Поощряем работников за предложения по производственным улучшениям и рационализаторство
Активное проведение в коммерческой организации рационализации производства и новаторства, реализация творческих идей и действий самих работников становятся сегодня полноправными бизнес-процессами. Они включаются в качестве составных частей в бизнес-стратегию и культуру организации. В современных системах менеджмента качества поддержка процессов улучшения производства является важнейшим принципом управления качеством и обязательным компонентом ISO 9001.
Из статьи вы узнаете, как грамотно выстроить систему поощрения за рационализаторские предложения (предложения по улучшению) в вашей организации.
Меры по производственно-экономическому развитию и повышению конкурентоспособности коммерческой организации обычно связывают с техническим переоснащением, внедрением новых технологических проектов и другими мероприятиями, связанными со значительными инвестициями. Как правило, в этих случаях инновационные преобразования проводят через реконструкцию производства, внедрение новой техники, технологии, продуктов в уже существующих производственных системах.
А возможен ли вариант осуществления этих изменений без значительных финансовых затрат?
Такие возможности существуют, если использовать эффективные системы управления производственными процессами, т.е. постоянно улучшать производственный процесс, методы и способы работы, рабочие места и условия труда, качество продукции и услуг на основе новаторских идей и предложений участвующих в производстве работников.
<...>
Как измерить величину эффекта от рационализаторского предложения?
Существуют разные практические подходы для установления вознаграждения за рационализацию. Как правило, они связаны со схемой оценки величины эффекта:
– от внедрения рационализаторского предложения или предложения по улучшению;
– периода экстраполяции, в котором рассчитывается экономия (обычно один год, реже больше одного года);
– шкалы зависимости размера вознаграждения от величины экономии;
– области распространения рационализаторского предложения – от рабочего места до структурного подразделения и уровня всей организации;
– степени участия авторов в разработке рационализаторского предложения и др.
При измерении величины эффекта от рационализаторского предложения применяют 3 основных метода:
1) расчет экономии от внедрения рационализаторского предложения в сравнении с предыдущим состоянием;
2) аналогия с лицензированием;
3) экспертная оценка.
Расчет на основе лицензионной аналогии основан на определении той суммы, которую обычно получают авторы аналогичных ноу-хау по лицензионным соглашениям.
Метод экспертной оценки применяется в том случае, если оба других метода не подходят, например при рацпредложениях в области охраны труда, контроля качества, социальных процессов в организации и т.п.
Базовый размер премии может дифференцироваться в зависимости от рассчитанной экономии затрат.
<…>
Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 9/2019.
Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала
Хотите ознакомиться со статьей? Оставьте заявку и получите консультацию специалиста!