Экспертный метод нормирования и его документальное оформление
В методической литературе способ экспертных оценок рассматривается как подход, при котором необходимые затраты труда оцениваются весьма приблизительно. Тем не менее в ряде случаев его применение может оказаться единственно возможным выходом, поскольку лучше нормировать не очень точно, чем не нормировать никак. Хотя название метода в полной мере раскрывает его содержание, вопрос документального оформления процесса и результатов использования довольно скудно освещен. Попробуем устранить этот пробел и разобраться, как и какие документы оформляются в процессе экспертного нормирования.
Нормирование экспертным методом происходит посредством сбора мнений выбранной группы экспертов и выведения на их основе обобщенной величины норматива.
Как и любой прикладной метод, экспертное нормирование включает несколько этапов:
- формирование группы экспертов;подготовку материалов по нормируемому объекту, создание анкеты с вопросами;
- проведение опроса;
- анализ полученных ответов и расчет усредненных результатов;
- получение обобщенного значения экспертных оценок.
Каждый из приведенных этапов должен так или иначе документально оформляться, создавая доказательную, обосновывающую базу для будущего применения полученных нормативов.
Выбор и документальное оформление состава экспертной комиссии
Первый этап экспертного метода – один из наиболее важных, поскольку от компетентности и непредвзятости высказанного специалистом мнения будет зависеть уровень погрешности полученных результатов. Так, в частности, привлечение специалистов из числа, например, исполнителей оцениваемых работ может привести к тому, что они преднамеренно будут завышать требуемые временные затраты. На точность результатов влияет также отсутствие какой-либо информации об оценке временных затрат труда на выполнение аналогичных работ.
Обратите внимание!
Эксперт может ошибочно оценить общую продолжительность завершения работы, а не конкретное время ее выполнения. Например, издание приказа может занимать 15 мин, а вот подписание его у директора до 1,5 дня. При этом эксперт с большой долей вероятности обозначит именно время в 1,5 дня, хотя это будет неверно.
Кроме того, условия выполнения работ могут быть не оптимальными, в связи с чем оценивающий специалист будет исходить из завышенного количества необходимого времени. Когда требуется определить длительность эксклюзивной операции, не выполнявшейся ранее, полученный результат может оказаться и вовсе далеким от реальности. Как видим, вопросов возникает много.
Тем не менее в процессе оценки обязательно должны участвовать профильные специалисты, выполняющие работы, нормировщики, экономисты и руководители подразделений. Как и в любых других случаях создания комиссий, экспертный состав придется закрепить распорядительным документом. Вероятнее всего, это будет приказ, который может иметь следующую форму:
Если нетипичные, единичные работы возникают регулярно, то целесообразно разработать постоянно действующий регламент или положение, описывающее порядок работы комиссии и утверждения получившихся норм.
Подготовительные работы и документальное оформление опросных листов
Перед составлением листов опроса и постановкой задачи экспертам необходимо подробно проанализировать следующие компоненты:
- цели и методы достижения будущего результата;
- исходные данные (текущее состояние работ);
- требования к итоговому результату нормирования;
- способ выполнения работ, который будет применяться.
Целью может быть определение нормативов времени на разработку, изготовление новой детали, монтаж уникального оборудования, конструирование нового производственного образца и т.д. Если объектом исследования будет сложная работа, включающая несколько этапов, операций, то целесообразно применить пооперационный подход. Для этого придется выделить перечень укрупненных операций в общем объеме работ и, если возможно, оценить затраты на каждую операцию исследуемого процесса.
Кстати!
Если имеются схожие по содержанию работы, которые выполнялись и нормировались ранее в организации, можно поставить перед экспертами задачу разработать корректировочные коэффициенты для различных параметров их выполнения.
Опросный лист состоит из 2 основных частей: описание работ и мнения экспертов.
Раздел «Описание работ»
В большинстве случаев нормирование сводится к определению трудоемкости работ. Для нерегулярно проводящихся и новых операций в качестве факторов, влияющих на трудоемкость, могут выступать:
- новизна работ;
- наличие подробной информации о работах;
- срочность их проведения, необходимая интенсивность;
- квалификационный состав исполнителей;
- наличие всех ресурсов, инструментов и инвентаря;
- возможные сложности, связанные с организацией нового процесса.
Все эти пункты желательно указать в описании процесса в первом разделе опросного листа.
Раздел «Мнения экспертов»
При формировании второго раздела опросного листа необходимо провести следующие подготовительные шаги:
- выявление требуемого перечня работ и доступных подходов к их реализации;
- проектирование трудового процесса (по возможности);
- внесение полученных элементов процесса в опросный лист.
Опрос может проводиться следующими методами:
- индивидуальный;
- групповой;
- с применением метода Делфи в несколько туров.
Индивидуальный опрос не требует проведения «мозгового штурма» или совещания, каждый эксперт отдельно отвечает на поставленные вопросы. Однако это занимает большое количество времени и не позволяет сразу вывести обобщенную характеристику. Целесообразнее проводить групповой сбор экспертных данных: так удастся сэкономить время и получить нужные результаты быстрее.
На практике результат оформления подобного документа может выглядеть следующим образом:
Выше приведен примерный, самый простой вариант бланка. Зачастую такого опросного листа достаточно для осуществления процедуры опроса. При наличии дополнительного объема информации бланк можно дополнить реквизитами, характерными для нормировочных карт, в частности:
- инструменты, используемые в работе;
- общее оснащение рабочего места, квалификация исполнителей;
- последовательность операций с разбивкой по трудовым действиям.
Проведение заседания комиссии и документальное оформление итоговых результатов
Для оформления работы комиссии и принятия решений экспертами имеет смысл составить протокол заседания комиссии:
После того как опрос проведен и первичные данные для обработки получены, необходимо обобщить полученные результаты.
На этом этапе различия в документальном оформлении зависят только от выбранного метода определения итоговых показателей. В качестве их могут быть использованы:
- формулы средних величин;
- специальные алгоритмы для выведения искомых величин из серии оценок;
- метод Делфи (при этом опросные листы также могут иметь свою специфику);
- иные доступные для реализации в компании статистические методы.
В качестве возможного к использованию бланка оформления результатов работы комиссии предлагаем применить ведомость итоговых результатов. Заполненный ее вариант может иметь следующий вид:
Для получения усредненной оценки рассчитываем среднее арифметическое, а конечный результат определяем по формуле:
3Тмин + 2Тмакс/ 5,
где Тмин – минимальная экспертная оценка;
Тмакс – максимальная экспертная оценка.
Итак, мы рассчитали искомые значения трудоемкости выполняемых работ. Окончательный расчет плановой численности лучше оформить еще одним документом. Он может иметь следующую форму:
Собрав приведенный выше пакет документов, целесообразно издать отдельный приказ о вводе нового подразделения с соответствующей численностью.
Не стоит воспринимать приведенный перечень документов как аксиому. Он всего лишь задает направление, в котором нужно двигаться при оформлении процедуры экспертного нормирования. Исходя из потребностей компании и предпочтений специалистов он может быть расширен либо, напротив, некоторые документы могут быть объединены в один (например, опросный лист и ведомость результатов). В любом случае вводить норму «просто так» нельзя, нужно обоснование. Поэтому приведенный выше алгоритм должен помочь практикующим специалистам сориентироваться в процессе документального оформления экспертных оценок.