Методика отнесения работников коммерческих организаций к аппарату управления
В прошлом номере журнала, отвечая на вопрос читателя, мы подняли тему, касающуюся состава административно-управленческого персонала. При этом были проанализированы практика применения, а также соответствующие нормы постановления № 25 (см.: «Нормирование и тарификация труда», 2021, № 8, с. 18–20). Однако справедливости ради следует отметить, что постановление № 25 не единственный документ по данному вопросу.
Минтруда и соцзащиты совместно с Минэкономики и Минфином Республики Беларусь в 2006 г. была дополнительно разработана Методика отнесения работников коммерческих организаций к аппарату управления.
Сегодня мы рассмотрим основные положения данного документа.
Документ:
Рекомендации по разработке примерных структур и штатных нормативов численности работников аппарата управления коммерческих организаций государственной формы собственности и организаций с долей собственности государства в их уставных фондах более 50 процентов, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 09.03.2004 № 25 (далее – Рекомендации № 25, постановление № 25).
Справочно:
методика отнесения работников коммерческих организаций к аппарату управления изложена в приложении к письму Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 01.06.2006 № 03-03-10/731 (далее – Методика).
Отметим 6 наиболее важных особенностей Методики:
1. В первую очередь следует иметь в виду, что разработанная указанными республиканскими органами Методика не является нормативным правовым актом и носит сугубо рекомендательный характер для коммерческих организаций.
2. Кроме того, в настоящее время некоторые предписания, а также нормативные правовые акты, на которые имеются ссылки в Методике, утратили свою актуальность (морально устарели либо признаны утратившими силу).
Так, постановление № 123 и ОКРБ 006-2009 признаны утратившими силу. Вместо ОКРБ 006-2009 в настоящее время следует руководствоваться Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Занятия», утвержденным постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 24.07.2017 № 33 (далее – ОКЗ).
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 20.09.2002 № 123 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» (далее – постановление № 123).
Документ:
Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.10.2009 № 125 (далее – ОКРБ 006-2009).
3. Методику рекомендуется применять при проведении работы по оптимизации структуры аппарата управления подчиненных коммерческих организаций, упорядочению затрат на его содержание, распределению его работников по уровням управления, установлению рациональных соотношений между профессионально-квалификационными группами работников и других целей.
4. В Методике дано определение аппарата управления (АУП). Так, согласно п. 3 Методики аппарат управления – это совокупность работников коммерческой организации, осуществляющих функции и полномочия по управлению всеми сторонами деятельности организации и находящихся в определенной взаимосвязи и соподчиненности.
Таким образом, независимо от формы собственности организации, первой задачей АУП является грамотная организация обеспечения реализации управленческих функций, целью которых является плодотворная деятельность самой организации, направленная на дальнейшее развитие и достижение поставленных задач.
<…>
Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 9/2021.
Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала
Хотите ознакомиться со статьей? Оставьте заявку и получите консультацию специалиста!