Департамент государственной инспекции труда осуществляет надзор: самые распространенные нарушения законодательства о труде
Основные формы осуществления Департаментом государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты РБ (далее – Департамент) надзора за соблюдением законодательства о труде и охране труда – это проверка работы по соблюдению требований законодательства о труде и охране труда, выполнению уполномоченными должностными лицами проверяемого субъекта возложенных на них обязанностей по данным вопросам, а также мониторинг соответствия деятельности субъекта требованиям законодательства о труде и охране труда (см. постановление № 144).
Справочно: основными задачами Департамента являются осуществление надзора за соблюдением законодательства о труде и охране труда, а также выявление и пресечение нарушений законодательства о труде и охране труда.
Департамент в соответствии с законодательством проводит плановые, внеплановые, контрольные и дополнительные проверки соблюдения законодательства о труде и охране труда.
Документ: постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 11.12.2009 № 144 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510» (далее – постановление № 144).
К наиболее распространенным нарушениям законодательства о труде, выявляемым Департаментом, можно отнести следующие:
1. Нарушения, допускаемые нанимателем при приеме на работу и заключении договоров (контрактов).
При приеме на работу наниматель обязан ознакомить работника под роспись с порученной работой, условиями и оплатой труда и разъяснить его права и обязанности (ст. 54 Трудового кодекса РБ; далее – ТК).
Справочно: ст. 54 «Обязанности нанимателей при приеме на работу» ТК.
Как правило, наниматели при приеме на работу в нарушение ст. 54 ТК «забывают» ознакомить работников с порученной работой, в частности с должностной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором.
Справочно: ст. 19 «Содержание и условия трудового договора» ТК.
Статьей 19 ТК определен перечень существенных условий, которые должны содержаться в трудовом договоре (контракте), заключаемом с работниками.
В нарушение п. 7 части второй ст. 19 ТК многие трудовые договоры, заключаемые нанимателями с работниками при приеме на работу, не содержат в качестве обязательных условия оплаты труда: размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки, поощрительные выплаты и пр.
Кроме того, в нарушение п. 3 части второй ст. 19 ТК наименования профессий, специальностей, должностей, указанные в трудовых договорах (контрактах), заключаемых с работниками, не всегда соответствуют квалификационным справочникам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством.
Документ: постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 22.10.2009 № 125 «Об утверждении общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих» (далее – постановление № 125).
Наименования профессий, должностей, специальностей должны соответствовать общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденному постановлением № 125.
Документ: Декрет Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29).
Наиболее частым нарушением при заключении контракта с работником является отсутствие в нем дополнительных мер стимулирования труда, в т.ч. предоставления дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до 5 календарных дней и повышения тарифной ставки (не более чем на 50 %, если больший размер не предусмотрен законодательством). Обязанность по включению данных условий в заключаемый с работником контракт предусмотрена подп. 2.5 п. 2 Декрета № 29.
2. Нарушения, допускаемые нанимателями в области оплаты труда.
Справочно: ст. 73 «Сроки и периодичность выплаты заработной платы» ТК.
В частности, к таким нарушениям можно отнести:
– нарушение сроков выплаты работникам заработной платы (ст. 73 ТК, часть первая п. 4 Декрета № 29);
Справочно: ст. 59 «Минимальная заработная плата» ТК.
– выплату заработной платы в размере ниже минимальной заработной платы, предусмотренной законодательством РБ (ст. 59 ТК, Закон № 124-З);
– нарушение сроков выплаты среднего заработка за время трудового отпуска (ст. 176 ТК, часть четвертая п. 4 Декрета № 29);
Документ: Закон РБ от 17.07.2002 № 124-З «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» (далее – Закон № 124-З).
– нарушение сроков выплаты работникам всех сумм, причитающихся им при увольнении (ст. 77 ТК);
– непредоставление работникам гарантий и компенсаций за работу в выходные и праздничные дни, в сверхурочное время, в частности оплаты за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни, предусмотренной ст. 69 ТК;
Справочно: ст. 176 «Срок выплаты среднего заработка за время трудового отпуска» ТК.
– невыдачу работникам аванса при направлении в служебную командировку (часть вторая ст. 95 ТК).
Данные нарушения являются наиболее распространенными в организациях всех форм собственности, и за них предусмотрена административная ответственность.
Справочно: ст. 69 «Оплата за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни» ТК.
За нарушение сроков выплаты заработной платы Кодексом РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП) установлен значительный размер штрафных санкций.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 9.19 «Нарушение законодательства о труде» КоАП нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы влечет наложение штрафа:
Справочно: ст. 95 «Гарантии и компенсации при служебных командировках» ТК.
– на должностное лицо в размере от 4 до 20 базовых величин;
– на юридическое лицо – до 100 базовых величин.
Важно! К нарушениям законодательства о труде, ответственность за которые установлена в ч. 1 ст. 9.19 КоАП, относятся также нарушение сроков или невыплата всех причитающихся работнику сумм в связи с увольнением (ст. 77 ТК) и несвоевременная выплата среднего заработка за время трудового отпуска (ст. 176 ТК).
Заметим, что административное взыскание по ч. 1 ст. 9.19 КоАП налагается как на должностное, так и на юридическое лицо.
3. Иные нарушения законодательства о труде, наиболее часто встречающиеся в ходе осуществления надзора Департаментом.
Довольно часто при изменении работникам системы и размеров оплаты труда, гарантий, режима работы, разряда, наименования профессии, должности, установлении или отмене неполного рабочего времени, совмещении профессий и других условий, устанавливаемых в соответствии с ТК, наниматели не соблюдают порядок изменения существенных условий труда, предусмотренный ст. 32 ТК.
Справочно: ст. 32 «Изменение существенных условий труда» ТК.
Наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за 1 месяц, обосновав при этом такое изменение производственными, организационными или экономическими причинами.
Во многих организациях малого предпринимательства отсутствуют графики трудовых отпусков. В нарушение требований ст. 168 ТК работникам трудовые отпуска предоставляются не в соответствии с утвержденными нанимателями графиками. Также в нарушение требований ст. 153 и 170 ТК некоторые наниматели предоставляют работникам трудовые отпуска не в течение каждого рабочего года (т.е. не ежегодно).
Справочно: ст. 168 «Очередность предоставления трудовых отпусков» ТК;
ст. 153 «Цель и общие условия предоставления трудового отпуска» ТК;
ст. 170 «Ежегодное предоставление трудового отпуска. Исключительные случаи переноса трудового отпуска на следующий год» ТК.
Результаты проверок соблюдения законодательства о труде показывают, что допущенные нарушения трудовых прав работников являются следствием низкой правовой культуры руководителей организаций, должностных лиц экономических служб, ненадлежащего исполнения ими своих должностных обязанностей, необеспечения повышения квалификации работников. Среди основных причин нарушений законодательства о труде – недостаточный уровень квалификации работников экономических служб, прием на эти должности лиц, не имеющих соответствующего образования.
Справочно: за 2013 г. Департаментом в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства о труде было выявлено более 17 тыс. нарушений. К административной ответственности в виде штрафа привлечено более 3 тыс. должностных и более 600 юридических лиц.