На предприятии вводится вторая смена. Как перевести работников на новый режим?
На предприятии возникла необходимость ввести вторую смену для некоторых профессий рабочих (до этого все работали только в первую смену). Какие изменения при этом нужно ввести в ЛПА организации, ПВТР и т.д.? Будет ли являться введение сменного режима изменением существенных условий труда для существующих работников? Может ли наниматель нанять новых людей для работы только во вторую смену? Как при этом должны быть оформлены их контракты?
Читайте полезные разъяснения от нашего эксперта.
Режим рабочего времени – порядок распределения нанимателем установленных ТК для работников норм ежедневной и еженедельной продолжительности рабочего времени и времени отдыха на протяжении суток, недели, месяца и других календарных периодов (ст. 123 ТК).
Справочно:
режим рабочего времени определяет время начала и окончания рабочего дня (смены), время обеденного и других перерывов, последовательность чередования работников по сменам, рабочие и выходные дни.
Режим рабочего времени работников разрабатывается исходя из режима работы, применяемого у нанимателя, и определяется ПВТР или графиком работ (сменности).
Справочно:
установленный режим рабочего времени доводится до ведома работников не позднее 1 месяца до введения его в действие (часть пятая ст. 123 ТК).
Таким образом, при принятии решения о введении сменного режима рабочего времени следует составлять график работ (сменности).
График работ (сменности) утверждается нанимателем по согласованию с профсоюзом (при его наличии).
Сменная работа вводится в случаях, когда длительность производственного процесса (работы) превышает установленную продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема производства (работ, услуг).
Статьей 125 ТК предусмотрен общий порядок организации режима рабочего времени при сменной работе, в котором предусмотрено, что сменной считается работа в 2 и более смены и работники чередуются по сменам равномерно.
При этом запрещено планировать работу в течение 2 смен подряд. Продолжительность смены не может превышать 12 ч.
Справочно:
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.2008 № 104 «О продолжительности смены свыше 12 часов для отдельных категорий работников» установлен перечень категорий работников, для которых может устанавливаться продолжительность смены свыше 12 ч, но не более 24 ч.
Таким образом, установление режима рабочего времени относится к непосредственной компетенции нанимателя.
<…>
Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 11/2022.
Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала
Хотите ознакомиться со статьей? Оставьте заявку и получите консультацию специалиста!