Многостаночное обслуживание в машиностроении. Как организовать работу?
Принимая решение об использовании многостаночного обслуживания, инженер должен четко понимать, какие задачи позволяет решить данный метод организации труда.
Для чего это нужно:
1) для повышения уровня автоматизации используемого оборудования, улучшения системы управления оборудованием и конструкции технологической оснастки;
2) уменьшения доли ручного труда по обслуживанию оборудования и увеличению доли автоматической его работы;
3) рациональной планировки оборудования на рабочем месте;
Справочно: многостаночным называется обслуживание одним или группой рабочих нескольких станков, при котором машинно-автоматическое время работы одного станка используется для выполнения ручных элементов операции, а также всех или части функций обслуживания рабочего места на других станках.
4) обеспечения кратчайших маршрутов перехода от станка к станку;
5) реализации наиболее эффективной системы обслуживания рабочих мест;
6) изменения форм разделения и кооперации труда таким образом, чтобы большинство функций выполнялось вспомогательными рабочими. Такими функциями являются: наладка, подналадка станков, передача деталей, заточка инструмента и т.д.;
7) обеспечения полной занятости рабочих-станочников и обслуживаемого ими оборудования.
Исходные данные
Перед началом работы по организации многостаночного обслуживания необходимо определить некоторые важные детали данного процесса. Речь идет о типе используемого оборудования и длительности технологических операций. Эти исходные данные существенно влияют на организацию многостаночного обслуживания, определяя, как мы увидим ниже, ее систему.
На практике могут быть следующие комбинации оборудования и операций:
– однотипные станки (станки-дублеры) – одинаковые операции;
– однотипные станки (станки-дублеры) – разные операции;
– разнородное оборудование.
Длительность операций:
– равны по времени;
– кратны по времени;
– не равны и не кратны.
В зависимости от длительности операции система обслуживания может быть:
– маршрутной (циклической) – обход станков по определенному маршруту;
– сторожевой (нециклической) – наблюдение за работой всех станков и обслуживание того, который в этом нуждается. Используется, когда операции разной длительности;
– комбинированной, когда совмещены маршрутное и сторожевое обслуживание. Такую систему обслуживания целесообразно использовать, когда станки, которые планируется использовать в многостаночном обслуживании, можно разбить на 2 подгруппы: станки с большой длительностью операций и станки с малой длительностью операций. При этом рабочий осуществляет обход первой группы станков по установленному маршруту, а второй – когда это необходимо.
Важно! Станки-дублеры и станки с равной продолжительностью операций являются самым оптимальным вариантом для многостаночного обслуживания.
Прекрасной иллюстрацией различных вариантов многостаночного обслуживания послужат схемы, представленные ниже. На схеме А отображена ситуация, когда обслуживаются станки-дублеры, на схеме Б – станки с операциями равной продолжительности. Как видно из схем, это самые оптимальные варианты многостаночного обслуживания: простоев нет ни у рабочего, ни у оборудования. На следующей схеме В показано, как распределяется рабочее время при обслуживании станков с операциями неравными, но кратными. При такой организации процесса производства возможны простои у рабочего. И, наконец, на схеме Г изображен самый сложный вариант: обслуживание станков с неравной и некратной продолжительностью операций. Для таких случаев велика вероятность существования простоев и рабочих, и станков.
Выносим решение о применении многостаночного обслуживания: подходит или нет?
Важно! Многостаночное обслуживание возможно только тогда, когда у рабочего после обслуживания станка остается свободное время и этого времени достаточно, чтобы обслужить другие станки.
Следующий этап работы связан с очень важным расчетом. Дело в том, что использование многостаночного обслуживания возможно только при наличии одного определенного условия, которое можно выразить формулой:
где Тм-а – машинно-автоматическое время работы базового станка;
– время занятости рабочего на всех других станках и переходов к ним;
n – число обслуживаемых станков.
Итак, если машинно-автоматическое время работы станка больше либо равно времени занятости рабочего по обслуживанию других станков, можно вести речь о внедрении многостаночного обслуживания.
Машинно-автоматическое время работы станка – это не просто основное время на операцию. Для того чтобы определить машинно-автоматическое время работы станка, необходимо «очистить» основное время на операцию от времени занятости рабочего, перекрываемого машинным временем работы станка Тзраб(пер):
Тм-а = То – Тзраб(пер).
Важно!
Это очень важное условие, поскольку если им пренебречь, а доля Тзраб(пер) будет значительной, то при формально выполняющихся условиях многостаночного обслуживания фактически оно может быть невозможно.
Время занятости рабочего, перекрываемое машинным временем работы станка, включает в себя время машинно-ручной работы Тм-р, активного наблюдения за работой станка Та.н и время перехода от станка к станку Тпер:
Тзраб(пер) = Тм-р + Та.н + Тпер.
Теперь рассмотрим правую часть формулы условия многостаночности. Время занятости рабочего по обслуживанию станка состоит из следующих частей:
Тзраб = Тв + Тм-р + Та.н + Тпер,
где Тв – общее вспомогательное время на операцию (и перекрываемое, и неперекрываемое).
Общее время занятости рабочего при обслуживании группы станков будет равно сумме времени занятости по каждому станку, входящему в эту группу:
Эффективное многостаночное обслуживание может быть выражено формулами:
где ΣТм-а – сумма машинно-автоматического времени по всем обслуживаемым станкам.
Важно! Число станков, включаемых в многостаночное обслуживание, не должно превышать определенного предела, чтобы по возможности не допустить простоев рабочего и простоев оборудования.
Если это соотношение coблюдается, то машинно-автоматическое время по своей общей продолжительности оказывается достаточным для перекрытия общего времени занятости рабочего. При несоблюдении этого соотношения будут возникать систематические перерывы в работе станков, так как машинно-автоматическое время в этом случае оказывается недостаточным для перекрытия времени занятости рабочего.
Определяем количество станков
Определить оптимальное количество станков для многостаночного обслуживания помогут следующие формулы:
– для станков-дублеров и станков с равной длительностью операций:
– для станков с разной длительностью операций:
где Ко – коэффициент, учитывающий возможные отклонения от нормального хода технологического процесса и необходимость микропауз в работе рабочего. Данный коэффициент в зависимости от типа производства и вида оборудования колеблется в пределах от 0,65 до 0,75.
Естественно, что на практике редко получается в итоге целое число станков. При расчетах чаще всего выходит дробное значение. Давайте пранализируем варианты решений такой проблемы для станков-дублеров.
Справочно: многостаночный цикл обслуживания – это период времени, в течение которого рабочий регулярно выполняет весь комплекс работ по обслуживанию закрепленных за ним станков.
Вариант 1
Можно округлить получаемое значение в меньшую сторону. Тогда получится следующее неравенство:
Как мы можем видеть, в результате наших действий образуются простои рабочего. Их величина будет равна:
Вариант 2
Можно округлить получаемое значение в бо′льшую сторону. Тогда получим:
Как мы видим, в результате образуются простои оборудования. Их величина будет равна:
Определяем время цикла обслуживания оборудования
Время цикла обслуживания рассчитывается по следующим формулам.
Если у рабочего во время обслуживания не возникает простоев, то время цикла будет равно сумме занятости по обслуживанию всех закрепленных за ним станков.
Эта формула справедлива для станков-дублеров и станков с равными длительностями операций (см. схемы А и Б).
В случае, когда общая занятость рабочего по обслуживанию всех станков меньше времени цикла, возникают простои рабочего, величина которых равна:
Тпраб = Тцикла – Тзраб.общ.
Важно! Правильная планировка – это такая планировка, которая обеспечивает самые оптимальные по времени переходы рабочего между станками в процессе их обслуживания при обязательном обеспечении безопасных условий труда.
Такая ситуация возникает при циклическом обслуживании станков с неравной, но кратной длительностью операций (см. схему В).
Если совпадают перерывы в работе станков, могут возникнуть простои оборудования. Величину простоев каждого станка в этом случае можно рассчитать по формуле:
Тпст = Тцикла – (Тм-а + Тзраб).
Такая ситуация возникает при циклическом обслуживании станков с неравной и некратной длительностью операций (см. схему Г). Простои рабочего, возникающие в этом случае, рассчитываются, как и для схемы В.
Выбираем правильную планировку
Выбрать правильную планировку оборудования – наиважнейшая задача при организации многостаночного обслуживания. Она должна обеспечить самый короткий маршрут рабочему от одного станка к другому. Порядок размещения оборудования зависит от его конструктивных особенностей и системы его обслуживания. Основные схемы размещения оборудования представлены на рис. 1–5 на с. 40. Безусловно, что на выбор той или иной планировки влияет величина затрат на переходы рабочего от одного станка к другому. Для определения времени перехода при использовании различных видов планировок оборудования и систем его обслуживания существуют эмпирические формулы:
– при кольцевом расположении оборудования и циклической системе его обслуживания:
Тпер = N × L × 0,015 мин;
– при линейном расположении оборудования и циклической системе его обслуживания:
Тпер = 2L × (N – 1) × 0,015 мин;
– при нециклической системе его обслуживания:
Тпер = L × [1 + 0,333 × (N – 2)] × 0,015 мин,
где N – число обслуживаемых станков;
L – среднее расстояние между станками;
0,015 мин – норматив времени на 1 м перехода рабочего между станками.
Схемы размещения оборудования при многостаночном обслуживании