Определяем оптимальные размеры и «вилки» заработных плат для персонала организации
Основной задачей функционирования коммерческой организации является получение прибыли, а задачей добросовестного сотрудника – зарабатывание денег. Как помирить между собой эти две задачи, учитывая тот факт, что затраты, связанные с фондом оплаты труда, всегда занимают значительную часть расходов организации и работодатель стремится сокращать издержки?
Одной из компетенций и функций экономиста по труду является определение оптимальных размеров и «вилок» заработных плат. Это необходимо для обеспечения наилучшего соотношения стоимости и качества человеческих ресурсов, возможности привлекать и удержать персонал.
Возможным вариантом планирования затрат фонда заработной платы для нанимателя и доходов для сотрудника может стать определение зарплатных «вилок» по должностям служащих и профессиям рабочих. Зарплатная «вилка» представляет собой лимиты, которые бюджетировал работодатель на оплату труда и в пределах, которых он хочет остаться, взяв сотрудника на работу. Иными словами, зарплатная «вилка» показывает потенциальный диапазон, при котором компания может платить человеку деньги, оставаясь рентабельной либо извлекая непрямую выгоду.
Справочно:
зарплатная «вилка» – это верхняя (максимальная) и нижняя (минимальная) границы компенсации (уровня оплаты труда) для определенной должности служащего (профессии рабочего) или типа должностей служащих (профессий рабочих).
Зачем нужна зарплатная «вилка»?
1. Для объективности.
На одинаковых позициях сотрудники должны иметь одинаковые возможности для заработка. Как у бегунов в легкой атлетике: единый старт, единый финиш (как максимально возможный уровень заработной платы), однако в зависимости от приложенных усилий, знаний, умений и навыков будет отличаться скорость достижения заветных цифр.
2. Для формирования бюджета.
Сумма максимальных уровней заработных плат дает понимание предельно возможных затрат на фонд оплаты труда работников.
Сумма минимальных заработных плат – та величина затрат, которую должна обеспечить организация в процессе работы для покрытия обязательств перед своими сотрудниками. Например, во время нестабильной внешней, внутренней экономической ситуации предприятия, при оценке возможностей привлечения инвестиционного капитала и др.
3. Для поощрения сотрудников.
Вилка – это не фиксированный тариф, а плавающая величина, которая дает возможность поощрять опыт, вклад, достижения и пр.
4. Для контроля роста заработных плат.
Если в организации налажена система мониторинга оплаты труда в отрасли, то наличие «вилок» дает возможность гибко и оперативно реагировать на изменение уровня заработных плат. Если специалист стоит 1 000 руб., то зачем платить 2 000 руб.?
5. Для подбора персонала.
Если позиция новая, то нужно понимать, сколько она стоит.
Как же формируются оптимальные уровни заработных плат?
Чтобы сформировать зарплатную «вилку», компании анализируют рынок: изучают, какая зарплата считается конкурентоспособной в регионе, сколько получают сотрудники других фирм на аналогичных позициях и сколько просят соискатели. Еще важно учитывать, сколько человек претендует на должность в компании и сколько предложений поступило от конкурентов на рынке.
Первое, с чего, как правило, начинают работодатели, – смотрят, сколько за аналогичную работу платят другие, т.е. проводят мониторинг уровня заработных плат по отрасли...
<…>
Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 5/2022.
Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала
Хотите ознакомиться со статьей? Оставьте заявку и получите консультацию специалиста!