11 ноябрь 2015
38
Страница № 38

Определяем численность аппарата управления в сельскохозяйственных организациях

Григорий Полевой, экономист по труду аграрно-промышленного комплекса

Для формирования экономного аппарата управления сельскохозяйственными предприятиями важное значение имеют научно обоснованные нормативы штатной численности. Нормативы должны отражать прогрессивные тенденции управления производством, давать возможность правильно определять состав и подчиненность управленческого аппарата с учетом конкретных условий каждого сельскохозяйственного предприятия и условий рыночной экономики, разграничивать функции структурных подразделений и исполнителей, а также обеспечивать наиболее эффективную работу управленческих кадров с наименьшей их численностью.

О том, как осуществляется расчет служащих для сельскохозяйственных предприятий, читайте в данном материале.

Определяем норму подчиненности для высших руководителей

Для высших руководителей определяющими фактора­ми, которые учитываются в процессе определения их чис­ленности, являются:

– число подчиненных работников;

– число подчиненных подразделений;

– затраты рабочего времени на выполнение закреплен­ных функ­ций (работ).

Теорией и практикой для руководителя организации определена норма числа подчиненных звеньев аппарата управления в пределах от 5–6 до 8–10 подразделений, служб, производств, цехов, работой которых он может эффективно управлять. При превышении этой нормы рас­четным путем устанавливается потребность в заместителях.

Должности заместителей руководителя сельхозорганизации могут быть установлены по видам деятельности организации по усмотрению руководителя, например:

– заместитель руководителя по производству;

– заместитель руководителя по растениеводству;

– заместитель руководителя по животноводству;

– заместитель руководителя по экономике и т.д.

Для руководящих работников рассчитываются нормы управляемости, которые представляют собой оптимальное с точки зрения эффективного управления число работни­ков, приходящееся на одного конкретного руководителя.

Суммарные нормы управляемости устанавливают по ступеням управления и определяют по формуле:

где Нnсумм – суммарная норма управляемости для п-го руководителя;

Н 1,2,3…п – норма управляемости первого, второго, третьего, n-го руководителя по ступеням управления.

Пример

Определим суммарную норму управляемости (число рабочих) для начальника сельхозцеха:

1-я ступень управления – для мастера – 25 рабочих;

2-я ступень управления – для старшего мастера – 5 мастеров;

Справочно:
нормирование труда руководителей также включает регламентацию распорядка их рабочего дня и рабочей недели:
– установление времени проведения совещаний и их длительности;
– установление времени приема посетителей и его продолжительность;
– время рассмотрения корреспонденции, время посещения цехов и т.п.

3-я ступень управления – для начальника участка – 3 старших сменных мастера;

4-я ступень управления – для начальника цеха – 5 начальников участков.

Суммарная норма управляемости 4-й ступени (в численности рабо­чих) будет равна:

1 / Н4 = 1 / 25 × 1 / 5 × 1 / 3 × 1 / 5 = 1 / 1 875.

Норма управляемости для начальника цеха в данном случае будет 1 875 рабочих. Если бы в данном цехе не было участков и старшие мастера подчинялись прямо на­чальнику цеха, то норма управляемости для начальника цеха была бы не 1 875 рабочих, а только 625 (1 / 25 × 1 / 5 × 1 / 5).

Определяем норму подчиненности для линейных руководителей

Для линейных руководителей при определении норм числа подчиненных учитывают степень централизации функциональных служб.

Если службы подчинены непосредственно начальнику цеха, количество служб учитывается наравне с производ­ственными уча­стками. Если количество служб превышает норму подчиненности, вводятся должности заместителей по подготовке производства и по сменам.

Наибольшие нормы подчиненности существуют у мас­теров. Число рабочих, подчиненных одному мастеру, ко­леблется в весьма широких пределах – от 10 до 60 чело­век и более при средней норме 25 человек. Такие разли­чия связаны с типом производства, сложностью выполня­емых работ и другими показателями, характеризующими существующие условия производства. В каждом конкрет­ном случае норма подчиненности для мастеров цехов мо­жет быть установлена по формуле:

где Кс – коэффициент специализации, выражающий от­ношение количества рабочих мест в цехе к количеству за­крепленных за ними технологических операций;

х – дроб­ный показатель степени при значении среднего коэффи­циента специализации;

Ус.р – дробный показатель степени при значении среднего разряда работы;

Z – наибольшая величина нормы для данной группы цехов (в пределах 30–50 человек).

Определяем норму подчиненности для функциональных руководителей

Для функциональных руководителей число подчинен­ных им работников определяется сложностью и трудоем­костью управленческих процессов. Численность этой ка­тегории работников рассчитывают по нормам управля­емости.

Документ:
приказ Минсельхозпрода Республики Беларусь от 27.12.2013 № 567 «Об утверждении Рекомендуемых нормативов численности работников сельского хозяйства, относящихся к категориям руководителей, специалистов, других служащих, и признании утратившим силу приказа Министер­ства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 20 сентября 2004 г. № 412» (далее – приказ № 567).

Для функциональных руководителей число подчинен­ных им бюро, групп, секторов и т.п. должно нахо­диться в интервале 5–10. При конкретизации нормы не­обходимо учитывать круг обязанно­стей руководителя.

Определяем численность специалистов

Для специалистов разработаны укрупненные норма­тивы численности, позволяющие рассчитать численность специалистов отдельных функциональных подразделений. Эти нормативы должны отражать прогрессивные тенден­ции управления производством, давать возможность пра­вильно определять состав и подчиненность управленче­ского аппарата с учетом конкретных условий производства.

В настоящее время в сельском хозяйстве используют­ся разработанные Минсельхозпродом Рекомендуемые нормативы численности работников сельского хозяйства, относящихся к категориям руководителей, специалистов и других служащих, утвержденные приказом № 567.

Численность специалистов сельскохозяйственных орга­низаций определяет руководитель исходя из экономиче­ской целесообразности и штатных нормативов числен­ности. В основу определения штатной численности долж­ны быть положены обобщенные показатели, характеризу­ющие объем работ:

– для агрономов – условная уборочная площадь;

– для зоотехников и ветеринаров – условное пого­ловье скота;

– для энергетических служб – условные единицы электроустановок и количество потребляемой энергии;

– для инженеров-механиков – наличие физических тракторов, автомобилей, самоходных машин и комбайнов, землерой­ной техники;

– для службы капитального строительства – объем строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйствен­ным способом;

– для службы материально-технического обеспе­чения и сбыта, планово-экономической службы – объем выручки от реализации продукции в условных единицах;

– для служб бух­галтерского учета и кадрового обеспечения – среднегодо­вая численность работников.

Так, должность главного агронома вводится одна на организацию, агронома всех специальностей – 1 единица на 3 000 га условной уборочной площади; главного зоотехника – одна на организацию; зоотехника всех специально­стей – 1 единица на каждые 1 000 условных голов; главного экономиста – одна на организацию; экономи­ста – 1 единица на каждые 3,0 млн. долл. США выручки; специалиста по кадрам (инспектора по кад­рам) – 1 штатная единица на организацию, имеющую среднесписочную численность работников организации за год до 300 человек.

Ниже приведены рекомендуемые нормативы численности на другие наиболее часто встречающиеся должности работников сельского хозяйства, относящихся к категориям руководителей, специалистов и других служащих.

Сельскохозяйственные организации, успешно осуществляющие производство, при производственной необходи­мости могут дополнительно вводить другие должности административного и обслуживающего персонала.

Следует заметить, что в процессе совершенствования организации управления труда, внедрения технических средств, проведения мер по увеличению объема выполняемых работ и повышения эффективности труда руководящих работников и специа­листов численность персонала должна сокращаться. Вследствие этого остающимся работ­никам может быть дополнительно поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, родственных по содержанию и равных по сложности ра­бот, выполнение которых не требует других специально­стей и квалификации, а также изменения наименования должности.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.