9 сентябрь 2014
33
Страница № 33

Оплата труда водителей международных перевозок грузов

Роман Герасимов, начальник производственно-технического бюро ОАО «Минский подшипниковый завод»; Екатерина Хомяк, экономист

Современный мир не возможен без международной торговли, которая в свою очередь не возможна без современных способов транспортировки товаров. Потребителям предлагаются самые разнообразные способы международных перевозок. Для каждого клиента фирмы-грузоперевозчики могут разработать индивидуальный способ доставки таким образом, чтобы подобрать максимально привлекательное соотношение важнейших факторов: цены, сроков и удобства. Однако практика показывает, что именно авто­мобильные перевозки являются на сегодняшний день наиболее оптимальным вариантом, совмещающим скорость доставки и приемлимую стоимость услуги. Многие отечественные предприятия сегодня выбирают данный вид деятельности. В связи с этим мы предлагаем вам практический материал об оплате труда водителей, осуществляющих международные перевозки грузов.

Международная автомобильная перевозка – это перевозка, выполняемая между пунктами, расположенными на территории разных государств.

Документ:
Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила № 970).

Согласно Правилам № 970 международные автомобильные пере­возки грузов могут выполняться:
– на транспортных средствах категорий «В» и «С», разрешенный максимальный вес которых не превышает 7 500 кг, водителями не моложе 18 лет с общим стажем работы в качестве водителя транспортных средств категорий «В» и «С» не менее 2 лет, имеющими свидетельство о профессиональной компетентности, выданное в установленном порядке;

– составах транспортных средств категорий «ВЕ», «СЕ» водителями не моложе 21 года с общим стажем работы в качестве водителя составов транспортных средств категорий «ВЕ», «СЕ» не менее 2 лет, имеющими свидетельство о профессиональной компетентности, выданное в установленном порядке (п. 337 Правил № 970).

Автомобильный перевозчик должен выполнять международные перевозки грузов в сроки, установленные в соответствующем договоре сторон (п. 18 Правил № 970).

Режим труда

Пунктом 1 Положения № 82 установлено, что в отношении водителей автомобилей, занятых на международных перевозках пассажиров и грузов, применяется положение Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (далее – Европейское соглашение).

Документ:
Положение о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденное постановлением Мин­транса РБ от 25.11.2010 № 82 (далее – Положение № 82).

Справочно:
Европейское соглашение, заключенное в г. Женеве 01.07.1970, для Республики Беларусь вступило в силу 2 октября 1993 г.

Согласно Европейскому соглашению продолжительность управления между любыми 2 периодами ежедневного отдыха или между ежедневным периодом отдыха, именуемая «ежедневная продолжительность управления» не должна превышать 9 ч. Она может быть увеличена дважды в течение любой одной недели до 10 ч.

Общая продолжительность управления на протяжении любых 2 недель не должна превышать 90 ч.

Вопросы установления режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, не предусмотренные Европейским соглашением, регулирует законодательство о труде РБ.

Суммированный учет рабочего времени

С учетом специфики работы водителям, выполняющим между­народные автомобильные перевозки грузов, на основании ст. 126 Тру­дового кодекса РБ (далее – ТК) может вводиться суммированный учет рабочего времени, при котором ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени может быть больше или меньше установленной нормы.

Справочно:
статья 126 «Суммированный учет рабочего времени» ТК.

Продолжительность рабочего времени водителей в учетном периоде регламентируется графиком работы. Он составляется на весь учетный период исходя из установленной для него нормы рабочего времени.

Учетный период может соответствовать календарным (месяц, квартал) или иным периодам.

В условиях введения суммированного учета рабочего времени графики работ составляются с таким расчетом, чтобы фактически отработанные часы уравнивались с нормой рабочего времени за отчетный период в целом.

Переработанные в отчетном периоде часы оплачиваются как часы сверхурочной работы.

Определение тарифных ставок

Месячные тарифные ставки водителей грузовых автомобилей, выполняющих международные перевозки, определяются в соответствии с Рекомендациями № 67.

Документ:
Рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения,  утвержденные постановлением Мин­труда и соцзащиты РБ от 11.07.2011 № 67 (далее – Рекомендации № 67).

Согласно Рекомендациям № 67 наниматель на основании локального нормативного правового акта (далее – ЛНПА), соглашения и (или) трудового договора (контракта) может устанавливать тарифные ставки (оклады) работника:

– на основе Единой тарифной сетки работников РБ (далее – ЕТС);

– основе тарифной сетки, определенной тарифным (местным) соглашением либо разработанной и утвержденной в организации (далее – ТС);

– без применения ЕТС и ТС.

Месячная тарифная ставка (С) на основе ЕТС определяется по формуле

С = С × К,

где С – действующая в организации тарифная ставка 1-го разряда, руб.;

К – кратный размер тарифной ставки 1-го разряда, установленный водителю грузового автомобиля согласно приложению 3 к Рекомендациям № 67.

Кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда дифференцированы в зависимости от грузоподъемности автомобилей. Наряду с этим следует учитывать приведенные в табл. 1 особенности установления кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда.

Водителю может устанавливаться повышение месячной тарифной ставки водителя, рассчитанной на основе ЕТС, до 300 % включительно с учетом финансового состояния организации (подп. 9.5 п. 9 Рекомендаций № 67). Основания повышения месячной тарифной ставки предусматриваются в ЛНПА. Повышение тарифной ставки водителей, с которыми заключены контракты, производится также согласно подп. 2.5 п. 2 Декрета № 29.

Документ:
Декрет Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29).

Наниматель может исчислять повышения тарифных ставок по каждому основанию отдельно и суммировать их, образуя окончательный размер тарифных ставок (подп. 9.6 п. 9 Рекомендаций № 67).

Приведем пример определения тарифной ставки водителя автомобиля.

Пример 1

Необходимо определить месячную тарифную ставку водителя грузового автомобиля МАЗ-544008 – седельного тягача с тентовым полуприцепом «Шмитц» грузоподъемностью 20 т. Исходные данные и расчет тарифной ставки приведены в табл. 2.

Определение часовых тарифных ставок

Документ:
Разъяснение о порядке определения расчетной нормы рабочего времени и часовой тарифной ставки в Республике Беларусь, утвержденное постановлением Мин­труда РБ от 18.09.1999 № 133 (далее – Разъяснение № 133).

Часовые тарифные ставки (Сч) определяются путем деления месячной тарифной ставки (оклада) (С) на среднемесячное количество расчетных рабочих часов (Ч) (Разъяснение № 133):

Сч = С / Ч.

При повременной оплате труда, а также для исчисления доплат и надбавок часовые тарифные ставки определяются исходя из месячных тарифных ставок с учетом их повышений.

Пример 2

Необходимо определить часовую тарифную ставку водителя. Месячная тарифная ставка водителя с учетом повышений приведена в табл. 2. Режим работы водителя – 5-дневная 40-часовая рабочая неделя, при которой в 2014 г. среднемесячная расчетная норма рабочего времени составляет 167,9 ч. Воспользовавшись приведенной выше формулой расчета часовой тарифной ставки, получим:

Сч = 7 252 000 / 167,9 = 43 192 руб.

При сдельной оплате труда расценки определяются исходя из тарифных ставок выполняемых работ, исчисленных с учетом коэффициента их повышения согласно приложению 2 к Рекомендациям № 67 (подп. 9.4 п. 9 Рекомендаций № 67), т.е. с учетом коэффициента повышения по технологическим видам работ, который для водителей автомобилей равен 1.

В связи с этим часовые тарифные ставки определяются исходя из месячной тарифной ставки, рассчитанной на основе ЕТС.

Пример 3

Необходимо определить часовую тарифную ставку водителя грузового авто­мобиля со сдельной оплатой труда.

Согласно табл. 2 месячная тарифная ставка, рассчитанная на основе ЕТС, равна 5 180 000 руб. Среднемесячная расчетная норма рабочего времени – 167,9 ч. Часовая тарифная ставка будет равна:

Сч = 5 180 000 / 167,9 = 30 852 руб.

Сдельная оплата труда

Труд водителей, осуществляющих международные авто­мобильные перевозки грузов, может оплачиваться по сдельной системе – за километры пробега с выплатой премии за выполнение установленных показателей и условий премирования. Сдельный заработок (З) выполнивших поездку водителей (водителя) состоит из сумм, начисленных по сдельным расценкам за груженый и порожний пробеги, деленных на число водителей (Ч):

З = (Пг × Pг.п + Пп × Pп.п) / Ч,

где Пг – груженый пробег, км;

Рг.п – сдельная расценка за 1 км груженого пробега, руб.;

Пп – порожний пробег, км;

Рп.п – сдельная расценка за 1 км порожнего пробега, руб.

Сдельные расценки за 1 км пробега рассчитываются путем умножения тарифной ставки водителя на затраты времени на 1 км пробега, которые определяются аналитически-расчетным методом нормирования и включают время движения по маршруту согласно расчетным нормам пробега по соответствующей группе дорог и другие затраты рабочего времени (на охрану груза, простой под погрузочно-разгрузочными операциями, на сдачу груза и т.д.).

Некоторые автопредприятия устанавливают сдельную расценку за 1 км порожнего пробега в размере 80–85 % расценки за 1 км груженого пробега.

Наниматель может устанавливать работникам с учетом финансового состояния организации повышение сдельных расценок до 300 % включительно в зависимости от уровня выполнения норм труда, их напряженности и прогрессивности, сложности и характера выполняемых работ, отсутствия брака и других факторов (подп. 9.5 п. 9 Рекомендаций № 67).

Сдельные расценки за 1 км пробега утверждаются приказом авто­предприятия.

Рассмотрим порядок начисления сдельного заработка води­телю.

Пример 4

Согласно путевому листу и товарно-транспортным накладным водители И.И. Иванов и П.П. Петров на автомобиле МАЗ-544008 (седельный тягач с тентовым полуприцепом «Шмитц») перевезли 20 т груза по маршруту Минск – Воскресенск – Москва – Минск. Общий пробег составил 2 022 км, пробег с грузом – 1 874 км, пробег без груза – 148 км. В соответствии с приказом автопредприятия при работе на автомобиле 2 водителей сдельная расценка за 1 км пробега с грузом составляет 2 000 руб., за 1 км порожнего пробега – 1 660 руб. (цифры условные).

Сумма сдельного заработка (З) каждого водителя составит:

З = (1 874 × 2 000 + 148 × 1 660) / 2 = 1 996 840 руб.

Оплата труда по сдельному нормативу или проценту от суммы выручки

На автопредприятиях имеет место практика оплаты труда водителей, выполняющих международные перевозки грузов, по сдельному нормативу (Н) или проценту (П) от суммы выручки (В), полученной от выполнения перевозки. Сумма заработной платы в таком случае определяется по формуле

З = В × Н,

или

З = В × П / 100.

Сдельный норматив или процент от суммы выручки для начисления заработной платы рассчитываются как отношение нормативного фонда заработной платы водителя (водителей) (Фн) к сумме выручки от выполнения перевозок оговоренного объема:

Н = Фн / В,

или

П = (Фн / В) × 100.

В свою очередь нормативный фонд заработной платы водителя (Фн) определяется посредством умножения сдельных расценок на объем перевозок грузов, предусмотренный заключенным с заказчиком договором.

Сдельный норматив (процент от суммы выручки) может рассчитываться с учетом премии, доплат и надбавок, если они установлены водителям. Он также может дифференцироваться по видам автомобилей, перевозок и т.д.

Объем перевозок грузов определяется на основе путевых листов и товарно-транспортных накладных, а выручка от перевозок грузов – путем умножения объема перевозок на действующие в организации тарифы на перевозку 1 т груза (без НДС).

Пример 5

Водитель П.П. Петров на автомобиле МАЗ-544008 (седельный тягач с полу­прицепом) доставил: из Минска в Санкт-Петербург – 20 т продоволь­ствия; из Санкт-Петербурга в Минск – 20 т технологического оборудования. Выручка от выполнения перевозки составила 25 млн. руб. Согласно действующему в организации положению по оплате труда заработная плата водителю начисляется в размере 13 % от суммы выручки. Водителю начислено:

З = 25 000 000 × 13 / 100 = 3 250 000 руб.

Премирование водителей за производственные результаты

Наниматели широко практикуют премирование водителей международных автомобильных перевозок грузов, стимулируя тем самым различные стороны их производственной деятельности. Из числа показателей и условий премирования можно выделить следующие:

– своевременное выполнение заданий, предусмотренных путевыми листами и товарно-транспортными накладными;

– соблюдение сроков доставки груза;

– обеспечение сохранности груза;

– соблюдение суточных норм пробега автомобилей;

– отсутствие претензий со стороны грузоотправителей и грузополучателей.

Например, ОАО «Миноблавтотранс» рекомендовало своим подведомственным автопредприятиям увязать размеры премий водителей с показателями суточного пробега автомобилей (см. табл. 3):

Премирование водителей производится с учетом Рекомендаций № 29.

Документ:

Рекомендации по премированию работников коммерческих организаций по результатам финансово-хозяйственной деятельности, утвежденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.02.2012 № 29 (далее - Рекомендации № 29).

Исходя из Рекомендаций № 29 и специфики работы водителей автомобилей в примерный перечень упущений, за которые снижается размер премии, могут включаться:

– совершение дорожно-транспортного происшествия или аварий по вине водителя, а также их сокрытие, оставление места происшествия;

– нарушение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности, трудовой и производственной дисциплины;

– повреждение или утрата перевозимого груза;

– выезд на линию с неработающим тахографом, наличие расхождений показаний спидометра с путевым листом;

– невыполнение распоряжений руководителя.

Работники могут лишаться премии полностью (п. 41 Рекомендаций № 29):

– за прогул (в т.ч. на работе более 3 ч в течение рабочего дня) без уважительной причины;

– появление на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте в рабочее время;

– совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания.

Полное или частичное лишение премии производится за период, в котором было совершено упущение в работе, и оформляется приказом (распоряжением) нанимателя.

Оплата работы в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни

Практика работы водителей автомобилей в сверхурочное время связана, как правило, со сверхнормативными потерями рабочего времени при погрузочно-разгрузочных операциях, пересечении границ, неисправностью автомобилей и т.д.

Документ:
Указания по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденные постановлением Минстата РБ от 29.07.2008 № 92 (далее – Указания № 92).

Число часов, отработанных сверхурочно, для работников с суммированным учетом рабочего времени определяется как разница между фактически отработанными часами за отчетный (учетный) период и числом часов, которое необходимо отработать по месячной норме рабочего времени (Указания № 92).

Пример 6

Водитель автомобиля работает с суммарным учетом рабочего времени в режиме 5-дневной 40-часовой рабочей недели. Учетный период – месяц. В июне 2014 г. водитель отработал 180 ч. Графиком работы на учетный период предусмотрено 168 ч. Сверхурочно отработанное время составит 12 ч (180 – 168).

Работа в государственные праздники, праздничные дни (часть первая ст. 147 ТК) и выходные дни обусловлена спецификой работы транспорта согласно:

ст. 140 «Выходные дни в непрерывно действующих организациях» ТК;

ст. 142 «Работа в выходные дни с согласия или по инициативе работника» ТК;

ст. 143 «Исключительные случаи привлечения к работе в выходной день без согласия работника» ТК;

ст. 147 «Государственные праздники и праздничные дни» ТК.

При суммированном учете рабочего времени работы в государ­ственные праздники, праздничные (часть первая ст. 147 ТК) и выходные дни, обусловленные вышеуказанными статьями ТК, преду­сматриваются, как правило, графиками работы и включаются в норму рабочего времени учетного периода.

(Окончание следует.)

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.