1 январь 2015
11
Страница № 11

Порядок присвоения квалификационных разрядов, классов и особенности организации и оплаты труда водителей автомобиля в новых условиях (Комментарий к постановлению Минтруда и соцзащиты РБ от 27.10.2014 № 94)

Ирина Новикова, консультант отдела труда, заработной платы и социальной политики Минэнерго РБ

В связи с выходом постановления № 94 существенно изменился порядок тарификации водителей автомобилей. Мы попросили консультанта отдела труда, заработной платы и социальной политики Минэнерго РБ Ирину Новикову прокомментировать появившиеся нововведения в трудовом законодательстве. В статье автором рассмотрены вопросы, касающиеся порядка присвоения квалификационных разрядов (с пошаговым алгоритмом действий) и классности водителям автомобиля, оплаты труда в новых условиях, а также некоторые важные моменты, которые необходимо предусмотреть в ЛНПА организации. Материал сопровождается примерами оформления документов по данной теме в рубрике «Полезная документация».

В штатных расписаниях многих организаций независимо от форм их собственности, как правило, предусматривается профессия водителя автомобиля. В связи с этим наниматели сталкиваются с вопросами, связанными с особенностями установления квалификации водителей автомобиля, а также оплатой их труда. При решении указанных вопросов необходимо руководствоваться законо­дательством о труде, а также соответствующими ЛНПА.

Документ:
постановление Мин­труда и соцзащиты РБ от 27.11.2014 № 94 «О вне­сении дополнений и изменений в выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих» (далее – постановление № 94).

Так, в настоящее время квалификация водителей автомобиля определяется квалификационными классами (3, 2 и 1-й классы). Однако такая градация по уровням квалификации для водителей автомобиля не отвечает современным требованиям, предъявляемым международными стандартами к системам квалификации работников. В связи с этим в рамках проводимой работы по тарификации всех профессий рабочих, нетарифицируемых по разрядам, тарификация по разрядам коснулась и водителей автомобиля.

Так, в соответствии с постановлением № 94 утверждена новая редакция тарифно-квалификационной характеристики профессии «водитель автомобиля», в которой предусмотрена тарификация водителей автомобиля по 4, 5, 6 и 7-му квалификационным разрядам. Кроме того, по данной профессии в целях недопущения резкого изменения в подходах к определению профессионального мастерства указанных работников сохранено понятие классности, за исключением 3-го класса. Названное постановление вступило в силу с 1 января 2015 г.

В связи с этим до 1 января 2015 г. необходимо было привести все локальные нормативные правовые акты организации, касающиеся организации труда водителей автомобиля, в соответствие с законодательством.

Рассмотрим подробнее особенности тарификации водителей автомобиля, присвоения им классов и некоторые вопросы оплаты труда в свете норм законодательства о труде, регламентирующих данные вопросы.

Присвоение квалификационных разрядов

Напоминаем, что в соответствии со ст. 61 Трудового кодекса РБ (далее – ТК) отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответ­ствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС).

Документ:
постановление Мин­труда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 34 «Об утверждении Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС)» (далее – постановление № 34).

В законодательстве содержатся понятия, связанные с тарификацией работ и присвоением рабочим соответствующей квалификации (тарификация рабочих), которые определены Общими положениями ЕТКС, утвержденными постановлением № 34 (далее – Общие положения).

Тарификация работ – определение разряда работ по их сложности на основе описания работ, приведенных в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих.

Тарификация работ в организации производится в соответ­ствии с тарифно-квалификационными характеристиками профессий рабочих, содержащимися в ЕТКС, для чего тарифицируемая работа сопоставляется с аналогичными работами, содержащимися в характеристиках и примерах работ тарифно-квалификационных характеристик, а также с примерами работ, дополнительно разработанными в организациях.

Тарификация рабочих – присвоение рабочим квалификационных разрядов, категорий, классов на основании требований тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик профессий рабочих.

Таким образом, при реализации норм постановления № 94 необходимо осуществить тарификацию работ и тарификацию рабочих (водителей автомобиля).

В процессе приведения тарификации водителей автомобиля в соответствие с требованиями тарифно-квалификационной характеристики необходимо учитывать норму ст. 19 ТК, согласно которой в случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законо­дательством о труде.

Из указанной нормы следует, что при изменении законо­дательства в части тарификации водителей автомобиля (постановление № 94) нет необходимости признавать присвоение им квалификационных разрядов как изменение существенных условий труда.

С учетом этого присвоение квалификационных разрядов водителям автомобиля следует рассматривать как приведение их квалификации в соответствие с законодательством.

Важно!
В случае если за водителем автомобиля закреплены несколько транспортных средств, то квалификационный разряд присваивается по транспортному средству, которое относится к более высокому разряду (по тарификации работ).

Так, водителям автомобиля необходимо присвоить квалификационные разряды с учетом новых требований квалификационной характеристики. Иными словами, такое присвоение производится с учетом категории транспортного средства, закрепленного за водителем автомобиля.

Алгоритм присвоения квалификационных разрядов

Таким образом, процедуру присвоения квалификационных разрядов водителям автомобиля можно пошагово описать следующими действиями нанимателя.

Это надо помнить!
Водителям автомобиля, имеющим право на управление определенной категорией транспортного средства (так называемая «открытая категория»), но не выполняющим соответствующие работы, квалификационная категория по этому признаку не присваивается. Такая «открытая категория» может служить в дальнейшем основанием для повышения его квалификации (присвоения более высокого квалификационного разряда).

Также следует иметь в виду, что во всех случаях после 1 января 2015 г. присвоение квалификационного разряда водителям автомобиля осуществляется с учетом требований Общих положений на основании заключения квалификационной комиссии.

Присвоение классности водителям автомобиля

Отметим еще одну особенность тарифно-квалификационной характеристики профессии «водитель автомобиля» в новой редакции, которая предусматривает требования для присвоения классности (2-го и 1-го классов). Классность в новых условиях рассматривается уже не в качестве уровня квалификации, а в качестве оценки профессионального мастерства водителя автомобиля.

С учетом содержания тарифно-квалификационной характеристики классность водителям автомобиля должна присваиваться квалификационной комиссией в порядке, установленном нанимателем в локальном нормативном правовом акте.

Однако для водителей автомобиля, которые на момент вступления в силу постановления № 94 имеют присвоенные классы, предполагается, что соответствующие классы сохраняются и, кроме того, до 1 января не требуют присвоения.

В дальнейшем, после 1 января 2015 г., водителям автомобиля, имеющим класс, его подтверждение не требуется. А вот водителям автомобиля, не имеющим классности, 2-й класс присваивается в порядке, установленном нанимателем в ЛНПА. Аналогичная процедура действует в отношении и водителей автомобилей, имеющих 2-й класс, и тех, которым присваивается 1-й.

Оплата труда водителей автомобиля в новых условиях

В соответствии с действующими до 31 декабря 2014 г. условиями оплаты труда тарифные ставки водителей автомобиля определяются, как правило, исходя из кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда в зависимости от категории автомобиля и его технических характеристик (для водителей легковых автомобилей – по объему двигателя, для грузовых – по грузоподъемности, наличию дополнительных устройств или видов выполняемых работ).

Важно!
Порядок присвоения водителям автомобиля квалификационных разрядов, вызванный изменениями их тарифно-квалификационной характеристики и описанный в настоящей публикации, не предполагает изменения оплаты их труда.

Соответствующие кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда указываются в локальном нормативном правовом акте организации.

Тарификация водителей автомобиля по квалификационным разрядам, действующая с 1 января 2015 г., не требует обязательного установления им соответствующих тарифных разрядов и тарифных коэффициентов.

Применение в отношении рабочих некоторых тарифных систем оплаты труда (по ЕТС, по тарифной сетке, установленной у нанимателя) предусматривает, что их квалификационные и тарифные разряды совпадают. Но это не означает, что оплата труда водителей автомобиля должна аналогичным образом в обязательном порядке предусматривать формирование их тарифных ставок с применением тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов по ЕТС.

Справочно:
следует различать термины «квалификационный разряд» (характеризует сложность труда) и «тарифный разряд» (применяется в качестве элемента оплаты труда).

С учетом этого на момент вступления в силу постановления № 94 целесообразно сохранить все действующие условия оплаты труда водителей автомобиля, в т.ч. порядок формирования тарифных ставок, надбавок, всех видов премий, а также их размеры. Иными словами, тарификация водителей автомобиля по квалификационным разрядам в настоящее время не увязана с условиями оплаты их труда.

Что необходимо предусмотреть в ЛНПА

Следует также обратить внимание на имеющиеся в ЛНПА записи об оплате труда водителей автомобиля и при необходимости внести в нее изменение.

Так, например, в положении об оплате труда может быть следующая запись: «тарифные ставки рабочих, нетарифицируемых по разрядам, определяются исходя из кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда, предусмотренных согласно приложению к названному Положению».

Новая редакция указанной записи применительно к профессии водителя автомобиля может быть предусмотрена таким образом: «тарифные ставки водителей автомобиля определяются исходя из кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда, предусмотренных согласно приложению к названному Положению».

Отдельно рассмотрим порядок оплаты труда водителей авто­мобиля, имеющих присвоенные в установленном законодатель­ством порядке классы.

Действующими условиями оплаты труда водителям автомобиля предусматриваются, как правило, начисление и выплата надбавки за классность. В новых условиях эта надбавка сохраняется как стимулирующая выплата и выплачивается применительно к имеющемуся у водителя автомобиля классу независимо от категории автомобиля, за которым он закреплен. Присвоенный класс сохраняется при перемещении водителя автомобиля на другое транспортное средство.

В ЛНПА запись о выплате надбавки за классность можно преду­смотреть (сохранить) в следующей редакции:

«Водителям автомобиля, имеющим присвоенный в установленном порядке II класс, ежемесячно выплачивается надбавка за классность в размере 10 %, а имеющим I класс – 25 % от установленной им месячной тарифной ставки с учетом всех повышений. Указанная надбавка выплачивается за фактически отработанное в качестве водителя автомобиля время».

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.