Должностные обязанности бухгалтера изменены нанимателем в одностороннем порядке. Правомерно ли это без согласия работника?
Могут ли должностные обязанности бухгалтера быть изменены без его согласия решением нанимателя? Разбираемся со спорной ситуацией вместе с нашим экспертом.
Трудовой договор должен содержать в качестве обязательных, в числе прочих, сведения о трудовой функции (п. 3 части второй ст. 19 ТК).
В подп. 2.1 Примерной формы контракта предусмотрена обязанность работника добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, перечисленные в контракте или должностной инструкции, которая прилагается к контракту.
Документ:
Примерная форма контракта нанимателя с работником, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1180 (далее – Примерная форма контракта).
Аналогичные нормы предусмотрены подп. 8.1 Примерной формы трудового договора.
Документ:
Примерная форма трудового договора, утвержденная постановлением Минтруда Республики Беларусь от 27.12.1999 № 155 (далее – Примерная форма трудового договора).
Таким образом, законодательство о труде допускает 2 варианта закрепления сведений о трудовой функции (должностных обязанностях) работника:
– непосредственно в трудовом договоре (контракте);
– в должностной инструкции, которая прилагается к трудовому договору (контракту).
Должностная инструкция служащего разрабатывается в соответствии с содержанием раздела «Должностные обязанности» квалификационной характеристики должности, которую он занимает. Должностная инструкция является ЛПА организации, который разрабатывается и утверждается нанимателем самостоятельно. В должностной инструкции определяется конкретная трудовая функция (должностные обязанности) служащего, а также его права и ответственность (части первая – третья п. 10 Общих положений ЕКСД).
Документ:
Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения ЕКСД).
Для работников установлена обязанность подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и ЛПА, а также исполнять иные обязанности, вытекающие из законодательства, ЛПА и трудового договора (пп. 2 и 11 части первой ст. 53 ТК).
В свою очередь наниматель при организации труда работников обязан своевременно оформлять изменения в трудовых обязанностях работника и знакомить его с ними под роспись, создавать условия для ознакомления работника с ЛПА, затрагивающими его права и обязанности (п. 10 части первой ст. 55 ТК).
<…>
Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 11/2020.
Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала
Хотите ознакомиться со статьей? Оставьте заявку и получите консультацию специалиста!