Особенности нормирования труда водителей грузового транспорта
В статье приведены те методика и примеры расчета базовых показателей для нормирования работы водителей грузового автотранспорта, которые наиболее часто применяются на практике. Их использование позволит более четко планировать деятельность автотранспортного подразделения компании, постоянно повышая эффективность его работы.
Структура рабочего времени водителей
Рабочее время водителей делят на нормируемое и ненормируемое (большинство необоснованных потерь). Нормируемое время включает в себя производительное (оперативное время) и непроизводительное. К последнему относятся подготовительно-заключительное время, время обслуживания рабочего места, перерывы на отдых и личные нужды и технологические перерывы.
Важно!
Рекомендуется во время работы совмещать периоды отдыха с технологическими перерывами, например периодами погрузки или разгрузки.
К подготовительно-заключительному времени водителей можно отнести:
– получение сопроводительных документов;
– осмотр транспортного средства;
– сдачу автомобиля по возвращении;
– заправку автомобиля;
– предрейсовый и послерейсовый обязательный медицинский осмотр.
Эта категория рабочего времени не зависит от объема выполненной работы и имеет место один или два раза в день, как правило, в начале и в конце смены.
Оперативное время включает:
– основное время (период движения автомобиля и погрузочно-разгрузочные операции, выполняемые водителем);
– вспомогательное (маневрирование перед началом погрузки или разгрузки, время на открытие бортов или капота автомобиля).
Подробнее эта классификация изложена на схеме 1.
Схема 1
Факторы, влияющие на производительность труда
Объект труда водителей – это перевозка пассажиров и грузов, а также выполнение сопутствующих операций (погрузка, разгрузка, оформление сопроводительной документации). Но на их трудовой процесс оказывает влияние множество факторов, большинство из которых имеют случайный характер. Хотя трудовая деятельность водителей достаточно монотонна, она связана с работой других служб и периодически требует от водителя принятия самостоятельных решений. Факторы, влияющие на производительность работы подвижного состава, принято делить на внешние и внутренние. Внешние связаны с изменением окружающей среды и особенностями используемого автомобиля, внутренние – с качествами, присущими конкретному работнику. Подробный перечень всех факторов приведен на схеме 2.
Схема 2
Порядок расчета технической нормы времени
Техническая норма времени во многом зависит от соотношения времени технологических перерывов к продолжительности отдыха и времени обслуживания рабочего места. При этом, если время технологических перерывов (погрузка-разгрузка без участия водителя) больше или равно времени на отдых и личные нужды, в состав нормы включаются:
– подготовительно-заключительное время;
– время обслуживания;
– время технологического перерыва (время на простой под погрузкой или разгрузкой);
– время основной работы (время на пробег).
Важно!
Для нормирования работы водителей рекомендуется применять укрупненные нормативы.
Если же время перерывов на отдых и личные нужды превышает продолжительность технологических перерывов, в нее включают и время отдыха, которое выходит за их пределы.
Время на простой
Нормы на простой определяют предельное время, которое транспортное средство может находиться под погрузкой-разгрузкой. Они зависят от уровня механизации в пункте доставки, типа, габаритов, массы груза. Помимо затрат времени на погрузку и разгрузку, данные нормативы включают продолжительность маневрирования, время на открытие, закрытие бортов, очистку кузова, оформление транспортной документации. При необходимости к нему может быть добавлена норма на взвешивание груза и его пересчет.
Документ:
Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила № 970).
Для нормирования можно применять хронометражные замеры – в том случае, если компания считает целесообразным иметь собственную расчетную базу. Если такой возможности нет, необходимо воспользоваться Правилами № 970. В них содержатся таблицы с нормами времени на простой под погрузкой-разгрузкой в зависимости от категории груза, грузоподъемности и типа автомобиля, а также способа выполнения работ. В качестве примера приведем одну из таблиц для бортовых автомобилей.
Нормы времени простоя бортовых автомобилей на погрузке и разгрузке кранами,
погрузчиками и другими аналогичными механизмами грузов упакованных и без упаковки,
не требующих специальных устройств для их крепления
Время на пробег
Для определения нормы времени на пробег можно применять нормативы, установленные приказом № 391-Ц, либо проводить самостоятельные исследования. Самое сложное при этом – определить техническую скорость движения, которая и будет оказывать прямое влияние на норматив. Она, в свою очередь, существенно зависит от типа дорожного покрытия, грузоподъемности (вместимости) автомобиля. Дороги, помимо признака качества покрытия, принято также делить на городские и негородские. Один из вариантов разбивки типа дорог по качеству покрытия существовал еще во времена СССР: совершенствованные (асфальто-бетонные, бетонные, брусчатые); с твердым покрытием, а также грунтовые улучшенные; грунтовые. Чем хуже тип покрытия, тем медленнее движется автомобиль как с грузом, так и без.
Документ:
приказ Минтранса Республики Беларусь от 19.07.2012 № 391-Ц «Об утверждении рекомендаций по установлению норм времени на единицу транспортной работы, норм затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств» (далее – приказ № 391-Ц).
Приведем пример расчета.
Пример 1. Определение норматива времени на 1 км пробега
В результате проведения фотографии рабочего времени на маршрутах движения с умеренной степенью напряжения водителя, соблюдением всех требований техники безопасности и правил дорожного движения, по твердому покрытию автомобиль проехал 125 км за 2,4 ч (сюда включается только основное время, не считая подготовительно-заключительного времени и времени на простой под погрузку-разгрузку и остановки).
Важно!
При проведении разовых ездок по маршрутам с различными типами дорог норма на пробег устанавливается для преобладающего на маршруте типа дорог.
Тогда средняя скорость движения по дорогам с покрытием данного типа составит 52,08 км/ч (125 км / 2,4 ч).
Норматив времени на 1 км пробега устанавливается по формуле:
1 / техническая скорость в час = 1 / 52,08 = 0,0192 ч.
Если поездки регулярные, рассчитывается средневзвешенная арифметическая из нормативов в зависимости от типа покрытия. Порядок расчета среднеарифметической описан в приказе № 391-Ц.
Время на единицу транспортной работы
Помимо вышеназванных показателей, рассчитываются нормы на единицу транспортной работы. Чаще всего это тонно-километры. Указанный нормативный показатель должен включать в себя время движения, время предусмотренных остановок в пути, а также время на отдых и личные надобности водителя. Для расчета нормы времени (Нвр) на единицу транспортной работы в минутах применяется следующая формула:
где 60 – переводной коэффициент одного часа в минуты;
V – нормативная скорость движения по указанному типу дорожного покрытия (техническая скорость);
Q – грузоподъемность транспортного средства;
b – коэффициент использования пробега.
Практические рекомендации
Коэффициент использования пробега вычисляется как соотношение пробега с грузом к общему пробегу автомобиля. Как правило, автомобиль едет в пункт назначения с грузом, а обратно порожний, либо наоборот. Таким образом, только около половины пробега происходит с грузом, поэтому коэффициент использования пробега чаще всего принимается равным 0,5. Однако в некоторых случаях принимается меньшее значение. Так, согласно приказу № 391-Ц для специализированной техники, в частности самосвалов, панелевозов и рефрижераторов, применяется коэффициент 0,45.
Пример 2. Определение нормы на единицу транспортной работы
Норма скорости движения равна 52,08 км/ч. Максимальная грузоподъемность используемого автомобиля – 7 т.
Тогда норма времени в минутах на 1 ткм транспортной работы составит:
60 / (52,08 × 0,5 × 7) = 0,3292 мин на 1 ткм.
А теперь рассчитаем нормативное время выполнения условного заказа сначала исходя из нормы времени на 1 км пробега, затем исходя из нормы времени на единицу транспортной работы.
Пример 3. Определение технической нормы на выполнение заказа
Нужно установить нормативное время на доставку груза из пункта отправки А в пункт назначения В и возвращение обратно. Дальность поездки в один конец составляет 15 км. Общий пробег автомобиля составит 30 км (15 × 2). Норма времени на 1 ткм – 0,3292 мин (см. пример 2). Норма времени на 1 км пробега – 0,0192 ч (см. пример 1).
Грузоподъемность бортового автомобиля – 7 т, груз в коробках, разгрузка производится погрузчиком, способным одновременно поднять (опустить) не более 3 т. Согласно нормам Правил № 970, приведенным в таблице выше, используем норматив на простой 3,95 мин на 1 т, получим: 7 × 3,95 = 27,65 мин. Тогда в двух точках он составит 55,3 мин, или 0,92 ч (27,65 × 2).
Подготовительно-заключительное время перед началом рейса и по его завершении составляет в сумме 24 мин, или 0,4 ч. Время на обслуживание не учитываем.
Предположим, нам нужно доставить 7 т груза. При грузоподъемности автомобиля 7 т коэффициент использования грузоподъемности составит 1 (7 / 7).
Тогда техническая норма для выполнения заказа составит:
30 км × 0,0192 ч + 0,92 ч + 0,4 ч = 1,896 ч.
Если расчет вести через норму на единицу транспортной работы, то вначале нужно определить объем транспортной работы в тонно-километрах, так как поездка с грузом составит всего 15 км:
15 × 7 = 105 ткм.
Тогда при аналогичных исходных данных затраченное время в минутах составит:
105 × 0,3292 + 55,3 + 24 = 113,87 мин, или 1,898 ч.
Как видим, расчетные нормативы времени в двух вариантах выполнения практически совпали.
Особенности разработки маршрутных норм водителей грузовиков
При использовании для перевозок постоянных маршрутов разрабатываются маршрутные нормы времени и выработки. Их вычисление дает наиболее полную информацию о том, какой максимальный объем грузов можно перевезти за смену с обычной напряженностью труда и при отсутствии непроизводительных потерь времени.
Перед началом процесса расчета норм составляется весь перечень имеющихся постоянных маршрутов, замеряется расстояние до всех точек остановки.
Основными показателями, применяемыми в качестве объектов нормирования водителей, выступают число ездок за смену (с грузом и без груза) и объем перевезенного за смену груза.
Маршрутная норма времени (Нвм) на перевозку 1 т груза рассчитывается по формуле:
где Пг – пробег с грузом;
Пбг – пробег без груза;
V – техническая скорость движения;
Q – грузоподъемность автомобиля;
K – коэффициент использования грузоподъемности;
Нпр – норма времени простоя в пунктах погрузки и разгрузки, а также потерь от необходимости дополнительных заездов. Она определяется по формуле:
Нпр = Тп/р + Тдр + (n – 1) × Tз,
где Тп/р – норма времени на погрузку-разгрузку;
Тдр – норма на дополнительные работы;
n – количество заездов по маршруту (пунктов разгрузки);
Тз – норма времени на каждый заезд (время на маневрирование под погрузку).
Пример 4. Определение маршрутной нормы времени на 1 т груза
Воспользуемся условиями предыдущих примеров и вычислим норматив времени на перевозку 1 т груза при условии, что времени на дополнительные работы нет, прочих остановок и заездов на маршруте не предусмотрено.
Нвм = 60 × (15 / 52,08 + 15 / 52,08) + 0,922) / 7 = 12,84 мин на 1 т.
Норматив количества ездок за смену по маршруту определяется по формуле:
где Tc – общее время смены;
Тпз – норма подготовительно-заключительного времени;
Тол – время на отдых и личные нужды (только в сумме превышения времени простоя);
Тнп – время на нулевой пробег;
То – время технического обслуживания автомобиля;
Тe – норма времени на одну ездку.
Справочно:
нулевой пробег – это расстояние от гаража (автотранспортного предприятия) до пункта погрузки или разгрузки.
Формула для нормирования времени на нулевой пробег будет иметь вид:
где Нп1 – нулевой пробег до пункта погрузки;
Нп2 – нулевой пробег от пункта погрузки;
Нбг – порожний пробег за ездку;
V – техническая скорость движения.
Норма времени на одну ездку (цикл) будет определяться по формуле:
Пример 5. Определение количества ездок за смену
На основании данных предыдущих примеров рассчитаем количество ездок, которые нужно сделать в смену.
Подготовительно-заключительное время остается равным 24 мин, или 0,4 ч. Время на отдых и личные нужды не выделяется, поскольку водитель не участвует в процессе погрузки-разгрузки и все это время может отдыхать, вместе с тем время технологического простоя превышает норму на отдых. Техническое обслуживание также не учитываем, поскольку водитель может им заниматься в период простоя.
Время на нулевой пробег рассчитаем исходя из условий, что расстояние от гаража до пункта погрузки – 6 км, от пункта разгрузки до гаража – 21 км. Поскольку обратный маршрут проходит через пункт разгрузки, порожний (без груза) пробег составит 15 км.
Тнп = 60 × (6 + 21 – 15) / 52,08 = 13,82 мин, или 0,23 ч.
Норма времени на одну ездку (цикл) составит:
Тe = (15 / 52,08 + 15 / 52,08) + 0,922) = 1,49 ч.
Поскольку длительность смены составляет 8 ч, количество ездок будет равно:
Nе = (8 – 0,23 – 0,4) / 1,49 = 4,95 ездок.
В практике принято округлять норматив ездок до целого числа, поэтому получим 5 оборотов в смену.
На основе полученных данных можно рассчитать сменную норму выработки водителя на маршруте (Qt). Для этого воспользуемся формулой:
Qt = Ne × Q × Kг,
где Ne – норматив количества ездок в смену по маршруту;
Q – грузоподъемность автомобиля;
Kг – коэффициент использования грузоподъемности (берем равным 1, однако при невозможности полной загрузки может иметь дробные значения).
Пример 6. Определение сменной нормы выработки
На основании данных предыдущих примеров рассчитаем сменную выработку:
Qt = 5 × 7 × 1 = 35 т в смену.
Для того чтобы получить схожий показатель, но в тонно-километрах, достаточно добавить в формулу расстояние одной ездки с грузом. В этом случае искомый результат примет вид:
Qtkm = 5 × 7 × 1 × 15 = 525 ткм в смену.
В целом это все базовые показатели нормирования работы водителей грузового транспорта, которые наиболее часто применяются на практике. Их использование позволит более четко планировать работу автотранспортного подразделения компании, постоянно повышая эффективность.