Оформляем и оплачиваем простой
Что может быть причиной простоев
Простой может затрагивать как одного работника, группу работников, так и всех работников конкретного подразделения или организации в целом. Приостановка работы предприятия может возникнуть по различным причинам: по вине работника; по вине нанимателя; по обстоятельствам, не зависящим ни от работника, ни от нанимателя.
Справочно:
простоем признается временное (сроком не более 6 месяцев) отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и т.д.) (ст. 34 Трудового кодекса РБ; далее – ТК).
Простои могут быть вызваны как внутренними, так и внешними причинами. К внутренним причинам относят выход из строя оборудования, отсутствие сырья, финансовых ресурсов и др. Внешние причины простоев не зависят от организации, а могут быть вызваны чрезвычайными ситуациями (например, аварии в связи с погодными условиями, отсутствие заказов в связи с нарушением партнерами договоренностей и др.).
Виды простоев
В зависимости от продолжительности принято различать простои:
– внутрисменные – от 5 мин, но менее смены или рабочего дня;
– целодневные (целосменные) – 1 рабочий день (смена);
– длительные – более 1 рабочего дня (смены), но не более 6 месяцев.
Как оформляется простой?
Простой может оформляться на одном или нескольких рабочих местах, в одном структурном подразделении или во всей организации.
Простой оформляется приказом на основании служебной записки руководителя структурного подразделения, в которой зафиксирован факт простоя. В случаях, когда заранее известна необходимость простоя, руководитель издает приказ исходя из сложившейся производственной ситуации (это касается, как правило, длительных простоев).
Пример служебной записки о внутрисменном простое представлен ниже.
В приказе необходимо указать конкретную причину простоя (производственный или экономический характер). Этого требуют нормы ст. 34 ТК.
Кроме того, в приказе указываются:
– срок простоя (если есть возможность определить его);
– перечень работников (категорий работников, подразделений), в отношении которых объявляется простой;
– условия оплаты труда работников, которые будут находиться в простое;
– занятость работников, находящихся в простое;
– другие сведения и условия простоя.
В случае если простой объявляется для большой численности работников и условия простоя для них различны, наниматель может издать несколько приказов об объявлении простоя.
Ниже представлен пример приказа нанимателя о простое.
Занятость работников во время простоя
Законодательством предусматривается несколько вариантов занятости работников во время простоев (ст. 34 ТК):
– временный перевод на другую работу в своей организации;
– временный перевод на работу к другому нанимателю.
В случае невозможности временного перевода наниматель должен оплатить простой работнику.
Временный перевод в связи с простоем должен осуществляться с учетом профессии, специальности, квалификации, должности работника. При этом перевод у того же нанимателя можно производить на все время простоя.
Важно!
Временный перевод работника во время простоя к другому нанимателю возможен только на срок до 1 месяца и лишь при условии, что другой наниматель находится в той же местности, что и организация, в которой работает работник.
При временном переводе работника на другую работу в связи с простоем оплата труда производится по выполняемой работе. При этом при временном переводе на нижеоплачиваемую работу за работниками, выполняющими нормы выработки или переведенными на повременно оплачиваемую работу, сохраняется средний заработок по прежней работе, а работникам, не выполняющим нормы выработки, производится оплата труда по выполняемой работе, но не ниже их тарифной ставки.
Оплата труда за время простоя
При простое не по вине работника его заработная плата не может быть ниже 2/3 установленной ему тарифной ставки (оклада) (ст. 71 ТК).
Справочно:
при временном переводе изменения в трудовые договоры (контракты) не вносят и запись в трудовую книжку не производят.
Пример 1. Расчет заработной платы за время простоя, который произошел по вине нанимателя
Слесарь-ремонтник 6-го разряда Хвойницкий П.В. находился в простое 14 и 15 октября 2014 г. в связи с отсутствием электроэнергии. Его месячная тарифная ставка составляет 4 350 000 руб., часовая тарифная ставка – 23 641 руб. За октябрь рабочее время составило 184 ч, из них 16 ч – простой. Время простоя оплачивается в размере 2/3 часовой тарифной ставки (15 761 руб.).
Таким образом, тарифная ставка за октябрь для данного работника составит:
3 971 688 руб. (23 641 × 168) + 252 176 руб. (15 761 × 16) = 4 223 864 руб.
Кроме того, работнику выплачены:
– премия – 1 230 600 руб.;
– надбавка за профмастерство (20 % тарифной ставки) – (3 971 688 × 20 / 100) = 794 338 руб.;
– надбавка за выслугу лет (15 % тарифной ставки) – (3 971 688 × 15 / 100) = 595 753 руб.
Итого заработная плата Хвойницкого П.В. составит:
4 223 864 руб. + 1 230 600 руб. + 794 338 руб. + 595 753 руб. = 6 844 555 руб.
Пример 2. Расчет заработной платы за время простоя, когда работник переведен на другую, нижеоплачиваемую работу
Слесарь-ремонтник Хвойницкий П.В. находился в простое 14 и 15 октября 2014 г. в связи с отсутствием электроэнергии. В это время он временно переведен на работу по профессии «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 3-го разряда».
Месячная тарифная ставка слесаря-ремонтника составляет 4 350 000 руб., часовая – 23 641 руб. За отработанное рабочее время слесарем-ремонтником (168 ч) тарифная ставка составит 3 971 688 руб. (23 641 × 168).
Кроме того, работнику выплачены:
– премия – 1 230 600 руб.;
– надбавка за профмастерство (20 % тарифной ставки) – (3 971 688 × 20 / 100) = 794 338 руб.;
– надбавка за выслугу лет (15 % тарифной ставки) – (3 971 688 × 15 / 100) = 595 753 руб.
Месячная тарифная ставка электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 3-го разряда составляет 3 180 000 руб., часовая – 17 283 руб.
За время работы электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования работнику начислена зарплата за отработанное время (16 ч) в размере 276 522 руб. (17 283 × 16).
Кроме того, ему выплачены:
– надбавка за профмастерство (20 % тарифной ставки) – (276 522 × 20 / 100) = 55 304 руб.;
– надбавка за выслугу лет (15 % тарифной ставки) – (276 522 × 15 / 100) = 41 478 руб.
Итого заработная плата работника за 14 и 15 октября составит 373 304 руб. (276 522 + 55 304 + 41 478).
Средняя заработная плата слесаря-ремонтника Хвойницкого П.В., рассчитанная по основному месту работы за 14 и 15 октября, равна 627 845 руб. С учетом этого работнику начисляется доплата до среднего в размере 245 542 руб. (627 845 – 373 304).
Итого заработная плата Хвойницкого П.В. составит:
3 971 688 + 1 230 600 + 794 338 + 595 753 + 373 304 + 245 542 = 7 211 225 руб.
Определение необходимости нахождения работника на рабочем месте
В законодательстве о труде и других нормативных документах, связанных с трудовыми отношениями, не указано, что в период остановки работы в организации работники в свое рабочее время могут отсутствовать на рабочем месте, ведь присутствие на рабочем месте – это их прямая обязанность.
Однако наниматель вправе разрешить сотрудникам на период простоя не выходить на работу. Иногда нанимателю невыгодно нахождение работника на работе, когда работы нет. Это связано с расходами, которые должен нести наниматель по обеспечению нахождения работника на своем рабочем месте: оплата электроэнергии, отопления и т.д. Поэтому логично, чтобы инициатива нанимателя об отсутствии работника во время простоя была подкреплена локальным нормативным правовым актом (ЛНПА) организации. Данное решение должно быть отражено в приказе об объявлении простоя, с которым работники знакомятся под роспись.
Справочно:
рабочее время – это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые относятся к рабочему времени.
Отсутствие на рабочем месте во время простоя характерно для целодневных простоев. Если же простой является внутрисменным (несколько часов), работники находятся на рабочем месте.
Нормативные правила по данному вопросу целесообразно предусмотреть в коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка и др.
Учет времени простоя
Простой может быть разным по сроку: отдельные часы или дни недели, отдельные дни месяца, месяц, несколько месяцев и др. С целью обеспечения обоснованной оплаты труда необходимо организовать учет времени простоев. Он должен осуществляться на основе соответствующих документов (листков о простое, накопительных ведомостей о простое и др.), позволяющих производить точный учет потерь рабочего времени.
Поскольку простой может иметь место в работе одного или нескольких работников, отдельных подразделений, всей организации, оформление первичных документов учета времени простоя может быть разным. Вместе с тем необходимо обеспечить достоверный учет времени в разрезе работников, подразделений, чтобы видеть количество дней (часов) простоя.
Важно!
Необходимым условием для оплаты времени простоя является зафиксированное нанимателем время его начала и окончания.
Не следует забывать, что фактическое рабочее время, состоящее как из отработанного, так и неотработанного времени, которое в соответствии с законодательством включается в рабочее время, подлежит учету. В составе неотработанного времени наряду с оплачиваемым (например, время трудовых отпусков) и неоплачиваемым временем (например, время неоплачиваемых в соответствии с законодательством социальных отпусков) учитываются также потери рабочего времени как по вине работника, так и при отсутствии его вины (простои).
Время простоев учитывается на основе соответствующих документов (листков учета простоев, накопительных ведомостей о простое и др.). Следует обращать внимание на то, что время внутрисменных простоев учитывается начиная с 5 мин, а время использования работников в период простоя на других работах в листок простоя не включается.
Листок учета простоев предназначен для учета времени простоя рабочего не по его вине и начисления заработной платы ему за время простоя.
Листок составляется в одном экземпляре, подписывается руководителем структурного подразделения, мастером (бригадиром) и представляется в бухгалтерию для расчета заработной платы.
Такой документ может быть составлен по следующей форме:
Оформление табеля учета рабочего времени во время простоя
Табель учета рабочего времени (далее – табель) ведется тем работником (далее – ответственное лицо), у которого это предусмотрено в должностной инструкции.
Учет использования рабочего времени осуществляется в табеле одним из следующих способов:
– методом сплошной регистрации явок и неявок на работу;
– путем регистрации только отклонений (неявок, опозданий и т.д.).
Табель составляется в 1 экземпляре ответственным лицом. При его оформлении следует учитывать, что рабочим считается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка должен находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности. К рабочему относится также время работы, выполненной по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа, работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни) (ст. 110 ТК).
Учету подлежит фактическое рабочее время, которое состоит из отработанного и неотработанного времени, включаемое в соответствии с законодательством в рабочее время.
В составе неотработанного времени выделяют оплачиваемое и неоплачиваемое время, а также потери рабочего времени как по вине работника, так и при отсутствии его вины.
Время внутрисменных простоев учитывается начиная с 5 мин.
Время занятости работников в период простоя на других работах в листок простоя не включается и оформляется выдачей разовых нарядов.
После соответствующего оформления табель передается в бухгалтерию. Он служит основанием для расчетов с работником по заработной плате.
В заключение отметим, что, если в организации достаточно часто встречаются ситуации, связанные с оформлением простоев, целесообразно разработать ЛНПА, регулирующий порядок оформления и оплаты простоев.