Чем отличается организация труда водителей автомобилей от рабочих других профессий. Четыре важные особенности
В регулировании трудовых отношений с водителями автомобилей есть ряд особенностей, которые делают их непохожими на трудовые отношения с любыми другими рабочими. Особенности эти касаются самых разных сфер, например профессиональной подготовки, тарификации, регулирования рабочего времени, установления совмещения и т.д. Специалистам по организации и оплате труда знать это очень важно, чтобы по ошибке водителей не «стричь под одну гребенку» со всеми остальными.
Отличие 1. Профессиональная подготовка (переподготовка) водителей автомобиля
Профессиональная подготовка и переподготовка водителей действительно существенным образом отличаются от подготовки и переподготовки по другим профессиям рабочих. Так, правом подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей наделены только организации, имеющие сертификат соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь на эти услуги (часть первая ст. 28 Закона о дорожном движении).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении» (далее – Закон о дорожном движении).
Документ:
Правила подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденные постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 25.07.2017 № 61.
Требования к деятельности по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин установлены постановлением № 120.
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2006 № 120 «О некоторых вопросах осуществления деятельности по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств» (далее – постановление № 120).
Требования к деятельности по повышению квалификации лиц, обучающих управлению механическими транспортными средствами (за исключением колесных тракторов), установлены постановлением № 36.
Документ:
постановление Минтранса Республики Беларусь от 28.03.2008 № 36 «О требованиях к материально-технической базе учреждений, обеспечивающих повышение квалификации лиц, обучающих управлению механическими транспортными средствами (за исключением колесных тракторов)» (далее – постановление № 36).
Из вышеизложенного следует, что у нанимателей отсутствует возможность самостоятельно обучать работников данной профессии непосредственно на производстве.
При этом даже с соблюдением требований законодательства работе водителя автомобиля может быть обучен не каждый: как определено в части шестой ст. 28 Закона о дорожном движении, обучение управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами разрешается не ранее чем за 2 года до достижения обучаемым лицом возраста, установленного для получения права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной.
Так, право управления автомобилем категорий «В» и «С» может получить лицо, достигшее возраста 18 лет, а категории «D» и составами транспортных средств категорий «BE», «СЕ» и «DE» – лицо, достигшее 21 года (части третья и четвертая ст. 25 Закона о дорожном движении).
В отличие от других профессий рабочих, организации, осуществляющие подготовку и переподготовку водителей, по результатам обучения разряд не присваивают, а выдают два документа установленного образца:
– водительское удостоверение (документ, подтверждающий право управления механическим транспортным средством соответствующей категории);
– свидетельство (документ, подтверждающий прохождение водителем подготовки, переподготовки).
Отличие 2. Тарификация водителей автомобиля
<…>
Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 1/2021.
Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала
Хотите ознакомиться со статьей? Оставьте заявку и получите консультацию специалиста!