Оригинальный подход к оценке интенсивности труда предложен на ОАО «АвтоВАЗ». Для оценки ее уровня предлагалось измерять:
– скорость;
– темп трудовых движений;
– массу перемещаемого груза.
Под скоростью понимался путь, проходимый наиболее удаленной точкой руки или ноги в единицу времени, под темпом – количество движений в единицу времени.
Сравнивать предполагалось среднюю фактическую скорость движений с эталонным значением по формуле:
Кc = Vф / Vэ,
где Кс – коэффициент скорости;
Vф – средняя фактическая скорость выполнения операции;
Vэ – эталонная скорость выполнения операции.
Для определения фактической скорости и темпа выполнения операций применялись киносъемка, хронометраж.
В качестве формулы для определения фактической скорости трудовых движений использовалась следующая формула:
Vф = L / Tфвд,
где L – длина траектории/расстояние перемещения;
Tфвд – фактическое время выполнения движения.
Сложность при этом возникла с определением эталонного показателя, который будет существенно отличаться на разных типах производства. За эталон принимались нормативы, созданные на базе системы микроэлементного нормирования БСМ-1, активно внедрявшегося на заводе.
Аналогичный подход использовался и в отношении темпа работы (количество движений в минуту). Его фактическое значение сравнивалось с эталонным, которое на предприятии выводилось экспериментальным путем, на основе применения существующих нормативов.
Также вводился показатель фактического объема динамической нагрузки, измеряемый в килограммах в минуту, по формуле:
Аф= P × L / Tфвд,
где P – разовое усилие или масса предметов, кг;
L – длина траектории/расстояние перемещения;
Tфвд – фактическое время выполнения движения.
Оценка его приемлемости проводилась посредством сравнения с эталонным значением через коэффициент относительной эффективности (Кэ):
Кэ = Аф / Ан,
где Ан – нормативная величина динамической работы.
Последняя величина устанавливалась на уровне: