Помимо тарифной части, а также сдельных расценок, заработная плата водителя автомобиля может включать в себя дополнительные стимулирующие выплаты (надбавки, премии, бонусы и т.д.). В соответствии с законодательством указанные выплаты наниматель вправе применять в порядке, предусмотренном в локальных правовых актах (ЛПА) организации и трудовом договоре. Рассмотрим особенности установления и выплаты водителям автомобиля надбавок и премий.
На основании коллективного договора, соглашения, иных ЛПА и трудового договора наниматели могут устанавливать работникам выплаты стимулирующего характера, к которым относятся надбавки, премии и иные выплаты (часть первая ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК).
Перечислим основные виды надбавок, которые применяются в отношении водителей автомобиля:
1) надбавка за классность;
2) надбавка за профессиональное мастерство;
3) надбавка за стаж работы (выслугу лет).
НАДБАВКА ЗА КЛАССНОСТЬ
Надбавка за классность применяется для водителей автомобиля, имеющих II и I классы. Eе размер устанавливается нанимателями на основании коллективного договора, соглашения, трудового договора.
Присвоение класса водителю автомобиля производится с учетом тарифно-квалификационной характеристики профессии «водитель автомобиля», содержащейся в выпуске 52 ЕТКС*.
Надбавка за классность может выплачиваться водителю автомобиля по факту присвоения ему класса, независимо от того, каким автомобилем он управляет. При этом соответствующая норма должна быть предусмотрена в ЛПА.
Например, в ЛПА может содержаться следующая запись:
«Водителям автомобиля, имеющим присвоенный в установленном порядке II класс, ежемесячно выплачивается надбавка за классность в размере 10 %, имеющим I класс, – 25 % от установленной им месячной тарифной ставки с учетом всех повышений. Указанная надбавка выплачивается за фактически отработанное в качестве водителя автомобиля время».
Фактически отработанное в качестве водителя автомобиля время определяется по путевому листу установленной формы.
Справочно: надбавка за классность не начисляется в тех случаях, когда за водителем автомобиля сохраняется средний заработок (оплата за период трудового, социального отпусков, временной нетрудоспособности и в других случаях, предусмотренных законодательством), а также при временном переводе водителя слесарем по ремонту автомобиля.
Пример 1. Расчет надбавки за классность
Водителю автомобиля, имеющему непрерывный стаж работы по категории «В» 2 года 3 месяца и не попадавшего в дорожно-транспортные происшествия по его вине в течение данного периода, аттестационной комиссией присвоен II класс. Согласно ЛПА организации водителям автомобиля, имеющим присвоенный в установленном порядке II класс, ежемесячно выплачивается надбавка за классность в размере 10 % тарифной ставки (с учетом повышений) за отработанное в качестве водителя время.
Размер надбавки за классность за март 2022 г. при условии отработки в качестве водителя автомобиля полного месяца и тарифной ставки с учетом повышений 1 200 руб. составит 120 руб. (1 200 руб. × 10 %).
НАДБАВКА ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО
Некоторые коммерческие организации, опираясь на Разъяснение № 94*, практикуют установление для водителей автомобилей надбавок за профессиональное мастерство для стимулирования повышения квалификации водителей, качественного выполнения обязанностей и повышения производительности труда.
Надбавку за профессиональное мастерство наниматель устанавливает на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора в процентах от тарифной ставки (тарифного оклада) за фактически отработанное время. Процент надбавки наниматель определяет самостоятельно.
НАДБАВКА ЗА СТАЖ РАБОТЫ (ВЫСЛУГУ ЛЕТ)
Надбавка за стаж работы – стимулирующая выплата, направленная на заинтересованность работников в наличии продолжительного стажа работы в организации и получении взамен соответствующего материального вознаграждения.
Порядок и условия выплаты указанной надбавки предусматриваются в ЛПА и устанавливаются дифференцированно – в зависимости от продолжительности стажа работы.
Выплата водителям автомобилей надбавок за стаж работы в процентах к тарифным ставкам (тарифным окладам) может производиться в следующих размерах в зависимости от стажа:
– от 1 года до 5 лет – 5 %;
– от 5 лет до 10 лет – 10 %;
– от 10 лет до 15 лет – 15 % тарифной ставки пропорционально отработанному времени и т.д.
Выплаты рассчитываются в процентном отношении от тарифной ставки (тарифного оклада). Нанимателю необходимо определиться, какую тарифную ставку применять для исчисления выплат, поскольку она может быть с повышениями (например, повышение по контракту (абз. 3 п. 3 части первой ст. 261-2 ТК)) либо без повышений.
Пример 2. Расчет надбавки за стаж работы
Водителю автомобиля, проработавшему в организации 12 лет, установлена месячная тарифная ставка с учетом повышений в размере 1 200 руб.
В марте 2022 г. водитель отработал весь месяц. Согласно ЛПА организации надбавка за стаж работы в организации от 10 до 20 лет установлена в размере 20 % от тарифной ставки с учетом повышений пропорционально отработанному времени.
Размер надбавки за стаж работы для водителя за отчетный месяц составит 240 руб. (1 200 руб. × 20 %).
ПРЕМИРОВАНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
Порядок и условия выплаты водителям автомобиля премий устанавливается в ЛПА организации.
Премирование условно подразделяется на премии за основные результаты финансово-хозяйственной деятельности организации и специальные виды премий.
Премии за основные результаты финансово-хозяйственной деятельности
Премирование за основные результаты финансово-хозяйственной деятельности вводится в целях усиления заинтересованности работников в результатах производства и реализации продукции, повышения эффективности работы, снижения уровня расходов, экономии всех видов материальных затрат и др.
Премирование должно производиться за показатели, от выполнения которых зависят общие результаты деятельности организации.
Премирование водителей автомобиля может быть как индивидуальным, так и коллективным. При этом водители автомобиля могут премироваться по следующим показателям (условиям) премирования:
– выполнение графиков (расписаний) движения, договоров по обслуживанию потребителей;
– выполнение установленных заданий по объему работ (услуг);
– соблюдение и сокращение установленных сроков выполнения работ, утвержденных нормами и нормативами;
– высокое качество обслуживания пассажиров, грузоотправителей (грузополучателей), населения и других потребителей, обеспечение сохранности багажа и грузов;
– снижение себестоимости работ (услуг), повышение производительности труда.
Более высокие размеры премий целесообразно предусматривать:
– на основных участках работы, на линиях (направлениях, маршрутах) с наиболее интенсивным движением;
– в производствах со сложными технологическими процессами, при освоении новой техники;
– на участках, где применяются технически обоснованные нормы и нормативы, нормированные задания.
Премии начисляются за фактически отработанное время в отчетном периоде:
– водителям автомобилей со сдельной формой оплаты труда – на заработок по сдельным расценкам;
– водителям автомобилей с повременной формой оплаты труда – на тарифную ставку (тарифный оклад).
Перечень производственных упущений, за которые работники, в т.ч. водители автомобилей, лишаются премий полностью или частично, устанавливается нанимателем в ЛПА организации.
Полное или частичное лишение премий производится за период, в котором было совершено упущение в работе, и оформляется приказом (распоряжением) нанимателя с обязательным указанием причин.
Специальные виды премий
Специальные виды премий устанавливаются и выплачиваются в порядке, установленном в ЛПА организации.
К специальным видам премий относится премирование:
– за экономию топливно-энергетических и материальных ресурсов: бензина, дизельного топлива, смазочных материалов, электрической, тепловой энергии и др.*;
– внедрение новой техники и технологии;
– увеличение пробега новых и восстановленных методом наложения протектора автомобильных шин;
– выполнение плана сдачи лома и отходов черных, цветных и драгоценных металлов;
– увеличение экспорта продукции (работ, услуг).
Основанием для обязательного снижения (лишения) премии являются нарушение производственных и технологических инструкций, требований по охране труда, пожарной безопасности, трудовой и исполнительской дисциплины, наличие несчастных случаев на производстве по вине ответственных лиц и другие производственные упущения.
Пример 3. Расчет зарплаты при повременно-премиальной оплате труда
Тарифная ставка водителя автомобиля равна 1 200 руб., оплата труда – повременно-премиальная. При выполнении показателей и условий премирования водителю начисляется премия в размере 40 % тарифного оклада за отработанное время.
Водитель работает в режиме 6-дневной 40-часовой рабочей недели. В марте 2022 г. он болел и отработал 18 из 22 рабочих дней (р.д.), предусмотренных графиком работы. Показатели и условия премирования работник выполнил.
Таким образом, заработная плата (тарифная ставка + премия) водителя за март будет равна 1 374,55 руб. (1 200 руб. / 22 р.д. × 18 р.д. + (1 200 руб. / 22 р.д. × 18 р.д.) × 40 %).
* Выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь 25.11.2003 № 147 (далее – выпуск 52 ЕТКС).
* Разъяснение Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь к постановлению Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 27.10.2014 № 94 «О внесении дополнений и изменений в выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих» (далее – Разъяснение № 94).
* Источником премирования за экономию топливно-энергетических ресурсов является фактически достигнутая их экономия, подтвержденная данными бухгалтерского учета и показаниями приборов.