26 августа 2024

Установление комбинированной дистанционной работы по инициативе нанимателя

В статье рассматривается алгоритм установления комбинированной дистанционной работы по инициативе нанимателя, которая станет возможна со следующего года, с примерами оформления необходимых документов.

Напомним основные изменения законодательства, вступившие в силу с 01.01.2024 и касающиеся дистанционной работы:

1) дистанционная работа может выполняться в т.ч. комбинированно (выполняться постоянно или временно с чередованием в течение рабочего времени дистанционной работы и работы по месту нахождения нанимателя) (часть вторая ст. 307-1 ТК);

2) условие о выполнении дистанционной работы устанавливается не только по договоренности между нанимателем и работником, но также и по инициативе нанимателя в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 32 ТК (часть третья ст. 307-1 ТК);

3) установление или отмена дистанционной работы признаются изменением существенных условий труда (часть вторая ст. 32 ТК).

Рассмотрим ниже блок-схему, пошагово иллюстрирующую порядок установления комбинированной дистанционной работы по инициативе нанимателя.

Шаг 1. Издайте приказ об изменении существенных условий труда в связи с установлением комбинированной дистанционной работы по инициативе нанимателя.

Документ: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 21.12.2023 № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении гражданских дел о прекращении трудовых договоров» (далее – постановление № 9).

Установление комбинированной дистанционной работы по инициативе нанимателя является изменением существенных условий труда, поэтому такое установление возможно только в соответствии со ст. 32 ТК.

В то же время нанимателю предоставлено право изменять существенные условия труда работника в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами (часть первая ст. 32 ТК).

Изменение существенных условий труда должно быть обосновано производственными, организационными или экономическими причинами, выразившимися, в частности (часть первая п. 12 постановления № 9):

– в рационализации рабочих мест;

– изменении техники и технологии производства;

– введении новых форм организации труда;

– совершенствовании рабочих мест на основе аттестации.

На практике такими причинами также могут являться:

– автоматизация и компьютеризация производственных процессов;

– внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;

– изменения в организационной структуре предприятия, направленные на рациональноеперераспределение нагрузки на структурные подразделения;

– изменение объемов производства;

– выпуск новой продукции и др.

При отсутствии доказательств, подтверждающих обоснованные производственные, организационные или экономические причины, увольнение работника по п. 5 части второй ст. 35 ТК является незаконным (часть вторая п. 12 постановления № 9).

Важно! Не является веской причиной для изменения существенных условий труда ухудшение финансового состояния организации.

Шаг 2. Согласуйте с профсоюзом и внесите изменения в правила внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка являются одним из локальных правовых актов организации (абз. 6 части первой ст. 1 ТК).

Нанимателю предоставлено право требовать от работников выполнения условий  трудового  договора  и  правил внутреннего трудового распорядка (п. 5 ст. 12 ТК), а работник обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда (п. 2 части первой ст. 53 ТК).

Правила внутреннего трудового распорядка устанавливаются нанимателем с участием профсоюзов на основании типовых правил внутреннего трудового распорядка, утверждаемых Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом (ст. 195 ТК).

Наниматели осуществляют свои обязанности в соответствующих случаях по согласованию или с участием профсоюзов, в т.ч. при принятии локальных правовых актов, затрагивающих трудовые и социально-экономические права работников (часть вторая ст. 55 ТК).

Шаг 3. Предупредите работника об изменении существенных условий труда.

Установление или отмена дистанционной работы по инициативе нанимателя являются изменением существенных условий труда (часть вторая ст. 32 ТК).

В том случае, когда установление или отмену дистанционной работы инициирует наниматель, он обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за 1 месяц (часть третья ст. 32 ТК). При этом изменение существенных условий труда должно быть обосновано производственными, организационными или экономическими причинами (часть первая ст. 32 ТК). 

Шаг 4. Получите согласие работника продолжить работу с изменившимися существенными условиями труда.

Письменное согласие работника продолжить работу с изменившимися существенными условиями труда также может быть получено в виде отдельного письменного заявления.

Шаг 5. Заключите дополнительное соглашение к трудовому договору.

Трудовой договор может быть изменен только с согласия сторон (часть четвертая ст. 19 ТК), поэтому при изменении трудового договора стороны заключают дополнительное соглашение.

При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда

Шаг 4.1. Получите отказ работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда.

Письменный отказ работника продолжить работу с изменившимися существенными условиями труда в связи с установлением комбинированной дистанционной работы может быть получен и в виде отдельного письменного заявления.

Шаг 5.1. Издайте приказ о прекращении трудового договора.

При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда в связи с переходом на комбинированную дистанционную работу трудовой договор согласно части четвертой ст. 32 ТК прекращается по п. 5 части второй ст. 35 ТК с выплатой выходного пособия в размере не менее 2-недельного среднего заработка (часть четвертая ст. 48 ТК).

В этом случае наниматель издает приказ (распоряжение) об увольнении работника и объявляет его работнику под подпись (п. 15 части первой ст. 55 ТК).

Шаг 6.1. Произведите увольнение работника и внесите запись в трудовую книжку.

Трудовая книжка выдается работнику в день увольнения (в последний день работы) с внесенной в нее записью об увольнении (часть шестая ст. 50 ТК; п. 72 Инструкции № 40).

При прекращении трудового договора (контракта) по основаниям, предусмотренным частью второй ст. 35 ТК, за исключением случаев расторжения (прекращения) трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя и по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в трудовую книжку вносится запись об увольнении работника со ссылкой на соответствующий пункт части второй ст. 35 ТК (п. 37 Инструкции № 40).

Документ: Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 (далее – Инструкция № 40).

Александр Шевцов, экономист

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Поделись статьёй со своими коллегами!

Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.