Алгоритм определения норм времени с помощью метода классов времени
Нормы труда на предприятии могут устанавливаться в т.ч. методом сравнения и оценки. Этот метод имеет различные варианты подходов, один из которых – метод классов времени – мы рассматривали в прошлом номере журнала*.
Сегодня мы остановимся на практическом применении метода классов времени: рассмотрим алгоритм определения норм времени при его помощи на конкретном производственном примере.
_____________
* Нормирование и тарификация труда. – 2023. – № 5. – С. 47–52.
Кратко напомним суть метода классов времени.
Каждому классу времени устанавливается буквенное обозначение, диапазон нормированного времени и среднее значение диапазона. С помощью статистического подхода все возможные значения нормируемых затрат времени формируются в таблицу классов времени. Таблица классов времени состоит из значений оперативного времени tоп, разница между которыми возрастает в определенной закономерности.
При оценке необходимого значения времени рабочего процесса или его этапа специалист дает оценку диапазона времени для конкретного рабочего процесса и с помощью таблицы определяет, к какому классу времени в буквенном обозначении он относится. Например, для конкретной рабочей операции требуется от 6 до 8 мин, что соответствует классу времени «В» (см. табл. 1.)
Таблица 1
Фрагмент таблицы классов времени
В свою очередь, установленные классы времени служат основой для составления каталога работ по классам времени.
Порядок определения норм времени методом классов времени
Алгоритм определения значений нормированного времени рабочего процесса с помощью классов времени базируется на выполнении стандартной последовательности шагов, установленной для метода сравнения и оценки с некоторой особенностью.
Этот алгоритм можно представить в следующем виде:
Шаг 1. Описать рабочее задание и установить цель получения нормы времени.
Шаг 2. Отыскать в каталоге работ по классам времени аналогичное рабочее задание либо аналогичный предмет труда для последующего сравнения с указанием конкретного класса времени.
Шаг 3. Сравнить организационно-технические условия выполнения нового рабочего процесса с аналогом и зафиксировать отклонения в предметах труда и этапах рабочего процесса.
Справочно:
при этом необходимо ответить на вопрос: могут ли эти отклонения в предметах труда и этапах рабочего процесса перевести новый рабочий процесс в другой класс времени по сравнению с аналогом?
При утверждении «нет» устанавливаем в качестве оперативного времени для нового рабочего процесса среднее время класса времени, в котором находится аналогичный рабочий процесс. Далее переходим к шагу 7.
При утверждении «да», когда оцененные отклонения времени переводят новый рабочий процесс (новую работу) в другой класс времени по сравнению с аналогом, переходим к шагу 4.
Шаг 4. Рассчитать или оценить с использованием параметров влияния отклонения времени в предметах труда и этапах рабочего процесса для нового рабочего процесса по сравнению с аналогом.
Шаг 5. Рассчитать или оценить время добавленных этапов и время исключенных этапов для нового рабочего процесса.
Шаг 6. Найти скорректированное оперативное время нового рабочего процесса путем учета отклонений времени в предметах труда и этапах рабочего процесса, а также с включением времени добавленных этапов и вычитанием времени исключенных этапов рабочего процесса.
Справочно:
при этом необходимо ответить на вопрос: находится ли скорректированное оперативное время нового рабочего процесса в том же классе, что и аналог, или переходит в другой класс времени?
При утверждении «да» устанавливаем в качестве оперативного времени для нового рабочего процесса среднее время класса времени, в котором находится аналогичный рабочий процесс. Далее переходим к шагу 7.
При утверждении «нет» устанавливаем в качестве оперативного времени для нового рабочего процесса среднее время того класса времени, в диапазоне которого находится скорректированное оперативное время. Далее переходим к шагу 7.
Шаг 7. Установить норму времени нового рабочего процесса с учетом добавок времени на обслуживание рабочего места, времени на отдых и личные надобности и др. Применяем норму времени в соответствии с целью, установленной в шаге 1.
Важно!
Преимущество метода классов времени заключается в том, что оценка посредством интервала времени всегда проще, чем оценка через однозначное значение.
Производственный пример
Рассмотрим применение метода классов времени в слесарном цехе для работ с листовой сталью. Для изготовления изделий используется стальной лист толщиной 1–6 мм. Информация о рабочих процессах находится в рабочих нарядах, чертежах изделий, технологических картах. Количество изделий в заказах составляет от 1 до 50.
В соответствии с производственным заказом требуется изготовить накладную крышку, эскиз которой изображен на рис. 1. Объем изготовления – 10 штук. Необходимо определить норму времени Нв на единицу изделия для накладной крышки. В слесарном цехе применяются норматив времени на отдых и личные потребности gотл в размере 5 % от оперативного времени, а также норматив времени обслуживания gобс в размере 8 %.
Рис. 1. Накладная крышка
<…>
Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 6/2023.
Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала
Хотите ознакомиться со статьей? Оставьте заявку и получите консультацию специалиста!