Оптимизируем затраты труда и численность персонала на предприятиях общепита
Несмотря на то что в Беларуси жесткого карантина нет и практически все организации продолжают работать, многие уже столкнулись с падением выручки, ростом себестоимости и арендной платы в связи с изменением курса белорусского рубля, рядом других негативных экономических воздействий. Остро встал вопрос о количестве работников, которых компания может позволить себе в настоящее время. Перед многими компаниями стоит задача сокращения затрат на персонал. И предприятия общественного питания в этом не исключение…
Предлагаем вашему вниманию материал, посвященный нормированию труда и расчету численности работников на предприятиях общепита.
Классификация и типовая структура предприятий общепита
Предприятия общественного питания в зависимости от ассортимента выпускаемых изделий, методов обслуживания, технологического оснащения, перечня предоставляемых услуг делятся на рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные. Независимо от типа предприятия все они выполняют одинаковый набор связанных функций:
– изготовление кулинарной продукции;
– продажу произведенных изделий;
– организацию потребления своей продукции.
Кроме того, условно можно выделить предприятия, которые работают с полуфабрикатами высокой степени готовности, подвергая их минимальной обработке, занятые только изготовлением полуфабрикатов под заказ, а также компании полного цикла, закупающие сырье, проводящие его полную переработку, выпускающие и реализующие готовые изделия. От этого, а также от выбранного ассортимента и сложности изготовления блюд будут зависеть особенности рабочих процессов.
В общем виде технологический процесс на любом типе предприятий может быть представлен в виде схемы:
Следует отметить, что в небольших кафе и ресторанах цех заготовки и обработки, как правило, объединен в один. Более того, на практике может применяться и бесцеховая структура организации труда, где роль склада выполняет одна морозильная камера, готовить начинают, получив продукты от поставщика в начале смены «с колес», и занимается всем всего пара поваров. Однако четкое разделение на участок производства и участок продажи и обслуживания клиентов в общепите присутствует всегда.
В свете сказанного целесообразно рассмотреть два крупных объекта для нормирования: участок производства и участок обслуживания клиентов.
Нормирование труда поваров и кухонных рабочих
Определение затрат времени на производство готовых изделий – процесс достаточно длительный, требующий расходов. Поэтому для нормирования в зависимости от штата и финансовых возможностей компании могут быть выбраны различные методики, дающие ту или иную степень точности расчетов.
Применение опытно-статистического метода нормирования
В качестве опытно-статистических методов можно выделить следующие подходы:
1. Определение средней выработки на человека в час в рублях.
Для этого нужно:
– собрать данные о стоимости произведенных блюд за период;
– определить количество сотрудников, занятых за период выпуском указанной продукции;
– получить данные о средней длительности смены каждого работника...
Нормирование труда работников зала обслуживания
Процесс обслуживания посетителей предприятия общепита состоит из следующих этапов: подготовительного, основного и завершающего. При этом содержание каждого из них может различаться в зависимости от класса заведения (быть чуть проще для столовых и усложняться для ресторанов).
Подготовительный этап в большинстве случаев включает следующий набор действий (подготовительное время):
– ежедневная уборка помещений обслуживания;
– расстановка мебели;
– протирка подсобных столов, сервантов, передвижных сервировочных тележек, барной стойки, зеркальных и стеклянных витрин, панно;
– получение и подготовка посуды, приборов и столового белья;
– размещение стеклянной посуды и необходимого инвентаря за барной стойкой;
– проведение предварительной сервировки столов;
– подготовка персонала к обслуживанию.
На заметку!
До начала расчетов нужно обязательно ознакомиться с особенностями процесса обслуживания. Это позволит выявить проблемные точки и скорректировать итоговые нормы на завершающем этапе при возникновении такой необходимости.
Основной и завершающий этапы начинаются с момента прихода потребителя и заканчиваются, когда он покидает заведение. Кроме того, в зависимости от класса предприятия общепита, а также типа потребителя требуется выбор разных методов обслуживания.
Например, в ресторане основной этап может включать (оперативное время):
– встречу гостей, размещение их в зале;
– предложение меню и карты вин, аперитива;
– рекомендации в выборе закусок, блюд, напитков;
– прием, оформление и уточнение заказа;
– передачу заказа на производство;
– досервировку стола в соответствии с принятым заказом;
– подачу напитков, закусок и блюд;
– расчет с гостями.
Время обслуживания клиентов может быть определено путем наблюдения (хронометраж, фотохронометраж, фотография рабочего дня), обследования, расчета оборачиваемости мест, анкетного опроса и зависит от типа предприятия.
Например, данные фотохронометража официанта обеденного зала могут выглядеть следующим образом...
<…>
Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 5/2020.
Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала
Хотите ознакомиться со статьей? Оставьте заявку и получите консультацию специалиста!