Как с помощью Microsoft Excel можно упростить расчет численности офисных работников
К нормированию численности офисного персонала можно подойти прямым или косвенным способом (см. схему). Первый метод мы подробно исследовали в прошлом номере журнала*, а сегодня рассмотрим второй – косвенный.
-------------------
* См. Нормирование и тарификация труда. – 2016. – № 12. – С. 40–52.
Косвенные методы характерны тем, что при них устанавливается зависимость численности персонала от какого-либо параметра. При этом прямого исследования трудозатрат не производится.
Для косвенного метода применяют типовые нормы, увязывающие численность какого-либо подразделения с общей численностью персонала компании, либо иные параметры.
Если таковых норм нет или они, по мнению компании, не отражают реального положения вещей, существует возможность установить эту зависимость самостоятельно. Сделать это сегодня под силу любому специалисту, владеющему Microsoft Excel. При этом не нужно досконально вникать в тонкости математического аппарата, главное – иметь представление о сути того, что делаешь.
Рассмотрим возможный вариант применения косвенного варианта планирования (нормирования) численности на примере.
Пример
В ходе анализа изменения численности за последние несколько лет в качестве параметров, оказывающих непосредственное влияние на численность персонала кадровой службы, были выбраны следующие:
• количество обрабатываемых документов;
• количество сотрудников, принятых и уволенных в течение года;
• общая численность персонала компании.
В ходе сбора статистической информации были получены следующие данные (см. таблицу):
Нужно вывести нормативную зависимость и определить численность кадровой службы с учетом предстоящих изменений. Предполагается, что до этого численность кадровой службы была оптимальной.
Для решения задачи нам нужно составить уравнение регрессии, для этого воспользуемся надстройкой Excel «Регрессия», в которую можно перейти по пути: «Данные – Анализ данных»
Справочно:
если надстройки «Анализ данных» вы у себя не обнаружили, ее можно установить самому. Начиная с версии Excel 2007 г., путь установки будет выглядеть так: Файл – Параметры – Надстройки – выбираем «Пакет анализа», нажимаем «Перейти». В открывшемся окошке ставим галочку напротив «Пакет анализа» и нажимаем ОК. Готово.
Жмем на ОК и выделяем ячейки. Ячейки факторов выделяются отдельно от ячеек результатов (ими будут значения численности службы персонала).
Итог после нажатия на ОК будет выведен на другую страницу:
В результате мы получили коэффициенты для линейной зависимости вида ax + bx + cx + d = y, нужные нам ячейки выделены желтым. Первая из них – свободный член d, но его сумма получилась очень маленькой, поэтому будет равна нулю. Остальные значения коэффициентов при переменных идут по порядку. Мы получили следующую функциональную зависимость:
0,002х + 0,021х – 0,003х + 0 = y.
Коэффициенты корреляции (тесноты связи) – это верхние две строки (множественный R и R-квадрат). Они оба равны 1. Чем ближе коэффициенты корреляции к единице, тем теснее связь между результатом и влияющими на него факторами.
Таким образом, в нашем случае численность службы реально зависит от выбранных нами параметров, так как функциональная связь подтверждена.
Теперь рассчитаем норму численности на 2017 г., при учете того, что планируется обработать 2 300 документов, принять и уволить 260 человек, а численность организации вырастет до 1 500 человек. Подставляя указанные числа в наше уравнение, получим:
0,002 × 2 300 + 0,021 × 260 – 0,003 × 1 500 = 6,1 человека.
Таким образом, для выполнения запланированного на 2017 г. объема работ в кадровую службу нужно будет принять еще одного человека.
Практические рекомендации
Как определяется производительность труда руководителей?
Производительность офисных работников часто измеряется количеством документов в день или час. Однако это может быть справедливо для специалистов и технических исполнителей, но не для руководителей. Здесь возможно использование косвенных критериев оценки, поскольку в их работе на первое место выходит результат, объект воздействия, а не количество усилий. То есть результат должен выражаться не в сокращении времени на операцию, а в общем улучшении качества управления. В качестве примера метода оценки труда руководителей можно назвать систему показателей KPI.
Используя приведенный выше метод, а также подходы, описанные в «НиТТ», 2016, № 12, с. 40, в статье «Нормирование труда офисного и управленческого персонала», специалисты должны избавляться от предвзятого отношения к проблеме нормирования в офисе и возможно преодолеть табу на этот процесс, долгое время существовавший в компании. Управленческую работу можно нормировать и получать полезный и нужный для компании результат.