Определяем численность аппарата управления в сельскохозяйственных организациях
Для формирования экономного аппарата управления сельскохозяйственными предприятиями важное значение имеют научно обоснованные нормативы штатной численности. Нормативы должны отражать прогрессивные тенденции управления производством, давать возможность правильно определять состав и подчиненность управленческого аппарата с учетом конкретных условий каждого сельскохозяйственного предприятия и условий рыночной экономики, разграничивать функции структурных подразделений и исполнителей, а также обеспечивать наиболее эффективную работу управленческих кадров с наименьшей их численностью.
О том, как осуществляется расчет служащих для сельскохозяйственных предприятий, читайте в данном материале.
Определяем норму подчиненности для высших руководителей
Для высших руководителей определяющими факторами, которые учитываются в процессе определения их численности, являются:
– число подчиненных работников;
– число подчиненных подразделений;
– затраты рабочего времени на выполнение закрепленных функций (работ).
Теорией и практикой для руководителя организации определена норма числа подчиненных звеньев аппарата управления в пределах от 5–6 до 8–10 подразделений, служб, производств, цехов, работой которых он может эффективно управлять. При превышении этой нормы расчетным путем устанавливается потребность в заместителях.
Должности заместителей руководителя сельхозорганизации могут быть установлены по видам деятельности организации по усмотрению руководителя, например:
– заместитель руководителя по производству;
– заместитель руководителя по растениеводству;
– заместитель руководителя по животноводству;
– заместитель руководителя по экономике и т.д.
Для руководящих работников рассчитываются нормы управляемости, которые представляют собой оптимальное с точки зрения эффективного управления число работников, приходящееся на одного конкретного руководителя.
Суммарные нормы управляемости устанавливают по ступеням управления и определяют по формуле:
где Нnсумм – суммарная норма управляемости для п-го руководителя;
Н 1,2,3…п – норма управляемости первого, второго, третьего, n-го руководителя по ступеням управления.
Пример
Определим суммарную норму управляемости (число рабочих) для начальника сельхозцеха:
1-я ступень управления – для мастера – 25 рабочих;
2-я ступень управления – для старшего мастера – 5 мастеров;
Справочно:
нормирование труда руководителей также включает регламентацию распорядка их рабочего дня и рабочей недели:
– установление времени проведения совещаний и их длительности;
– установление времени приема посетителей и его продолжительность;
– время рассмотрения корреспонденции, время посещения цехов и т.п.
3-я ступень управления – для начальника участка – 3 старших сменных мастера;
4-я ступень управления – для начальника цеха – 5 начальников участков.
Суммарная норма управляемости 4-й ступени (в численности рабочих) будет равна:
1 / Н4 = 1 / 25 × 1 / 5 × 1 / 3 × 1 / 5 = 1 / 1 875.
Норма управляемости для начальника цеха в данном случае будет 1 875 рабочих. Если бы в данном цехе не было участков и старшие мастера подчинялись прямо начальнику цеха, то норма управляемости для начальника цеха была бы не 1 875 рабочих, а только 625 (1 / 25 × 1 / 5 × 1 / 5).
Определяем норму подчиненности для линейных руководителей
Для линейных руководителей при определении норм числа подчиненных учитывают степень централизации функциональных служб.
Если службы подчинены непосредственно начальнику цеха, количество служб учитывается наравне с производственными участками. Если количество служб превышает норму подчиненности, вводятся должности заместителей по подготовке производства и по сменам.
Наибольшие нормы подчиненности существуют у мастеров. Число рабочих, подчиненных одному мастеру, колеблется в весьма широких пределах – от 10 до 60 человек и более при средней норме 25 человек. Такие различия связаны с типом производства, сложностью выполняемых работ и другими показателями, характеризующими существующие условия производства. В каждом конкретном случае норма подчиненности для мастеров цехов может быть установлена по формуле:
где Кс – коэффициент специализации, выражающий отношение количества рабочих мест в цехе к количеству закрепленных за ними технологических операций;
х – дробный показатель степени при значении среднего коэффициента специализации;
Ус.р – дробный показатель степени при значении среднего разряда работы;
Z – наибольшая величина нормы для данной группы цехов (в пределах 30–50 человек).
Определяем норму подчиненности для функциональных руководителей
Для функциональных руководителей число подчиненных им работников определяется сложностью и трудоемкостью управленческих процессов. Численность этой категории работников рассчитывают по нормам управляемости.
Документ:
приказ Минсельхозпрода Республики Беларусь от 27.12.2013 № 567 «Об утверждении Рекомендуемых нормативов численности работников сельского хозяйства, относящихся к категориям руководителей, специалистов, других служащих, и признании утратившим силу приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 20 сентября 2004 г. № 412» (далее – приказ № 567).
Для функциональных руководителей число подчиненных им бюро, групп, секторов и т.п. должно находиться в интервале 5–10. При конкретизации нормы необходимо учитывать круг обязанностей руководителя.
Определяем численность специалистов
Для специалистов разработаны укрупненные нормативы численности, позволяющие рассчитать численность специалистов отдельных функциональных подразделений. Эти нормативы должны отражать прогрессивные тенденции управления производством, давать возможность правильно определять состав и подчиненность управленческого аппарата с учетом конкретных условий производства.
В настоящее время в сельском хозяйстве используются разработанные Минсельхозпродом Рекомендуемые нормативы численности работников сельского хозяйства, относящихся к категориям руководителей, специалистов и других служащих, утвержденные приказом № 567.
Численность специалистов сельскохозяйственных организаций определяет руководитель исходя из экономической целесообразности и штатных нормативов численности. В основу определения штатной численности должны быть положены обобщенные показатели, характеризующие объем работ:
– для агрономов – условная уборочная площадь;
– для зоотехников и ветеринаров – условное поголовье скота;
– для энергетических служб – условные единицы электроустановок и количество потребляемой энергии;
– для инженеров-механиков – наличие физических тракторов, автомобилей, самоходных машин и комбайнов, землеройной техники;
– для службы капитального строительства – объем строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом;
– для службы материально-технического обеспечения и сбыта, планово-экономической службы – объем выручки от реализации продукции в условных единицах;
– для служб бухгалтерского учета и кадрового обеспечения – среднегодовая численность работников.
Так, должность главного агронома вводится одна на организацию, агронома всех специальностей – 1 единица на 3 000 га условной уборочной площади; главного зоотехника – одна на организацию; зоотехника всех специальностей – 1 единица на каждые 1 000 условных голов; главного экономиста – одна на организацию; экономиста – 1 единица на каждые 3,0 млн. долл. США выручки; специалиста по кадрам (инспектора по кадрам) – 1 штатная единица на организацию, имеющую среднесписочную численность работников организации за год до 300 человек.
Ниже приведены рекомендуемые нормативы численности на другие наиболее часто встречающиеся должности работников сельского хозяйства, относящихся к категориям руководителей, специалистов и других служащих.
Сельскохозяйственные организации, успешно осуществляющие производство, при производственной необходимости могут дополнительно вводить другие должности административного и обслуживающего персонала.
Следует заметить, что в процессе совершенствования организации управления труда, внедрения технических средств, проведения мер по увеличению объема выполняемых работ и повышения эффективности труда руководящих работников и специалистов численность персонала должна сокращаться. Вследствие этого остающимся работникам может быть дополнительно поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, родственных по содержанию и равных по сложности работ, выполнение которых не требует других специальностей и квалификации, а также изменения наименования должности.