуживания, телефонисты, телеграфисты и др.

Вредными условиями труда характеризуется постоянная в течение рабочего дня (смены), ежедневная работа в условиях дефицита времени.

Справочно:
дефицит времени – это работа в условиях, когда полученная информация требует немедленной переработки и формирования управляющих воздействий (т.е. дефицит времени принятия решений). Промедление в выполнении необходимых функций вызовет аварию, материальный ущерб или угрозу здоровью и жизни людей.

Классом 3.1 характеризуется работа в условиях дефицита времени и при достаточном для принятия решения объеме инфор­мации.

Оценивается только такая работа, при которой дефицит времени является ее постоянной и неотъемлемой характеристикой, и при этом успешное выполнение задания возможно только при правильных действиях в условиях такого дефицита. Для обоснования данной оценки требуется документальное подтверждение.

Пример профессий рабочих:

– машинисты и водители транспортных средств.

Задержка в выполнении трудовых функций водителей автомобилей (автобусов) предприятий и учреждений образования, занимающихся перевозкой работников, детей, а также водителей автомобилей при перевозке грузов, в т.ч. опасных, связана с возможностью аварий;

– врачи при оказании ежедневной, скорой медицинской помощи при проведении экстренных операций (дефицит времени).

Классом 3.2 характеризуется работа в условиях дефицита времени и информации с высокой ответственностью за конечный результат работы. Для обоснования данной оценки требуется документальное подтверждение.

Справочно:
повышенная ответственность за конечный результат – это такая ответственность, которая осознается не только субъективно (на любом рабочем месте исполнитель такую ответственность осознает и несет), но и возлагается на исполнителя должностной инструкцией.

Примеры профессий рабочих (должностей служащих): машинист котлов, турбин и блоков на энергопредприятии, авиационный, станционный диспетчеры, работники, которые несут материальную ответственность за сохранность уникального, сложного и дорогостоящего оборудования, за жизнь других людей, врачи при оказании ежедневной, скорой медицинской помощи, при проведении экстренных анестезий (дефицит времени и информации).

Ольга Валетко, заместитель начальника управления государственной экспертизы условий труда и охраны труда комитета по труду, занятости и социальной защите Минского облисполкома

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Поделись статьёй со своими коллегами!

Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.