7 июль 2016

Содержание

45
Страница № 45

Десять ситуаций, в которых надзорными органами в 2015 году были выявлены нарушения в оплате труда. Проверьте себя!

Мария Чайковская, заместитель начальника контрольно-ревизионного управления РУП «Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры»

По мнению надзорных органов, нарушения в области оплаты труда занимают, пожалуй, одно из первых мест по частоте среди нарушений норм трудового законодательства.

В целях своевременного предупреждения нарушений законодательства автором представлены конкретные ситуации, при которых были установлены факты нарушения законо­дательства о труде, коллективного или трудового договора.

Изучите указанные нарушения и устраните их самостоятельно прежде, чем на это вам укажут контролирующие органы!

У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать.
Иоганн Вольфганг Гете (1749–1832),
немецкий поэт

Ситуация 1. Неправильное применение тарифного коэффициента при расчете заработной платы

Оплата труда работников организации осуществляется в соответствии с коллективным договором (далее – КД), утвержденным и зарегистрированным в установленном порядке, а также Положением о формах и системах оплаты труда работников, утвержденным руководителем. В этих локальных документах указано, что оплата труда производится в соответствии с дей­ствующим законодательством по оплате труда, а формирование заработной платы осуществляется согласно Рекомендациям по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденным по­становлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 11.07.2011 № 67 (далее – Рекомендации № 67).

Следовательно, нанимателем на основании КД для водителей автотранспортной техники должны устанавливаться кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда в зависимости от их вида и грузоподъемности с учетом приложения 3 к Рекомендациям № 67.

В то же время проверка обнаружила, что водителю автомобиля ГАЗ 2705 грузоподъемностью 1 230 кг был установлен тарифный коэффициент 2,22.

В описанной ситуации произошло нарушение требований части первой ст. 61 ТК и КД организации.

Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

Согласно части первой ст. 61 ТК оплата труда работников производится на основе часовых и (или) месячных тарифных ставок (окладов), определяемых в КД, соглашении или нанимателем.

В свою очередь, КД организации предусматривает определение тарифных ставок (окладов) работников согласно Рекомендациям № 67, положения которых не были соблюдены. Ведь приложением 3 к Рекомендациям для водителей указанного автомобиля грузо­подъемностью от 0,5 до 1,5 т определен тарифный коэффициент 2,08.

Ситуация 2. Неправильное применение квалификационного разряда при расчете заработной платы

В организации, указанной в ситуации 1, выявлено, что трактористу, выполняющему на тракторе МТЗ-82 с прицепом 2 ПТС-4 (мощность двигателя 57,4 кВт) работы согласно путевым листам по перевозке грузов (оборудования и строительных материалов) на объекты строительства, присвоен 6-й разряд.

Фактически оплата труда за отработанное время указанному работнику производилась исходя из тарифной ставки тракториста 6-го разряда (часовая тарифная ставка – 3 710,06 руб.).

Здесь имеет место нарушение части второй ст. 61 ТК и КД организации.

Согласно части второй ст. 61 ТК отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) осуществляется в порядке, определяемом КД, соглашением или нанимателем в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС), иными квалификационными справочниками, утвержденными в установленном порядке.

Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34 «Об утверждении Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих» (далее – Общие положения ЕТКС).

В соответствии с Общими положениями ЕТКС наименование профессии рабочему устанавливается в строгом соответствии с ЕТКС с учетом фактически выполняемой работы в конкретном производстве.

Порядок присвоения рабочим квалификационных разрядов (классов, категорий) определен нормами Общих положений ЕТКС. Такое присвоение производится согласно требованиям, предусмотренным соответствующими тарифно-квалификационными характеристиками профессий рабочих.

Так, по профессии «тракторист» предусмотрена тарификация по квалификационным разрядам исходя из мощности трактора, закрепленного за трактористом, в соответствии с § 384 Выпуска 1 ЕТКС. При управлении трактором с мощностью двигателя свыше 44,2 до 73,5 кВт (свыше 60 до 100 л.с.) присваивается 4-й разряд, а с учетом выполняемой работы – 5-й разряд.

Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 33 «Об утверждении выпуска 1 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих» (далее – Выпуск 1 ЕТКС).

Согласно примечанию к тарифно-квалификационной характеристике указанной профессии Выпуска 1 ЕТКС трактористы, занятые строительно-монтажными работами, тарифицируются на 1 разряд выше при той же мощности трактора. Поэтому указанному работнику оплата труда должна осуществляться исходя из тарифной ставки тракториста по 5-му разряду (с учетом выполняемой работы) (часовая тарифная ставка – 3 378,11 руб.).

Ситуация 3. Необоснованные выплаты премий

В ходе проверки было выявлено, что на основании приказа по предприятию произведены поощрительные выплаты отдельным работникам за своевременный и качественный демонтаж, разборку и погрузку башенных кранов без соответствующего обоснования, расчета фактически выполненного объема работ с указанием вида работ, расценок.

В описанной ситуации было допущено нарушение части первой ст. 63 ТК и КД организации.

Так, частью первой ст. 63 ТК установлено, что формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании КД, соглашения и трудового договора.

Локальными документами по оплате труда организации (КД, Положение по оплате труда) не были предусмотрены указанные выплаты.

Ситуация 4. Выплаты премий, предусмотренных КД, но сверх установленных норм

Согласно Положению о единовременном поощрении коллективов и отдельных работников общества за выполнение особо важных заданий (приложение к КД общества) для руководителей, специалистов и служащих премия за выполнение особо важного задания не должна превышать 4 должностных окладов в год.

Однако на деле были установлены факты превышения указанного лимита по выплате премии на суммы от 0,3 до 1,5 должно­стного оклада.

В этом случае также нарушены часть первая ст. 63 ТК и КД организации.

Ситуация 5. Несоблюдение условий применения тарифной ставки 1-го разряда

При наличии в обществе просроченной задолженности по заработной плате за июль 2015 г. по состоянию на 31 августа 2015 г. (заработная плата была выплачена только 25 сентября 2015 г.) для расчета должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих общества в период с 1 по 24 сентября 2015 г. применялась тарифная ставка 1-го разряда, установленная в обществе, в размере 850 тыс. руб.

В описанной ситуации имеет место нарушение подп. 1.3 п. 1 Указа № 483.

Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 № 483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы» (далее – Указ № 483).

Так, наниматели, за исключением организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, имеющие просроченную задолженность по заработной плате на конец отчетного периода, с 1-го числа месяца, следующего за отчетным, применяют тарифную ставку 1-го разряда для расчета должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих в размере, не превышающем величины тарифной ставки 1-го разряда, установленной Правительством Республики Беларусь для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, до ликвидации этой просроченной задолженности (подп. 1.3 п. 1 Указа № 483).

Таким образом, поскольку общество погасило задолженность по заработной плате (по состоянию на 31 августа 2015 г.) только 25 сентября 2015 г., то в период с 1 по 24 сентября 2015 г. следовало применить тарифную ставку 1-го разряда в размере, не превышающем 292 тыс. руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.02.2015 № 109 «Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (в настоящий момент утратило силу)).

Ситуация 6. Превышение коэффициента соотношения заработной платы руководителя

Контрактом руководителя общества установлен коэффициент соотношения его средней заработной платы к средней заработной плате по обществу в целом (далее – коэффициент соотношения) в размере 7,0. Помимо этого, контрактом руководителя предусмотрена норма, установленная частью третьей подп. 2.1 п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяй­ственной деятельности, признании утратившими силу некото­рых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (далее – постановление № 597).

В ходе проверки было установлено превышение темпа роста заработной платы над темпом роста производительности труда во II квартале 2015 г. (104,1 к 70,4). В то же время коэффициент соотношения, с учетом которого и было произведено начисление заработной платы, составил 4,36.

Здесь были нарушены требования ст. 64 ТК и части третьей подп. 2.1 п. 2 постановления № 597.

Так, размеры оплаты труда руководителя организации определяются по соглашению сторон при заключении трудового договора в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 64 ТК).

При недостижении по итогам отчетного квартала превышения темпа роста производительности труда над темпом роста заработной платы руководителю организации устанавливается коэффициент соотношения не более 4 включительно с 1-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (часть третья подп. 2.1 п. 2 постановления № 597).

Ситуация 7. Выплаты ежемесячной премии руководителю без учета коэффициента соотношения

Согласно контракту руководителю установлены выплаты стимулирующего характера в виде ежемесячной премии по результатам работы за отчетный месяц за выполнение показателей, исчисленных нарастающим итогом с начала года. При этом выплата премий осуществляется за фактически отработанное время в отчетном периоде, а их общая сумма не должна превышать трех окладов в расчете за месяц.

Также контрактом предусмотрено, что условия и размеры отплаты труда руководителя определяются с учетом установленного коэффициента соотношения (на 2015 г. – 6,0).

По результатам работы за январь 2015 г. с учетом выполнения доведенных показателей руководителю премия была начислена в феврале и мае 2015 г., а выплачена в марте и июне 2015 г. в размере 21,1 млн. руб. Фактический коэффициент соотношения составил 7,52.

В описанной ситуации проверка выявила нарушение ст. 64 ТК и п. 11 Положения № 597.

Документ:
Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденное постановлением № 597 (далее – Положение № 597).

При заключении контракта с руководителем условия и размеры оплаты его труда определяются с учетом установленного коэффициента соотношения (п. 11 Положения № 597 (в редакции от 06.08.2014)).

Выплата руководителю ежемесячной премии по результатам работы за месяц осуществлялась с превышением коэффициента соотношения (на 1,52).

Ситуация 8. Необоснованные выплаты надбавки за выслугу лет руководителю

В соответствии с контрактом руководителю установлена надбавка с учетом сложности, напряженности, ответственности управленческого труда (далее – надбавка) в размере 120 % должностного оклада, в т.ч. повышение на 20 % за непрерывный стаж работы в организации.

Установлено, что руководителю общества в 2014 г. также производились начисление и выплата надбавки за выслугу лет (в период с января по июль в размере 15 %, с августа по декабрь – 20 %).

Здесь имеет место нарушение пп. 2 и 6 Положения № 597.

Положение № 597 определяет условия оплаты труда руководителей организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности возглавляемых ими организаций.

Заработная плата руководителей, условия оплаты труда которых определяются в соответствии с этим Положением, состоит из оклада, надбавки, премии, бонусов, вознаграждений, выплачиваемых по результатам финансово-хозяйственной деятельности государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, и иных выплат, предусмотренных законодательством (п. 2 Положения № 597).

Конкретные виды и размеры выплат стимулирующего характера определены п. 6 Положения № 597, в т.ч. в части установления надбавки в размере не более 150 % оклада. При этом надбавка за выслугу лет не предусмотрена этим перечнем выплат.

Таким образом, установлено, что руководителю производились необоснованное начисление и выплата надбавки за выслугу лет.

Ситуация 9. Невыполнение условий определения должностных окладов

Контрактами руководителя и его заместителей предусмотрено повышение их тарифного оклада на 25 % за такие показатели, как:

– рост рентабельности реализованных товаров (работ, услуг) по отношению к соответствующему периоду предыдущего года;

– выполнение доведенного задания по объему подрядных работ, производству товаров (услуг) нарастающим итогом с начала года.

Указанные повышения суммируются с тарифным окладом и образуют должностной оклад.

Согласно КД все виды премий, надбавок и доплат начисляются на тарифные ставки (должностные оклады), действующие во время начисления доплат, с учетом увеличений по контракту и основаниям, предусмотренным Положением об оплате труда.

По данным государственной статистической отчетности «Отчет о финансовых результатах за январь – март 2015 г.» (форма 12-ф (прибыль)), в I квартале 2015 г. не был достигнут рост рентабельности реализованных товаров (работ, услуг) к соответствующему периоду прошлого года (снижение на 16 процентных пунктов), объем подрядных работ в сопоставимых ценах составил 31 686,0 млн. руб. (за I квартал 2014 г. – 33 406,0 млн. руб.) при темпе роста 94,9 %. При этом размеры должностных окладов указанных руководителей во II квартале остались без изменений, т.е. с учетом повышения на 25 %.

В описанной ситуации было допущено нарушение части первой ст. 63 ТК, пп. 4, 9 части первой ст. 55 ТК и КД организации.

Так, согласно п. 4 части первой ст. 55 ТК наниматель обязан выдавать заработную плату в сроки и размерах, установленных законо­дательством, КД, соглашением или трудовым договором, а также обеспечивать соблюдение законодательства о труде, условий, установленных КД, соглашениями, другими ЛНПА и трудовыми договорами (п. 9 части первой ст. 55 ТК).

В рассматриваемом случае несоблюдение условий установления должностных окладов, а именно невыполнение установленных показателей финансово-экономической деятельности (рентабельность реализованной продукции, объем подрядных работ в сопоставимых ценах) повлекло излишние выплаты заработной платы за апрель – май 2015 г.

Ситуация 10. Необоснованные выплаты за квалификационную категорию

Для проведения аттестации по присвоению квалификационных категорий специалистам (далее – аттестация) общества создана аттестационная комиссия, которая руководствуется Типовым положением № 784.

Ряду специалистов фактически были произведены начисления и выплаты за квалификационную категорию без проведения аттестации и решения комиссии.

Здесь произошло нарушение требований части второй ст. 61 ТК, п. 28 Общих положений ЕКСД.

Документ:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2010 № 784 «Об утверждении Типового положения об аттестации руководителей и специалистов организаций» (далее – Типовое положение № 784).

Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 «Об утверждении Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих» (далее – Общие положения ЕКСД).

Присвоение специалистам квалификационных категорий по занимаемым ими должностям производится в порядке, определяемом КД, соглашением или нанимателем в соответствии с квалификационными характеристиками должностей специалистов, предусмотренных ЕКСД, с учетом рекомендаций аттестационной комиссии (п. 16 Общих положений ЕКСД).

Для присвоения специалистам квалификационных категорий в организациях создаются соответствующие аттестационные комиссии, которые в своей деятельности руководствуются действующим законодательством, квалификационными справочниками, а также Общими положениями (п. 22 Общих положений ЕКСД).

Основанием для проведения аттестации по присвоению квалификационных категорий специалистам является приказ (распоряжение) руководителя (п. 23 Общих положений ЕКСД).

С учетом решения аттестационной комиссии (оформляется протоколом) наниматель издает приказ (распоряжение) о присвоении квалификационной категории специалисту, соответствующая запись в установленном порядке вносится в трудовую книжку (п. 28 Общих положений ЕКСД).

 


К сведению!

В 2015 г. в соответствии с координационными планами контрольной (надзорной) деятельности в областях и г. Минске РУП «Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры» (далее – Служба) проведено 102 проверки финансово-хозяйственной деятельности в организациях, входящих в систему Минстройархитектуры, и их обособленных структурных подразделениях, имеющих учетный номер плательщика и осуществляющих оперативный налоговый и бухгалтерский учет. Кроме того, по обращениям (поручениям) правоохранительных органов проведено 18 внеплановых проверок в подведомственных организациях.

Проведенными плановыми контрольными мероприятиями нарушения законодательства установлены во всех проверенных организациях.

По результатам вышеуказанных проверок Службой в 2015 г.:

– выявлено нарушений законодательства на общую сумму 13 302,2 млн. руб.;

– предотвращено незаконных и необоснованных расходов денежных средств на 11 742,7 млн. руб.;

– доначислено в бюджет налогов и иных платежей на 2 927,5 млн. руб.

Согласно поступившей в Службу от организаций информации о принятых мерах по результатам проведенных у них проверок в 2015 г. возмещено (по состоянию на 25 января 2016 г.) на 12 530,5 млн. руб., или 94,2 % от общей суммы выявленных нарушений.

За допущенные нарушения по результатам проверок в подведомственных организациях издано 100 приказов, привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности 271 работник.

В соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» Службой материалы восьми проверок направлены в государственные органы для начала осуществления административного процесса, а также для дачи правовой оценки выявленным нарушениям законодательства по 6 проверкам – в правоохранительные органы.


 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.