Основные компетенции и функции специалиста по труду
В штате любой крупной компании есть специалист или отдельное структурное подразделение, которые непосредственно занимаются экономикой труда. В статье рассмотрим, какими навыками, знаниями и компетенциями должны обладать такие специалисты.
Специалист по труду – это специалист, который регулирует трудовые отношения на предприятии и решает возникающие вопросы в системе управления персоналом, проводит анализ штатной численности.
Справочно:
специалист по труду относится к категории специалистов.
Справочно:
в разных компаниях этих специалистов называют по-разному: специалист/экономист по труду, специалист по заработной плате, специалист по мотивации, специалист по компенсациям и льготам и др. Для удобства в статье этих специалистов будем называть специалистами по труду.
Как правило, эти специалисты подчиняются руководителю управления по работе с персоналом, начальнику отдела организации труда и заработной платы (ОТиЗ), планово-экономического отдела (ПЭО) или иному руководителю, в чьем непосредственном подчинении они находятся.
Рассмотрим, что должен знать и уметь специалист, способный решать любые задачи в сфере экономики труда.
1. Чем должен руководствоваться в своей работе специалист по труду?
Основные документы, которыми необходимо руководствоваться специалистам по труду:
‒ нормативные правовые акты;
‒ приказы;
‒ другие руководящие, методические и нормативные материалы по организации труда и заработной плате;
‒ политика компании.
2. Что должен знать специалист по труду?
Специалисту по труду необходимо знать для выполнения своих трудовых обязанностей:
‒ экономику труда;
‒ экономику и организацию производства;
‒ порядок разработки планов по труду и заработной плате, производительности труда, социального развития коллектива, смет использования фондов материального поощрения;
– формы и системы заработной платы и материального стимулирования; методы определения численности работников;
‒ ЕТКС и ЕКСД;
Справочно:
ЕТКС – Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
ЕКСД – Единый квалификационный справочник должностей служащих.
‒ порядок тарификации работ и рабочих и установления должностных окладов, доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате, расчета премий;
‒ методы учета и анализа показателей по труду и заработной плате.
3. Основные функции и компетенции специалиста по труду
3.1. Совершенствование организации труда, форм и систем заработной платы, материального и морального стимулирования
Выбор количественных и качественных показателей для систем оплаты труда и стимулирования труда; проведение аудита действующих систем оплаты труда; проектирование системы оплаты труда; просчет последствий от внедрения новой системы оплаты труда; определение состава документов для сопровождения учета результатов труда.
3.2. Управление организационной структурой и штатным расписанием
Контроль за соблюдением штатной дисциплины, тарификацией работ, правильностью установления наименований профессий рабочих и должностей служащих в соответствии с ЕТКС и ЕКСД, разрядов рабочим и категорий специалистам.
Справочно:
ЕТКС – технический нормативный правовой акт, цель которого – создание необходимых условий для рационального распределения трудовых функций между рабочими в зависимости от сложности и напряженности труда, уровня их квалификации, обеспечение единства при определении их обязанностей.
Определение потребности в рабочих и служащих, планирование работы по подготовке квалифицированных кадров.
Составление и ведение штатного расписания в соответствии с утвержденной оргструктурой управления, действующими нормативами, внесение в них изменений, обусловленных появлением новых видов деятельности (должностей), присущих рыночной экономике.
3.3. Анализ фонда рабочего времени, выбор и оптимизация режимов труда и отдыха
<…>
Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 2/2022.
Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала
Хотите ознакомиться со статьей? Оставьте заявку и получите консультацию специалиста!