3 декабрь 2013
22
Страница № 22

Ор­га­ни­за­ция и оп­ла­та тру­да ра­бо­чих, за­ня­тых тех­ни­че­ским об­слу­жи­ва­ни­ем и ре­мон­том ав­то­мо­би­лей

Ми­ха­ил Ли­ля, за­мес­ти­тель на­чаль­ни­ка от­де­ла эко­но­ми­ки и фи­нан­сов ОАО «Ми­ноб­лав­тот­ранс» Ни­ко­лай СВИ­РИД, эко­но­мист

Оп­ла­та тру­да ра­бо­чих, за­ня­тых тех­ни­че­ским об­слу­жи­ва­ни­ем и ре­мон­том ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та, долж­на мо­ти­ви­ро­вать ра­бо­чих к обес­пе­че­нию его по­сто­ян­ной тех­ни­че­ской го­тов­но­сти к ра­бо­те на ли­нии за счет улуч­ше­ния ка­че­ст­ва ра­бо­ты, уве­ли­че­ния про­дол­жи­тель­но­сти ра­бо­ты под­виж­но­го со­ста­ва в по­сле­ре­монт­ный пе­ри­од, со­кра­ще­ния сро­ков ре­мон­та.

Ор­га­ни­за­ция тру­да ре­монт­ных ра­бо­чих

В на­стоя­щее вре­мя при­ме­ня­ют­ся сис­те­ма тех­ни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния ав­то­мо­би­лей и сис­те­ма те­ку­щих ре­мон­тов, свя­зан­ных с уст­ра­не­ни­ем не­ис­прав­но­стей, воз­ни­каю­щих в про­цес­се экс­плуа­та­ции. При этом од­на часть этих не­ис­прав­но­стей уст­ра­ня­ет­ся, как пра­ви­ло, в меж­смен­ное вре­мя по­сле воз­вра­ще­ния на ав­то­транс­порт­ное пред­при­ятие (кро­ме тех, ко­то­рые долж­ны быть уст­ра­не­ны не­мед­лен­но), а дру­гая – од­но­вре­мен­но с тех­ни­че­ским об­слу­жи­ва­ни­ем. Дей­ст­вую­щая сис­те­ма тех­ни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния пре­ду­смат­ри­ва­ет 2 ви­да пе­рио­ди­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния: пер­вое тех­ни­че­ское об­слу­жи­ва­ние (ТО-1) и вто­рое тех­ни­че­ское об­слу­жи­ва­ние (ТО-2).

Справочно: спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные бри­га­ды по те­ку­ще­му ре­мон­ту вы­пол­ня­ют ре­монт­ные ра­бо­ты по­сле возвраще­ния ав­то­мо­би­лей с ли­нии или во вре­мя про­стоя в ТО-2 при вы­яв­ле­нии тех­ни­че­ской не­ис­прав­но­сти и по­ло­мок ав­то­мо­би­лей. Бри­га­ды ра­бо­та­ют ли­бо на спе­ци­аль­но вы­де­лен­ных мес­тах, ли­бо на сво­бод­ных по­стах ТО-1 и ТО-2 и со­сто­ят в ос­нов­ном из сле­са­рей.

На ка­ж­дом ав­то­транс­порт­ном пред­при­ятии, как пра­ви­ло, су­ще­ст­ву­ет тех­но­ло­ги­че­ское раз­де­ле­ние тру­да ре­монт­ных ра­бо­чих в за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния уча­ст­ка по ви­дам вы­пол­не­ния ра­бот и их ха­рак­те­ру. Так, на еже­днев­ном об­слу­жи­ва­нии (ЕО) ав­то­мо­би­лей за­ня­ты мой­щи­ки, убор­щи­ки, за­прав­щи­ки ав­то­мо­би­лей, на ТО-1 – сле­са­ри и смаз­чи­ки. ЕО и ТО-1 вы­пол­ня­ют­ся в меж­смен­ное вре­мя без уча­стия во­ди­те­лей. Ра­бо­чие, за­ня­тые на этих ви­дах ра­бот, как пра­ви­ло, ор­га­ни­зо­ва­ны в бри­га­ды. При не­боль­шой чис­лен­но­сти бри­га­ды (6–15 че­ло­век) и смен­ной ра­бо­те пар­ка бри­га­да раз­де­ле­на на зве­нья. При боль­шом объ­е­ме ра­бот и зна­чи­тель­ной чис­лен­но­сти ра­бот­ни­ков в ка­ж­дой сме­не эти ра­бо­ты мо­жет вы­пол­нять спе­ци­аль­ная бри­га­да ра­бо­чих.

ТО-2 и со­пут­ст­вую­щие ему те­ку­щие ре­мон­ты на мно­гих пред­при­яти­ях вы­пол­ня­ют­ся в смен­ное вре­мя.

Гра­фи­ки ра­бо­ты бри­гад стро­ят­ся та­ким об­ра­зом, что­бы бо′ль­шая часть ра­бо­чих бы­ла за­ня­та в ча­сы воз­ра­ще­ния ав­то­мо­би­лей с ли­нии. Ино­гда в со­став бри­га­ды вхо­дят ра­бо­чие дру­гих спе­ци­аль­но­стей: сле­са­ри по ре­мон­ту то­п­лив­ной ап­па­ра­ту­ры, сле­са­ри по ре­мон­ту элек­тро­обо­ру­до­ва­ния, свар­щи­ки, па­яль­щи­ки (мед­ни­ки) и т.п.

В табл. 1 при­ве­ден при­мер­ный пе­ре­чень про­фес­сий, оп­ре­де­ляю­щих про­фес­сио­наль­но-ква­ли­фи­ка­ци­он­ный со­став бри­гад, за­ня­тых ре­мон­том ав­то­мо­би­лей.

Оп­ла­та тру­да ре­монт­ных ра­бо­чих

Оп­ла­та тру­да ре­монт­ных ра­бо­чих мо­жет быть ор­га­ни­зо­ва­на как с по­вре­мен­ной фор­мой оп­ла­ты тру­да, так и со сдель­ной. Ос­но­во­по­ла­гаю­щим при этом слу­жит оп­ре­де­ле­ние со­от­вет­ст­вую­щих та­риф­ных ста­вок и сдель­ных рас­це­нок. Отметим, что на оп­ла­ту тру­да ра­бо­чих влия­ет не толь­ко при­сво­ен­ный им раз­ряд, но и раз­ряд вы­пол­няе­мых ра­бот. Су­ще­ст­вен­ной при­бав­кой к ос­нов­ной зар­пла­те мо­гут слу­жить раз­лич­ные над­бав­ки и до­п­ла­ты, по­лу­чае­мые ра­бо­чи­ми.

Рас­смот­рим ал­го­ритм дей­ст­вий при оп­ла­те тру­да ре­монт­ных ра­бо­чих.

Рас­смот­рим бо­лее под­роб­но ка­ж­дый шаг при­ве­ден­но­го ал­го­ритма.

Шаг 1. Оп­ре­де­ле­ние ме­сяч­ных та­риф­ных ста­вок

Указ № 181 пре­дос­та­вил пра­во ком­мер­че­ским ор­га­ни­за­ци­ям и ин­ди­ви­ду­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лям са­мо­стоя­тель­но при­ни­мать ре­ше­ния о при­ме­не­нии Еди­ной та­риф­ной сет­ки ра­бот­ни­ков Республики Беларусь (да­лее – ЕТС) при оп­ре­де­ле­нии ус­ло­вий оп­ла­ты тру­да ра­бот­ни­ков.

Ис­хо­дя из это­го и в со­от­вет­ст­вии с Ре­ко­мен­да­ция­ми № 67 та­риф­ные став­ки (ок­ла­ды) ра­бот­ни­ков мо­гут ус­та­нав­ли­вать­ся:

– на ос­но­ве ЕТС, без при­ме­не­ния ЕТС и в ином по­ряд­ке;

– на ос­но­ве та­риф­ной сет­ки, оп­ре­де­лен­ной та­риф­ным (ме­ст­ным) со­гла­ше­ни­ем ли­бо раз­ра­бо­тан­ной и ут­вер­жден­ной в ор­га­ни­за­ции (да­лее – ТС);

Документ: Ре­ко­мен­да­ци­и по оп­ре­де­ле­нию та­риф­ных ста­вок (ок­ла­дов) ра­бот­ни­ков ком­мер­че­ских организаций и о по­ряд­ке их по­вы­ше­ния, ут­вер­жден­ные по­ста­нов­ле­ни­ем Мин­тру­да и со­цза­щи­ты РБ от 11.07.2011 № 67 (да­лее – Ре­ко­мен­да­ции № 67).

– без при­ме­не­ния ЕТС или ТС.

При­ве­дем при­мер оп­ре­де­ле­ния ме­сяч­ной та­риф­ной став­ки ра­бо­че­го по­вре­мен­щи­ка, за­ня­то­го ре­мон­том ав­то­мо­би­лей, на ос­но­ве ЕТС.

При­мер 1

Сле­сарь по ре­мон­ту ав­то­мо­би­лей 4-го раз­ря­да уча­ст­ву­ет в ре­мон­те авто­моби­лей в мно­го­смен­ном ре­жи­ме ра­бо­ты. Та­риф­ный ко­эф­фи­ци­ент 4-го раз­ря­да – 1,57, ко­эф­фи­ци­ент по тех­но­ло­ги­че­ским ви­дам ра­бот – 1,1. По­вы­ше­ние та­риф­ной став­ки, рас­счи­тан­ной по ЕТС за ра­бо­ту в мно­го­смен­ном ре­жи­ме (слож­ность и ха­рак­тер вы­пол­няе­мых ра­бот), со­став­ля­ет 20 % и в свя­зи с за­клю­че­ни­ем кон­трак­та – 40 %. Дру­гие ис­ход­ные дан­ные и рас­чет ме­сяч­ной та­риф­ной став­ки пред­став­ле­ны в табл. 2.

Шаг 2. Оп­ре­де­ле­ние ча­со­вых та­риф­ных ста­вок

На основании Разъ­яс­не­ния № 133 ча­со­вые та­риф­ные став­ки (Сч) оп­ре­де­ля­ют­ пу­тем де­ле­ния ме­сяч­ной та­риф­ной став­ки (ок­ла­да) (См) на сред­не­ме­сяч­ное ко­ли­че­ст­во рас­чет­ных ча­сов (Ч):

Сч = См / Ч.

Документ: Разъ­яс­не­ние о по­ряд­ке оп­ре­де­ле­ния рас­чет­ной нор­мы ра­бо­че­го вре­ме­ни и ча­со­вой та­риф­ной став­ки в Рес­пуб­ли­ке Бе­ла­русь, ут­вер­жден­ное по­ста­нов­ле­ни­ем Ми­н­тру­да РБ от 18.10.1999 № 133 (да­лее – Разъяс­не­ние № 133).

При­мер 2

Оп­ла­та тру­да сле­са­ря по ре­мон­ту ав­то­мо­би­лей 4-го раз­ря­да – сдель­ная. Его ме­сяч­ная та­риф­ная став­ка, рас­счи­тан­ная по ЕТС, рав­на 2 072 400 руб. (см. табл. 2). Ре­жим его ра­бо­ты – 5-днев­ная 40-ча­со­вая ра­бо­чая не­де­ля, при ко­то­рой в 2013 г. сред­не­ме­сяч­ная рас­чет­ная нор­ма ра­бо­че­го вре­ме­ни со­став­ля­ет 167,3 ч. Ча­со­вая та­риф­ная став­ка сле­са­ря рав­на:

Сч = 2 072 400 руб. / 167,3 ч = 12 387 руб. (с ок­руг­ле­ни­ем).

Шаг 3. Оп­ре­де­ле­ние сдель­ных рас­це­нок

Сдель­ную рас­цен­ку оп­ре­де­ля­ют пу­тем де­ле­ния ча­со­вой та­риф­ной став­ки, со­от­вет­ст­вую­щей раз­ря­ду вы­пол­няе­мой ра­бо­ты, на ча­со­вую нор­му вы­ра­бот­ки или пу­тем ум­но­же­ния ча­со­вой та­риф­ной став­ки, со­от­вет­ст­вую­щей раз­ря­ду вы­пол­няе­мой ра­бо­ты, на ус­та­нов­лен­ную нор­му вре­ме­ни в ча­сах или днях (ст. 88 Тру­до­во­го ко­дек­са РБ (да­лее – ТК)).

Раз­ря­ды вы­пол­няе­мых ре­монт­ных ра­бот оп­ре­де­ля­ют­ пу­тем их та­ри­фи­ка­ции на ос­но­ве со­от­вет­ст­вую­щих вы­пус­ков ЕТКС (вы­пус­ки 1; 2; 31 и др.), а та­риф­ные став­ки этих ра­бот – в по­ряд­ке, ана­ло­гич­ном при­ве­ден­но­му вы­ше рас­че­ту та­риф­ных ста­вок ра­бо­чих с уче­том сле­дую­щих осо­бен­но­стей.

Сдель­ные рас­цен­ки оп­ре­де­ля­ют­ ис­хо­дя из та­риф­ных ста­вок (ок­ла­дов) вы­пол­няе­мых ра­бот, ис­чис­лен­ных с уче­том ко­эф­фи­ци­ен­тов их по­вы­ше­ния со­глас­но при­ло­же­нию 2 к Ре­ко­мен­да­ци­ям № 67, т.е. ко­эф­фи­ци­ен­тов по тех­но­ло­ги­че­ским ви­дам ра­бот (подп. 9.4 п. 9 Ре­ко­мен­да­ций № 67). По­вы­ше­ния по дру­гим ос­но­ва­ни­ям не учи­ты­ва­ют­ся. Сум­ма по­вы­ше­ний по дру­гим ос­но­ва­ни­ям рас­счи­ты­ва­ет­ся по ка­ж­до­му ра­бо­че­му от­дель­но и вы­пла­чи­ва­ет­ся до­пол­ни­тель­но к сдель­но­му за­ра­бот­ку.

Важно! Ме­ст­ные нор­мы вре­ме­ни соз­да­ют­ся на ос­но­ве ана­ли­ти­че­ски-ис­сле­до­ва­тель­ско­го ме­то­да, ко­то­рый пре­ду­смат­ри­ва­ет про­ве­де­ние нор­ма­тив­ных на­блю­де­ний за ра­бо­чи­ми и по­лу­че­ние дан­ных о ве­ли­чи­не за­трат вре­ме­ни на вы­пол­не­ние той или иной ра­бо­ты (опе­ра­ции).

Ис­точ­ни­ка­ми по­лу­че­ния ин­фор­ма­ции о нор­мах вре­ме­ни на ра­бо­ты по ре­мон­ту ав­то­мо­би­лей яв­ля­ют­ся:

– сбор­ни­ки меж­от­рас­ле­вых и от­рас­ле­вых нор­ма­тив­ных ма­те­риа­лов, со­дер­жа­щие­ся в Рес­пуб­ли­кан­ском бан­ке норм и нор­ма­ти­вов НИИ тру­да;

– сбор­ни­ки ме­ст­ных норм вре­ме­ни, ут­вер­ждае­мые ру­ко­во­ди­те­ля­ми ав­то­транс­порт­ных ор­га­ни­за­ций.

При­ве­дем при­мер рас­че­та сдель­ных рас­це­нок ис­хо­дя из ча­со­вых та­риф­ных ста­вок и норм вре­ме­ни и оп­ре­де­ле­ния сдель­но­го за­ра­бот­ка.

При­мер 3

Та­риф­ные раз­ря­ды ре­монт­ных ра­бот установлены со­глас­но вы­пуску 2 ЕТКС. Ча­со­вые та­риф­ные став­ки ра­бот оп­ре­де­ле­ны ис­хо­дя из ме­сяч­ной та­риф­ной став­ки 1-го раз­ря­да, рав­ной 1 200 000 руб., и рас­чет­ной нор­мы ра­бо­че­го вре­ме­ни в 2013 г. для 40-ча­со­вой ра­бо­чей не­де­ли. Дру­гие ис­ход­ные дан­ные и рас­чет сдель­ных рас­це­нок при­ве­де­ны в табл. 3.

При пря­мой сдель­ной оп­ла­те тру­да сдель­ный за­ра­бо­ток (Зс) на­чис­ля­ет­ся ра­бо­че­му пу­тем сум­ми­ро­ва­ния про­из­ве­де­ний со­от­вет­ст­вую­щей сдель­ной рас­цен­ки (Рн) на фак­ти­че­ски вы­пол­нен­ный объ­ем ка­ж­до­го ви­да ра­бот (Он):

Зс = Σн × Он).

Шаг 4. Оп­ла­та меж­раз­ряд­ной раз­ни­цы

Труд ра­бо­чих со сдель­ной оп­ла­той тру­да оп­ла­чи­ва­ют по рас­цен­кам вы­пол­няе­мой ра­бо­ты (ст. 66 ТК).

Од­на­ко в ус­ло­ви­ях мно­гих ре­монт­ных мас­тер­ских не обес­пе­чи­ва­ет­ся стро­гое со­от­вет­ст­вие раз­ря­дов вы­пол­няе­мых ра­бот при­сво­ен­ным раз­ря­дам ра­бо­чих. По­то­му там, где по ха­рак­те­ру про­из­вод­ст­ва ра­бо­чим со сдель­ной оп­ла­той тру­да по­ру­ча­ет­ся вы­пол­не­ние ра­бот, та­ри­фи­ци­ро­ван­ных ни­же при­сво­ен­ных им раз­ря­дов, ука­зан­ная ста­тья пре­ду­смат­ри­ва­ет вы­пла­ту меж­раз­ряд­ной раз­ни­цы.

При­мер 4

Сле­сарь по ре­мон­ту ав­то­мо­би­лей 4-го раз­ря­да со сдель­ной оп­ла­той тру­да и ча­со­вой та­риф­ной став­кой 12 387 руб. вы­пол­нил ре­монт­ные ра­бо­ты, та­ри­фи­ци­руе­мые 3-м раз­ря­дом, за­тра­тив на это 40 ч. Та­риф­ная став­ка ра­бот, та­ри­фи­ци­руе­мых 3-м раз­ря­дом, рав­на 10 652 руб. К сдель­но­му за­ра­бот­ку ра­бо­че­му вы­пла­че­на до­п­ла­та (Д), рав­ная раз­ни­це ча­со­вых та­риф­ных ста­вок 4-го и 3-го раз­ря­дов за 40 ч от­ра­бо­тан­но­го вре­ме­ни:

Д = (12 387 руб. – 10 652 руб.) × 40 ч = 69 400 руб.

Осо­бен­но­сти по­вре­мен­ной оп­ла­ты тру­да

При вы­пол­не­нии ра­бот раз­лич­ной ква­ли­фи­ка­ции труд ра­бо­чих с по­вре­мен­ной оп­ла­той тру­да, а так­же слу­жа­щих оп­ла­чи­ва­ет­ся как за ра­бо­ту бо­лее вы­со­кой ква­ли­фи­ка­ции (ст. 66 ТК).

При­мер 5

В ап­ре­ле 2013 г. сле­сарь по ре­мон­ту ав­то­мо­би­лей 5-го раз­ря­да от­ра­бо­тал ме­сяч­ную нор­му ра­бо­че­го вре­ме­ни (175 ч) и за­тра­тил на вы­пол­не­ние ра­бот, та­ри­фи­ци­ро­ван­ных 2-м раз­ря­дом, 20 ч, 3-м раз­ря­дом – 36 ч, 4-м раз­ря­дом – 46 ч, 5-м раз­ря­дом – 66 ч.

Оп­ла­та его тру­да – ин­ди­ви­ду­аль­ная по­вре­мен­ная по­ча­со­вая. Ча­со­вая та­риф­ная став­ка оп­ре­де­ле­на ис­хо­дя из ме­сяч­ной с уче­том по­вы­ше­ний и со­став­ля­ет 19 820 руб.

Ис­хо­дя из ст. 66 ТК за­ра­бот­ная пла­та сле­са­рю на­чис­ле­на по ча­со­вой та­риф­ной став­ке 5-го раз­ря­да, в т.ч. за ча­сы, за­тра­чен­ные на вы­пол­не­ние ра­бот, та­ри­фи­ци­руе­мых 2, 3 и 4-м раз­ря­да­ми.

Сум­ма на­чис­лен­ной за­ра­бот­ной пла­ты – 3 468 500 руб. (175 ч × 19 820 руб.).

На прак­ти­ке воз­мож­ны про­из­вод­ст­вен­ные си­туа­ции, ко­гда ра­бо­че­му при на­ли­чии не­об­хо­ди­мых на­вы­ков по­ру­ча­ют вы­пол­не­ние ра­бот бо­лее вы­со­кой слож­но­сти по срав­не­нию с ус­та­нов­лен­ным ему раз­ря­дом.

При этом сле­ду­ет пом­нить, что ес­ли ра­бо­чий ус­пеш­но вы­пол­нял не ме­нее 3 ме­ся­цев в те­че­ние го­да ра­бо­ты бо­лее вы­со­кой ква­ли­фи­ка­ции, он име­ет пра­во тре­бо­вать от на­ни­ма­те­ля при­свое­ния ему в ус­та­нов­лен­ном по­ряд­ке бо­лее вы­со­кой ква­ли­фи­ка­ции (ст. 61 ТК).

Шаг 5. Оп­ре­де­ле­ние коэффициента трудового участия

В це­лях ма­те­ри­аль­ной за­ин­те­ре­со­ван­но­сти ра­бо­чих, за­ня­тых тех­ни­че­ским об­слу­жи­ва­ни­ем и ре­мон­том под­виж­но­го со­ста­ва, в ко­неч­ных ре­зуль­та­тах ра­бо­ты от­дель­ные ав­то­пар­ки на­чис­ля­ют за­ра­бот­ную пла­ту (З) рабочим по ито­гам ме­ся­ца по фор­му­ле:

З = (Сч × Т) + (Пр × В1 × В2 × КТУ),

где Сч – ча­со­вая та­риф­ная став­ка, руб.;

Т – ко­ли­че­ст­во от­ра­бо­тан­ных за ме­сяц ча­сов;

В1 – ча­ст­ное от де­ле­ния пла­но­во­го ос­тат­ка под­виж­но­го со­ста­ва, на­хо­дя­ще­го­ся в ре­мон­те, на фак­ти­че­ское ко­ли­че­ст­во еди­ниц на 8 ч ут­ра.

Пла­но­вый ос­та­ток ав­то­мо­би­лей в ре­мон­те ис­чис­ля­ет­ся ис­хо­дя из пла­но­во­го ко­эф­фи­ци­ен­та тех­ни­че­ской го­тов­но­сти, рав­но­го по гру­зо­вым ав­то­мо­би­лям 0,85, по ав­то­бу­сам – 0,9;

В2 – ча­ст­ное от де­ле­ния фак­ти­че­ски по­лу­чен­ных ав­то­пред­прия­ти­ем до­хо­дов за ме­сяц от ос­нов­ных ви­дов дея­тель­но­сти к пла­но­вой сум­ме до­хо­дов;

КТУ – коэффициент трудового участия;

Пр – величина премии по итогам работы за месяц.

В ка­че­ст­ве ос­нов­ных по­ка­за­те­лей, оп­ре­де­ляю­щих ве­ли­чи­ну КТУ, при­ни­ма­ют­ся:

– ин­ди­ви­ду­аль­ная про­из­во­ди­тель­ность тру­да (вы­ра­бот­ка);

– ка­че­ст­во вы­пол­няе­мых ра­бот;

– вы­пол­не­ние ра­бот от­сут­ст­вую­ще­го ра­бо­че­го, по­мощь в ра­бо­те дру­гим чле­нам бри­га­ды, со­блю­де­ние тру­до­вой дис­ци­п­ли­ны и дру­гие фак­то­ры.

Ба­зо­вое зна­че­ние КТУ рав­но 1, а диа­па­зон его зна­че­ний на­хо­дит­ся в пре­де­лах от 0 до 1,5.

Важно! Дан­ные о фак­ти­че­ском про­стое под­виж­но­го со­ста­ва в зо­не те­ку­ще­го ре­мон­та еже­днев­но от­ра­жа­ют­ в ин­фор­ма­ции о со­стоя­нии пар­ка, ут­верж­дае­мой глав­ным ин­же­не­ром.

По­ка­за­те­ли, по­вы­шаю­щие значение КТУ:

– сис­те­ма­ти­че­ское пе­ре­вы­пол­не­ние смен­ных за­да­ний, вы­со­кая про­из­во­ди­тель­ность тру­да;

– со­дер­жа­ние в об­раз­цо­вом по­ряд­ке ра­бо­че­го мес­та;

– на­став­ни­че­ст­во, пе­ре­да­ча опы­та мо­ло­дым ра­бо­чим;

– ока­за­ние по­мо­щи дру­гим чле­нам бри­га­ды и вы­пол­не­ние ра­бот на дру­гих уча­ст­ках при от­сут­ст­вии ра­бо­ты на ос­нов­ном ра­бо­чем мес­те.

По­ка­за­те­ли, сни­жаю­щие значение КТУ:

– не­вы­пол­не­ние смен­но­го за­да­ния и низ­кая ин­тен­сив­ность тру­да;

– не­вы­пол­не­ние рас­по­ря­же­ний мас­те­ра или на­чаль­ни­ка ре­монт­ной мас­тер­ской;

– на­ру­ше­ние пра­вил тех­ни­ки безо­пас­но­сти, про­из­вод­ст­вен­ной са­ни­та­рии и по­жар­ной безо­пас­но­сти;

– не­ка­че­ст­вен­ное вы­пол­не­ние за­да­ния по ви­не ра­бо­че­го;

– не­удов­ле­тво­ри­тель­ное со­дер­жа­ние ра­бо­че­го мес­та;

– опо­зда­ние на ра­бо­ту, преж­де­вре­мен­ный или са­мо­воль­ный уход с ра­бо­ты.

За про­гул, по­яв­ле­ние на ра­бо­чем мес­те в не­трез­вом со­стоя­нии КТУ за ме­сяц про­став­ля­ют рав­ным ну­лю.

КТУ­ оп­ре­де­ля­ет­ мас­те­р уча­ст­ка ин­ди­ви­ду­аль­но ка­ж­до­му ра­бо­че­му еже­днев­но и в це­лом по ито­гам ра­бо­ты за ме­сяц, под­пи­сы­ва­ет­ на­чаль­ни­к ре­монт­ной мас­тер­ской и ут­вер­жда­ет глав­ный ин­же­не­р.

При­ве­дем при­мер на­чис­ле­ния за­ра­бот­ной пла­ты ра­бо­че­му-по­вре­мен­щи­ку, за­ня­то­му ре­мон­том ав­то­мо­би­лей.

При­мер 6

Сле­сарь по ре­мон­ту ав­то­мо­би­лей 5-го раз­ря­да от­ра­бо­тал в ап­ре­ле 2013 г. 175 ч. Его ча­со­вая та­риф­ная став­ка рав­на 19 820 руб. Сред­не­днев­ной пла­но­вый ос­та­ток на­хо­дя­ще­го­ся в ре­мон­те под­виж­но­го со­ста­ва ра­вен 10 ед., фак­ти­че­ски – 8 ав­то­мо­би­лей. До­ход в ап­ре­ле со­став­ля­ет 260 млн. руб. при пла­не 250 млн. руб. Размер премии – 30 %.

В1 = 10 ед. / 8 = 1,25.

В2 = 260 млн. руб. / 250 млн. руб. = 1,04.

КТУ сле­са­ря – 1,0.

Сум­ма за­ра­бот­ной пла­ты со­ста­вит:

З = (19 820 × 175) + (((19 820 × 175) × 0,3) × 1,25 × 1,04 × 1) = 4 821 215 руб.

Документ: Ин­ст­рук­ция по оцен­ке ус­ло­вий тру­да при ат­те­ста­ции ра­бо­чих мест по ус­ло­ви­ям тру­да и предостав­ле­нию ком­пен­са­ций по ее ре­зуль­та­там, ут­верж­ден­ная по­ста­нов­ле­ни­ем Ми­нтру­да и со­цза­щи­ты РБ от 22.02.2008 № 35 (да­лее – Ин­ст­рук­ция № 35).

Шаг 6. До­п­ла­та за ра­бо­ту с вред­ны­ми и (или) опас­ны­ми ус­ло­вия­ми тру­да

По­ря­док ус­та­нов­ле­ния и на­чис­ле­ния до­п­лат за ра­бо­ту с вред­ны­ми и (или) опас­ны­ми ус­ло­вия­ми тру­да ус­та­нов­лен Ин­ст­рук­ци­ей № 35.

При оцен­ке ус­ло­вий тру­да, со­от­вет­ст­вую­щих 3-му, 4-му клас­сам вред­но­сти, ус­та­нав­ли­ва­ют­ся до­п­ла­ты за ра­бо­ту с вред­ны­ми и (или) опас­ны­ми ус­ло­вия­ми тру­да в раз­ме­рах со­глас­но при­ло­же­нию 8 к Ин­ст­рук­ции № 35 (табл. 5).

До­п­ла­ты ус­та­нав­ли­ва­ют­ в про­цен­тах от та­риф­ной став­ки 1-го раз­ря­да, принятой в ор­га­ни­за­ции.

В це­лях со­кра­ще­ния тру­до­ем­ко­сти рас­че­тов до­п­лат не­ко­то­рые ор­га­ни­за­ции ис­хо­дя из клас­са вред­но­сти на ра­бо­чих мес­тах и раз­ме­ра пре­ду­смот­рен­ных Ин­ст­рук­ци­ей № 35 до­п­лат раз­ра­батывать в раз­ре­зе про­фес­сий ра­бо­чих шка­лу до­п­лат за 1 ч ра­бо­ты во вред­ных ус­ло­ви­ях тру­да.

При­ве­дем при­мер раз­ра­бот­ки та­кой шка­лы до­п­лат.

При­мер 7

Дей­ст­вую­щая на ав­то­пред­прия­тии ме­сяч­ная та­риф­ная став­ка 1-го раз­ря­да со­став­ля­ет 1 200 000 руб. Рас­чет сумм до­п­лат пред­став­ле­н в табл. 6.

При­ве­дем при­мер на­чис­ле­ния за­ра­бот­ной пла­ты ра­бо­че­му с вред­ны­ми ус­ло­вия­ми тру­да.

При­мер 8

Оп­ла­та тру­да сле­са­ря по ре­мон­ту ав­то­мо­би­лей 5-го раз­ря­да – по­вре­мен­ная со сти­му­ли­ро­ва­ни­ем за вы­пол­не­ние пла­на по сред­не­днев­но­му ос­тат­ку ав­то­мо­би­лей в ре­мон­те и до­хо­дам. В1 = 1,2, В2 = 1,1.

Дей­ст­вую­щая в ор­га­ни­за­ции та­риф­ная став­ка 1-го раз­ря­да со­став­ля­ет 1 200 000 руб. Ча­со­вая та­риф­ная став­ка сле­са­ря – 19 820 руб., КТУ ра­вен 1,1. В ап­ре­ле 2013 г. сле­сарь от­ра­бо­тал во вред­ных ус­ло­ви­ях тру­да, клас­с  3.2, 175 ч. Размер премии по итогам работы за месяц – 40 %.

На­чис­лим за­ра­бот­ную пла­ту:

З = (19 820 × 175) + (((19 820 × 175) × 0,4) × 1,2 × 1,1 × 1,1) = 5 483 005 руб.

До­п­ла­та за ра­бо­ту во вред­ных ус­ло­ви­ях тру­да со­ста­вит:

Д = 175 ч × 1 680 руб. = 294 000 руб.

Все­го на­чис­ле­но:

5 483 005 руб. + 294 000 руб. = 5 777 005 руб.

Важно! В том слу­чае, ес­ли в ор­га­ни­за­ции дей­ст­ву­ет та­риф­ная став­ка 1-го раз­ря­да, ни­же та­риф­ной став­ки 1-го раз­ря­да, определенной Пра­ви­тель­ст­вом, до­п­ла­ты ус­та­нав­ли­ва­ют от та­риф­ной став­ки 1-го раз­ря­да, регламентированной Пра­ви­тель­ст­вом.

Шаг 7. Оп­ла­та за ра­бо­ту в сверх­уроч­ное вре­мя

Обес­пе­че­ние по­сто­ян­ной го­тов­но­сти под­виж­но­го со­ста­ва к ра­бо­те на ли­нии не об­хо­дит­ся без ра­бо­ты в сверх­уроч­ное вре­мя.

Ка­ж­дый час ра­бо­ты в сверх­уроч­ное вре­мя оп­ла­чи­ва­ет­ся (ст. 69 ТК):

– ра­бот­ни­кам со сдель­ной оп­ла­той тру­да – не ни­же двой­ных рас­це­нок;

– ра­бот­ни­кам с по­вре­мен­ной оп­ла­той тру­да, а так­же по­лу­чаю­щим долж­но­ст­ные ок­ла­ды – не ни­же двой­ных ча­со­вых ста­вок (ок­ла­дов).

Важно! Ус­та­нов­лен­ные за­ко­но­да­тель­ст­вом нор­мы оп­ла­ты сверх­уроч­ных ра­бот из­ме­не­нию в сто­ро­ну их уменьше­ния не под­ле­жат да­же в том слу­чае, ес­ли на это име­ет­ся со­гла­сие ра­бот­ни­ка. По­это­му до­го­во­рен­ность ме­ж­ду на­ни­ма­те­лем и ра­бот­ни­ком о де­неж­ной ком­пен­са­ции сверх­уроч­ных ра­бот, на­при­мер, в оди­нар­ном раз­ме­ре не име­ет юри­ди­че­ской си­лы.

По до­го­во­рен­но­сти с на­ни­ма­те­лем ра­бот­ни­ку за ра­бо­ту в сверх­уроч­ное вре­мя мо­жет пре­дос­тав­лять­ся дру­гой день от­ды­ха.

При рас­че­те сверх­уроч­ных ча­сов ра­бо­та в празд­нич­ные и вы­ход­ные дни, вы­пол­нен­ная сверх нор­мы ра­бо­че­го вре­ме­ни, не долж­на учи­ты­вать­ся, по­сколь­ку она уже оп­ла­че­на в двой­ном раз­ме­ре.

За ра­бо­ту в сверх­уроч­ное вре­мя пре­мии на­чис­ля­ют­ся на за­ра­бо­ток по оди­нар­ным сдель­ным рас­цен­кам или на оди­нар­ную та­риф­ную став­ку (ст. 69 ТК).

Шаг 8. Оп­ла­та над­ба­вок за про­фес­сио­наль­ное мас­тер­ст­во

Ра­бо­чим, за­ня­тым тех­ни­че­ским об­слу­жи­ва­ни­ем и ре­мон­том авто­мо­би­лей, мо­жет ус­та­нав­ли­вать­ся над­бав­ка за про­фес­сио­наль­ное мас­тер­ст­во в порядке, определенном ст. 63 ТК. Раз­ме­ры над­бав­ки, диф­фе­рен­ци­ро­ван­ные по раз­ря­дам, пре­ду­смат­ри­ва­ют­ся в ло­каль­ном нор­ма­тив­ном пра­во­вом ак­те ор­га­ни­за­ции (да­лее – ЛНПА).

Сум­ма над­бав­ки за про­фес­сио­наль­ное мас­тер­ст­во (Нп.м) за ме­сяц ис­чис­ля­ет­ся по фор­му­ле:

Нп.м = Сч × (Пн / 100) × Чмес,

где Сч – ча­со­вая та­риф­ная став­ка ра­бо­че­го, руб.;

Пн – про­цент над­бав­ки;

Чмес – ко­ли­че­ст­во от­ра­бо­тан­ных ча­сов в ме­ся­це.

В ка­че­ст­ве кри­те­ри­ев оцен­ки про­фес­сио­наль­но­го мас­тер­ст­ва, как пра­ви­ло, при­ни­мают­ся вы­со­кий уро­вень ин­ди­ви­ду­аль­ной про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да, обес­пе­че­ние безу­преч­но­го ка­че­ст­ва ра­бот, ов­ла­де­ние смеж­ны­ми про­фес­сия­ми, обу­че­ние мо­ло­дых ра­бо­чих пе­ре­до­вым прие­мам и ме­то­дам тру­да, уча­стие в про­фес­сио­наль­ных кон­кур­сах и др.

Над­бав­ки но­сят ин­ди­ви­ду­аль­ный ха­рак­тер и не вклю­ча­ют­ся в рас­чет сдель­ных рас­це­нок и в бри­гад­ный за­ра­бо­ток.

При сис­те­ма­ти­че­ском вы­пус­ке не­ка­че­ст­вен­ной про­дук­ции или сни­же­нии ка­че­ст­ва ра­бот над­бав­ка от­ме­ня­ет­ся.

Пе­ре­чень про­из­вод­ст­вен­ных упу­ще­ний, на ос­но­ва­нии ко­то­рых ука­зан­ные над­бав­ки мо­гут быть от­ме­не­ны, оп­ре­де­ля­ет­ся в ЛНПА ис­хо­дя из кон­крет­ных ус­ло­вий про­из­вод­ст­ва.

Справочно: для бюд­жет­ной сфе­ры раз­ме­ры над­ба­вок ус­та­нов­ле­ны за­ко­но­да­тель­но. На­при­мер, в бюд­жет­ной сфе­ре ра­бо­чим 3-го раз­ря­да над­бав­ка ус­та­нав­ли­ва­ет­ся в раз­ме­ре 12 %, 4-го раз­ря­да – до 16 %, 5-го раз­ря­да – до 20 %, 6-го раз­ря­да – до 24 %, 7-го раз­ря­да – до 28 %, 8-го раз­ря­да – до 32 % та­риф­ной став­ки ра­бо­че­го (при­ло­же­ние 1 к по­ста­нов­ле­нию Ми­нтру­да и соц­за­щи­ты РБ от 21.01.2000 № 6 (в ре­дак­ции по­ста­нов­ле­ния от 18.12.2002 № 157)).

Шаг 9. Оп­ла­та над­ба­вок за про­дол­жи­тель­ность не­пре­рыв­ной ра­бо­ты

Ра­бо­чим, за­ня­тым тех­ни­че­ским об­слу­жи­ва­ни­ем и ре­мон­том ав­то­мо­би­лей, мо­жет ус­та­нав­ли­вать­ся над­бав­ка за про­дол­жи­тель­ность не­пре­рыв­ной ра­бо­ты (воз­на­гра­ж­де­ние за вы­слу­гу лет, стаж ра­бо­ты). По­ря­док ее ус­та­нов­ле­ния оп­ре­де­лен ст. 63 ТК.

Над­бав­ка диф­фе­рен­ци­ру­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от ста­жа не­пре­рыв­ной ра­бо­ты. На­при­мер, при ста­же ра­бо­ты от 1 го­да до 5 лет ее раз­мер мо­жет со­став­лять 5 %, от 5 до 10 лет – 10 %, от 10–15 лет – 15 %, от 15 лет и вы­ше – 20 % ме­сяч­ной та­риф­ной став­ки ок­ла­да за от­ра­бо­тан­ное за ме­сяц вре­мя.

Важно! От­ме­тим также, что в на­стоя­щее вре­мя за­ко­но­-датель­ст­во не рег­ла­мен­ти­ру­ет об­щую сум­му средств, на­прав­ляе­мых на вы­пла­ту пре­мий за про­из­вод­ст­вен­ные ре­зуль­та­ты и всех ви­дов над­ба­вок, вы­пла­чи­вае­мых работ­ни­кам ор­га­ни­за­ций, не вклю­чен­ных в го­су­дар­ствен­ный ре­естр субъ­ек­тов ес­те­ст­вен­ных мо­но­по­лий, к кото­рым от­но­сят­ся ор­га­ни­за­ции, за­ня­тые ре­мон­том ав­то­транс­пор­та (подп. 2.3 п. 2 Ука­за № 181).

Сум­му над­бав­ки за не­пре­рыв­ный стаж ра­бо­ты за ме­сяц (Нн.ст) рас­счи­ты­ва­ют по фор­му­лам:

– при оп­ла­те тру­да по ме­сяч­ным ок­ла­дам:

Нн.ст = (Ом / Кд.гр ) × Кд.отр × (Пн / 100),

где Ом – ме­сяч­ный ок­лад во­ди­те­ля;

Кд.гр – ко­ли­че­ст­во ра­бо­чих дней по гра­фи­ку ра­бо­ты;

Кд.отр – ко­ли­че­ст­во от­ра­бо­тан­ных дней в ме­ся­це;

Пн – про­цент над­бав­ки за не­пре­рыв­ный стаж ра­бо­ты со­глас­но шка­ле;

– при по­ча­со­вой оп­ла­те тру­да:

Нн.ст = Сч × Чмес × (Пн / 100),

где Сч – ча­со­вая та­риф­ная став­ка во­ди­те­ля;

Пн – про­цент над­бав­ки за не­пре­рыв­ный стаж ра­бо­ты со­глас­но шка­ле;

Чмес – ко­ли­че­ст­во от­ра­бо­тан­ных ча­сов.

Шаг 10. Вы­пла­та пре­мии

Пря­мая сдель­ная оп­ла­та тру­да мо­жет до­пол­нять­ся пре­ми­ро­ва­ни­ем бри­гад (звень­ев):

– за вы­пол­не­ние за­да­ния по объ­е­му ра­бот;

– вы­пол­не­ние норм вы­ра­бот­ки;

– вы­со­кое ка­че­ст­во ра­бот;

– вы­пол­не­ние пла­на по вы­пус­ку ав­то­мо­би­лей на ли­нию.

Фор­му­ла расчета премии будет иметь вид:

Пр = Зс × Пп / 100,

где Пп – про­цент пре­мии.

Важно! Чис­ло по­ка­за­те­лей пре­ми­ро­ва­ния при­ме­ня­ет­ся не бо­лее 2–3.

Про­стая по­вре­мен­ная оп­ла­та тру­да (зве­на, бри­га­ды) мо­жет до­пол­нять­ся пре­ми­ро­ва­ни­ем:

– за ка­ж­дый ав­то­мо­биль, от­ра­бо­тав­ший пла­но­вое ко­ли­че­ст­во ча­сов по­сле ре­мон­та;

– вы­пол­не­ние днев­но­го (ме­сяч­но­го) пла­на вы­пус­ка ав­то­мо­би­лей на ли­нию;

– вы­пол­не­ние пла­на по ос­тат­ку на­хо­дя­щих­ся в ре­мон­те ав­то­мо­би­лей;

– вы­пол­не­ние пла­на по до­хо­дам.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.