Организация и оплата труда рабочих, занятых техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей
Оплата труда рабочих, занятых техническим обслуживанием и ремонтом автомобильного транспорта, должна мотивировать рабочих к обеспечению его постоянной технической готовности к работе на линии за счет улучшения качества работы, увеличения продолжительности работы подвижного состава в послеремонтный период, сокращения сроков ремонта.
Организация труда ремонтных рабочих
В настоящее время применяются система технического обслуживания автомобилей и система текущих ремонтов, связанных с устранением неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации. При этом одна часть этих неисправностей устраняется, как правило, в межсменное время после возвращения на автотранспортное предприятие (кроме тех, которые должны быть устранены немедленно), а другая – одновременно с техническим обслуживанием. Действующая система технического обслуживания предусматривает 2 вида периодического обслуживания: первое техническое обслуживание (ТО-1) и второе техническое обслуживание (ТО-2).
Справочно: специализированные бригады по текущему ремонту выполняют ремонтные работы после возвращения автомобилей с линии или во время простоя в ТО-2 при выявлении технической неисправности и поломок автомобилей. Бригады работают либо на специально выделенных местах, либо на свободных постах ТО-1 и ТО-2 и состоят в основном из слесарей.
На каждом автотранспортном предприятии, как правило, существует технологическое разделение труда ремонтных рабочих в зависимости от назначения участка по видам выполнения работ и их характеру. Так, на ежедневном обслуживании (ЕО) автомобилей заняты мойщики, уборщики, заправщики автомобилей, на ТО-1 – слесари и смазчики. ЕО и ТО-1 выполняются в межсменное время без участия водителей. Рабочие, занятые на этих видах работ, как правило, организованы в бригады. При небольшой численности бригады (6–15 человек) и сменной работе парка бригада разделена на звенья. При большом объеме работ и значительной численности работников в каждой смене эти работы может выполнять специальная бригада рабочих.
ТО-2 и сопутствующие ему текущие ремонты на многих предприятиях выполняются в сменное время.
Графики работы бригад строятся таким образом, чтобы бо′льшая часть рабочих была занята в часы возращения автомобилей с линии. Иногда в состав бригады входят рабочие других специальностей: слесари по ремонту топливной аппаратуры, слесари по ремонту электрооборудования, сварщики, паяльщики (медники) и т.п.
В табл. 1 приведен примерный перечень профессий, определяющих профессионально-квалификационный состав бригад, занятых ремонтом автомобилей.
Оплата труда ремонтных рабочих
Оплата труда ремонтных рабочих может быть организована как с повременной формой оплаты труда, так и со сдельной. Основополагающим при этом служит определение соответствующих тарифных ставок и сдельных расценок. Отметим, что на оплату труда рабочих влияет не только присвоенный им разряд, но и разряд выполняемых работ. Существенной прибавкой к основной зарплате могут служить различные надбавки и доплаты, получаемые рабочими.
Рассмотрим алгоритм действий при оплате труда ремонтных рабочих.
Рассмотрим более подробно каждый шаг приведенного алгоритма.
Шаг 1. Определение месячных тарифных ставок
Указ № 181 предоставил право коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям самостоятельно принимать решения о применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее – ЕТС) при определении условий оплаты труда работников.
Исходя из этого и в соответствии с Рекомендациями № 67 тарифные ставки (оклады) работников могут устанавливаться:
– на основе ЕТС, без применения ЕТС и в ином порядке;
– на основе тарифной сетки, определенной тарифным (местным) соглашением либо разработанной и утвержденной в организации (далее – ТС);
Документ: Рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 11.07.2011 № 67 (далее – Рекомендации № 67).
– без применения ЕТС или ТС.
Приведем пример определения месячной тарифной ставки рабочего повременщика, занятого ремонтом автомобилей, на основе ЕТС.
Пример 1
Слесарь по ремонту автомобилей 4-го разряда участвует в ремонте автомобилей в многосменном режиме работы. Тарифный коэффициент 4-го разряда – 1,57, коэффициент по технологическим видам работ – 1,1. Повышение тарифной ставки, рассчитанной по ЕТС за работу в многосменном режиме (сложность и характер выполняемых работ), составляет 20 % и в связи с заключением контракта – 40 %. Другие исходные данные и расчет месячной тарифной ставки представлены в табл. 2.
Шаг 2. Определение часовых тарифных ставок
На основании Разъяснения № 133 часовые тарифные ставки (Сч) определяют путем деления месячной тарифной ставки (оклада) (См) на среднемесячное количество расчетных часов (Ч):
Сч = См / Ч.
Документ: Разъяснение о порядке определения расчетной нормы рабочего времени и часовой тарифной ставки в Республике Беларусь, утвержденное постановлением Минтруда РБ от 18.10.1999 № 133 (далее – Разъяснение № 133).
Пример 2
Оплата труда слесаря по ремонту автомобилей 4-го разряда – сдельная. Его месячная тарифная ставка, рассчитанная по ЕТС, равна 2 072 400 руб. (см. табл. 2). Режим его работы – 5-дневная 40-часовая рабочая неделя, при которой в 2013 г. среднемесячная расчетная норма рабочего времени составляет 167,3 ч. Часовая тарифная ставка слесаря равна:
Сч = 2 072 400 руб. / 167,3 ч = 12 387 руб. (с округлением).
Шаг 3. Определение сдельных расценок
Сдельную расценку определяют путем деления часовой тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на часовую норму выработки или путем умножения часовой тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на установленную норму времени в часах или днях (ст. 88 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).
Разряды выполняемых ремонтных работ определяют путем их тарификации на основе соответствующих выпусков ЕТКС (выпуски 1; 2; 31 и др.), а тарифные ставки этих работ – в порядке, аналогичном приведенному выше расчету тарифных ставок рабочих с учетом следующих особенностей.
Сдельные расценки определяют исходя из тарифных ставок (окладов) выполняемых работ, исчисленных с учетом коэффициентов их повышения согласно приложению 2 к Рекомендациям № 67, т.е. коэффициентов по технологическим видам работ (подп. 9.4 п. 9 Рекомендаций № 67). Повышения по другим основаниям не учитываются. Сумма повышений по другим основаниям рассчитывается по каждому рабочему отдельно и выплачивается дополнительно к сдельному заработку.
Важно! Местные нормы времени создаются на основе аналитически-исследовательского метода, который предусматривает проведение нормативных наблюдений за рабочими и получение данных о величине затрат времени на выполнение той или иной работы (операции).
Источниками получения информации о нормах времени на работы по ремонту автомобилей являются:
– сборники межотраслевых и отраслевых нормативных материалов, содержащиеся в Республиканском банке норм и нормативов НИИ труда;
– сборники местных норм времени, утверждаемые руководителями автотранспортных организаций.
Приведем пример расчета сдельных расценок исходя из часовых тарифных ставок и норм времени и определения сдельного заработка.
Пример 3
Тарифные разряды ремонтных работ установлены согласно выпуску 2 ЕТКС. Часовые тарифные ставки работ определены исходя из месячной тарифной ставки 1-го разряда, равной 1 200 000 руб., и расчетной нормы рабочего времени в 2013 г. для 40-часовой рабочей недели. Другие исходные данные и расчет сдельных расценок приведены в табл. 3.
При прямой сдельной оплате труда сдельный заработок (Зс) начисляется рабочему путем суммирования произведений соответствующей сдельной расценки (Рн) на фактически выполненный объем каждого вида работ (Он):
Зс = Σ(Рн × Он).
Шаг 4. Оплата межразрядной разницы
Труд рабочих со сдельной оплатой труда оплачивают по расценкам выполняемой работы (ст. 66 ТК).
Однако в условиях многих ремонтных мастерских не обеспечивается строгое соответствие разрядов выполняемых работ присвоенным разрядам рабочих. Потому там, где по характеру производства рабочим со сдельной оплатой труда поручается выполнение работ, тарифицированных ниже присвоенных им разрядов, указанная статья предусматривает выплату межразрядной разницы.
Пример 4
Слесарь по ремонту автомобилей 4-го разряда со сдельной оплатой труда и часовой тарифной ставкой 12 387 руб. выполнил ремонтные работы, тарифицируемые 3-м разрядом, затратив на это 40 ч. Тарифная ставка работ, тарифицируемых 3-м разрядом, равна 10 652 руб. К сдельному заработку рабочему выплачена доплата (Д), равная разнице часовых тарифных ставок 4-го и 3-го разрядов за 40 ч отработанного времени:
Д = (12 387 руб. – 10 652 руб.) × 40 ч = 69 400 руб.
Особенности повременной оплаты труда
При выполнении работ различной квалификации труд рабочих с повременной оплатой труда, а также служащих оплачивается как за работу более высокой квалификации (ст. 66 ТК).
Пример 5
В апреле 2013 г. слесарь по ремонту автомобилей 5-го разряда отработал месячную норму рабочего времени (175 ч) и затратил на выполнение работ, тарифицированных 2-м разрядом, 20 ч, 3-м разрядом – 36 ч, 4-м разрядом – 46 ч, 5-м разрядом – 66 ч.
Оплата его труда – индивидуальная повременная почасовая. Часовая тарифная ставка определена исходя из месячной с учетом повышений и составляет 19 820 руб.
Исходя из ст. 66 ТК заработная плата слесарю начислена по часовой тарифной ставке 5-го разряда, в т.ч. за часы, затраченные на выполнение работ, тарифицируемых 2, 3 и 4-м разрядами.
Сумма начисленной заработной платы – 3 468 500 руб. (175 ч × 19 820 руб.).
На практике возможны производственные ситуации, когда рабочему при наличии необходимых навыков поручают выполнение работ более высокой сложности по сравнению с установленным ему разрядом.
При этом следует помнить, что если рабочий успешно выполнял не менее 3 месяцев в течение года работы более высокой квалификации, он имеет право требовать от нанимателя присвоения ему в установленном порядке более высокой квалификации (ст. 61 ТК).
Шаг 5. Определение коэффициента трудового участия
В целях материальной заинтересованности рабочих, занятых техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава, в конечных результатах работы отдельные автопарки начисляют заработную плату (З) рабочим по итогам месяца по формуле:
З = (Сч × Т) + (Пр × В1 × В2 × КТУ),
где Сч – часовая тарифная ставка, руб.;
Т – количество отработанных за месяц часов;
В1 – частное от деления планового остатка подвижного состава, находящегося в ремонте, на фактическое количество единиц на 8 ч утра.
Плановый остаток автомобилей в ремонте исчисляется исходя из планового коэффициента технической готовности, равного по грузовым автомобилям 0,85, по автобусам – 0,9;
В2 – частное от деления фактически полученных автопредприятием доходов за месяц от основных видов деятельности к плановой сумме доходов;
КТУ – коэффициент трудового участия;
Пр – величина премии по итогам работы за месяц.
В качестве основных показателей, определяющих величину КТУ, принимаются:
– индивидуальная производительность труда (выработка);
– качество выполняемых работ;
– выполнение работ отсутствующего рабочего, помощь в работе другим членам бригады, соблюдение трудовой дисциплины и другие факторы.
Базовое значение КТУ равно 1, а диапазон его значений находится в пределах от 0 до 1,5.
Важно! Данные о фактическом простое подвижного состава в зоне текущего ремонта ежедневно отражают в информации о состоянии парка, утверждаемой главным инженером.
Показатели, повышающие значение КТУ:
– систематическое перевыполнение сменных заданий, высокая производительность труда;
– содержание в образцовом порядке рабочего места;
– наставничество, передача опыта молодым рабочим;
– оказание помощи другим членам бригады и выполнение работ на других участках при отсутствии работы на основном рабочем месте.
Показатели, снижающие значение КТУ:
– невыполнение сменного задания и низкая интенсивность труда;
– невыполнение распоряжений мастера или начальника ремонтной мастерской;
– нарушение правил техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;
– некачественное выполнение задания по вине рабочего;
– неудовлетворительное содержание рабочего места;
– опоздание на работу, преждевременный или самовольный уход с работы.
За прогул, появление на рабочем месте в нетрезвом состоянии КТУ за месяц проставляют равным нулю.
КТУ определяет мастер участка индивидуально каждому рабочему ежедневно и в целом по итогам работы за месяц, подписывает начальник ремонтной мастерской и утверждает главный инженер.
Приведем пример начисления заработной платы рабочему-повременщику, занятому ремонтом автомобилей.
Пример 6
Слесарь по ремонту автомобилей 5-го разряда отработал в апреле 2013 г. 175 ч. Его часовая тарифная ставка равна 19 820 руб. Среднедневной плановый остаток находящегося в ремонте подвижного состава равен 10 ед., фактически – 8 автомобилей. Доход в апреле составляет 260 млн. руб. при плане 250 млн. руб. Размер премии – 30 %.
В1 = 10 ед. / 8 = 1,25.
В2 = 260 млн. руб. / 250 млн. руб. = 1,04.
КТУ слесаря – 1,0.
Сумма заработной платы составит:
З = (19 820 × 175) + (((19 820 × 175) × 0,3) × 1,25 × 1,04 × 1) = 4 821 215 руб.
Документ: Инструкция по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.02.2008 № 35 (далее – Инструкция № 35).
Шаг 6. Доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
Порядок установления и начисления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда установлен Инструкцией № 35.
При оценке условий труда, соответствующих 3-му, 4-му классам вредности, устанавливаются доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размерах согласно приложению 8 к Инструкции № 35 (табл. 5).
Доплаты устанавливают в процентах от тарифной ставки 1-го разряда, принятой в организации.
В целях сокращения трудоемкости расчетов доплат некоторые организации исходя из класса вредности на рабочих местах и размера предусмотренных Инструкцией № 35 доплат разрабатывать в разрезе профессий рабочих шкалу доплат за 1 ч работы во вредных условиях труда.
Приведем пример разработки такой шкалы доплат.
Пример 7
Действующая на автопредприятии месячная тарифная ставка 1-го разряда составляет 1 200 000 руб. Расчет сумм доплат представлен в табл. 6.
Приведем пример начисления заработной платы рабочему с вредными условиями труда.
Пример 8
Оплата труда слесаря по ремонту автомобилей 5-го разряда – повременная со стимулированием за выполнение плана по среднедневному остатку автомобилей в ремонте и доходам. В1 = 1,2, В2 = 1,1.
Действующая в организации тарифная ставка 1-го разряда составляет 1 200 000 руб. Часовая тарифная ставка слесаря – 19 820 руб., КТУ равен 1,1. В апреле 2013 г. слесарь отработал во вредных условиях труда, класс 3.2, 175 ч. Размер премии по итогам работы за месяц – 40 %.
Начислим заработную плату:
З = (19 820 × 175) + (((19 820 × 175) × 0,4) × 1,2 × 1,1 × 1,1) = 5 483 005 руб.
Доплата за работу во вредных условиях труда составит:
Д = 175 ч × 1 680 руб. = 294 000 руб.
Всего начислено:
5 483 005 руб. + 294 000 руб. = 5 777 005 руб.
Важно! В том случае, если в организации действует тарифная ставка 1-го разряда, ниже тарифной ставки 1-го разряда, определенной Правительством, доплаты устанавливают от тарифной ставки 1-го разряда, регламентированной Правительством.
Шаг 7. Оплата за работу в сверхурочное время
Обеспечение постоянной готовности подвижного состава к работе на линии не обходится без работы в сверхурочное время.
Каждый час работы в сверхурочное время оплачивается (ст. 69 ТК):
– работникам со сдельной оплатой труда – не ниже двойных расценок;
– работникам с повременной оплатой труда, а также получающим должностные оклады – не ниже двойных часовых ставок (окладов).
Важно! Установленные законодательством нормы оплаты сверхурочных работ изменению в сторону их уменьшения не подлежат даже в том случае, если на это имеется согласие работника. Поэтому договоренность между нанимателем и работником о денежной компенсации сверхурочных работ, например, в одинарном размере не имеет юридической силы.
По договоренности с нанимателем работнику за работу в сверхурочное время может предоставляться другой день отдыха.
При расчете сверхурочных часов работа в праздничные и выходные дни, выполненная сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в двойном размере.
За работу в сверхурочное время премии начисляются на заработок по одинарным сдельным расценкам или на одинарную тарифную ставку (ст. 69 ТК).
Шаг 8. Оплата надбавок за профессиональное мастерство
Рабочим, занятым техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей, может устанавливаться надбавка за профессиональное мастерство в порядке, определенном ст. 63 ТК. Размеры надбавки, дифференцированные по разрядам, предусматриваются в локальном нормативном правовом акте организации (далее – ЛНПА).
Сумма надбавки за профессиональное мастерство (Нп.м) за месяц исчисляется по формуле:
Нп.м = Сч × (Пн / 100) × Чмес,
где Сч – часовая тарифная ставка рабочего, руб.;
Пн – процент надбавки;
Чмес – количество отработанных часов в месяце.
В качестве критериев оценки профессионального мастерства, как правило, принимаются высокий уровень индивидуальной производительности труда, обеспечение безупречного качества работ, овладение смежными профессиями, обучение молодых рабочих передовым приемам и методам труда, участие в профессиональных конкурсах и др.
Надбавки носят индивидуальный характер и не включаются в расчет сдельных расценок и в бригадный заработок.
При систематическом выпуске некачественной продукции или снижении качества работ надбавка отменяется.
Перечень производственных упущений, на основании которых указанные надбавки могут быть отменены, определяется в ЛНПА исходя из конкретных условий производства.
Справочно: для бюджетной сферы размеры надбавок установлены законодательно. Например, в бюджетной сфере рабочим 3-го разряда надбавка устанавливается в размере 12 %, 4-го разряда – до 16 %, 5-го разряда – до 20 %, 6-го разряда – до 24 %, 7-го разряда – до 28 %, 8-го разряда – до 32 % тарифной ставки рабочего (приложение 1 к постановлению Минтруда и соцзащиты РБ от 21.01.2000 № 6 (в редакции постановления от 18.12.2002 № 157)).
Шаг 9. Оплата надбавок за продолжительность непрерывной работы
Рабочим, занятым техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей, может устанавливаться надбавка за продолжительность непрерывной работы (вознаграждение за выслугу лет, стаж работы). Порядок ее установления определен ст. 63 ТК.
Надбавка дифференцируется в зависимости от стажа непрерывной работы. Например, при стаже работы от 1 года до 5 лет ее размер может составлять 5 %, от 5 до 10 лет – 10 %, от 10–15 лет – 15 %, от 15 лет и выше – 20 % месячной тарифной ставки оклада за отработанное за месяц время.
Важно! Отметим также, что в настоящее время законо-дательство не регламентирует общую сумму средств, направляемых на выплату премий за производственные результаты и всех видов надбавок, выплачиваемых работникам организаций, не включенных в государственный реестр субъектов естественных монополий, к которым относятся организации, занятые ремонтом автотранспорта (подп. 2.3 п. 2 Указа № 181).
Сумму надбавки за непрерывный стаж работы за месяц (Нн.ст) рассчитывают по формулам:
– при оплате труда по месячным окладам:
Нн.ст = (Ом / Кд.гр ) × Кд.отр × (Пн / 100),
где Ом – месячный оклад водителя;
Кд.гр – количество рабочих дней по графику работы;
Кд.отр – количество отработанных дней в месяце;
Пн – процент надбавки за непрерывный стаж работы согласно шкале;
– при почасовой оплате труда:
Нн.ст = Сч × Чмес × (Пн / 100),
где Сч – часовая тарифная ставка водителя;
Пн – процент надбавки за непрерывный стаж работы согласно шкале;
Чмес – количество отработанных часов.
Шаг 10. Выплата премии
Прямая сдельная оплата труда может дополняться премированием бригад (звеньев):
– за выполнение задания по объему работ;
– выполнение норм выработки;
– высокое качество работ;
– выполнение плана по выпуску автомобилей на линию.
Формула расчета премии будет иметь вид:
Пр = Зс × Пп / 100,
где Пп – процент премии.
Важно! Число показателей премирования применяется не более 2–3.
Простая повременная оплата труда (звена, бригады) может дополняться премированием:
– за каждый автомобиль, отработавший плановое количество часов после ремонта;
– выполнение дневного (месячного) плана выпуска автомобилей на линию;
– выполнение плана по остатку находящихся в ремонте автомобилей;
– выполнение плана по доходам.