Повременная оплата труда водителей автомобилей коммерческих организаций
Повременная оплата труда водителей автомобилей коммерческих организаций
При использовании повременной формы оплаты труда не всегда можно полностью учесть количество и интенсивность труда, поэтому считается, что она в некоторой степени носит уравнительный характер. Несмотря на этот недостаток, повременная оплата труда получила широкое распространение.
Она применяется в случаях, когда:
– cдельная оплата труда экономически неэффективна или может привести к снижению заработной платы;
– труд работника невозможно пронормировать;
– выполняемые работы не поддаются обоснованному учету.
Важно!
Повременную оплату труда целесообразно применять для водителей, работающих на специальных и служебных автомобилях и автомобилях, осуществляющих хозяйственное обслуживание, внутризаводские перевозки, автобусах, оказывающих почасовые услуги населению и юридическим лицам, и т.д.
Повременная оплата вводится нанимателем в порядке, установленном ст. 63 Трудового кодекса РБ (далее – ТК): на основании коллективного договора, соглашения, трудового договора.
При повременной оплате труда организуется достоверный табельный учет фактически отработанного каждым работником времени. Квалификация работников устанавливается в строгом соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.
Тарифные ставки
В соответствии с Рекомендациями № 67 наниматель на основании локального нормативного правового акта (далее – ЛНПА), соглашения и (или) трудового договора (контракта) может устанавливать водителям автомобилей тарифные ставки (оклады):
– на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее – ЕТС);
– на основе тарифной сетки, определенной тарифным (местным) соглашением либо разработанной и утвержденной в организации (далее – ТС);
– без применения ЕТС и ТС.
Документ:
Рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 11.07.2011 № 67 (далее – Рекомендации № 67).
Сравнение перечисленных в Рекомендациях № 67 возможностей нанимателей по формированию тарифных ставок (окладов) на основе ЕТС и ТС и без их применения представлено в табл. 1.
Рассмотрим порядок определения тарифных ставок водителям автомобилей.
Пример 1
Документ:
Декрет Президента РБ от 26.06.1999 № 29 (с изменениями и дополнениями; далее – Декрет № 29).
Определим месячные тарифные ставки принятых на работу по контракту водителей грузового автомобиля «Mercedes Benz-1117» (специализированный фургон грузоподъемностью 6 т) и автобуса МАЗ-104 длиной 11,985 м, работающего на городском маршруте. Действующая в организации тарифная ставка 1-го разряда – 1 100 000 руб. При приеме на работу по контракту наниматель обязан предусмотреть в контракте повышение тарифной ставки работника не более чем на 50 %, так как эта дополнительная мера стимулирования труда предусмотрена Декретом № 29. Другие исходные данные и расчет тарифных ставок представлены в табл. 2.
Формула для определения месячной тарифной ставки водителя автомобиля (См) имеет следующий вид:
См = С1р × К + (С1р × К) × Ппов / 100,
где С1р – действующая в организации тарифная ставка 1-го разряда, руб.;
К – кратный размер тарифной ставки 1-го разряда согласно приложению 3 к Рекомендациям № 67;
Ппов – процент повышения тарифной ставки, рассчитанной на основе ЕТС.
Часовые тарифные ставки (Сч) рассчитываются в порядке, предусмотренном Разъяснением № 133, путем деления месячной тарифной ставки (оклада) на среднемесячное количество расчетных рабочих часов (Чр), установленное для соответствующего вида рабочей недели:
Сч = См / Чр.
Особенности определения кратных размеров тарифных ставок
Документ:
Разъяснение о порядке определения расчетной нормы рабочего времени и часовой тарифной ставки в Республике Беларусь, утвержденное постановлением Минтруда РБ от 18.10.1999 № 133 (далее – Разъяснение № 133).
Кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда, которые могут использоваться для расчета тарифных ставок водителей, устанавливаются согласно приложению 3 к Рекомендациям № 67. Однако предусмотренные в них критерии определения кратных размеров тарифных ставок не учитывают всего многообразия существующих типов автомобилей, их технических параметров и характеристик. В связи с этим приведем особенности определения кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда водителей автомобилей (см. табл. 3).
Тип, механические параметры и другие характеристики автомобиля указывает завод-изготовитель в технической характеристике (паспорте) автомобиля.
Тарифные ставки водителей специализированных и специальных автомобилей, на которых смонтированы установки, механизмы и другое специальное оборудование, устанавливают с учетом выполнения водителями работ по управлению этими установками, механизмами и оборудованием.
В случаях, когда для управления установками, механизмами и оборудованием требуются специальные работники, а их функции выполняют водители автомобилей, последним производят доплату за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ в установленном порядке.
Тарифные ставки водителей, занятых на работах по перегону автомобилей внутри предприятия, устанавливают в размере, предусмотренном для водителей, работающих на автомобилях основного для данного предприятия типа (класса) и назначения.
При закреплении за водителем нескольких автомобилей разных типов (классов) и назначения ему устанавливают высшую тарифную ставку, предусмотренную для водителей обслуживаемых автомобилей.
Начисление заработной платы при простой повременной оплате труда
Повременная форма оплаты труда включает простую повременную и повременно-премиальную системы.
При простой повременной системе оплаты труда заработную плату начисляют по установленной работнику тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время.
По способу начисления заработной платы простую повременную систему оплаты труда подразделяют на почасовую и помесячную.
При повременной почасовой оплате труда заработную плату за месяц (или другой расчетный период) (З) начисляют водителю исходя из его часовой тарифной ставки и фактического количества отработанных часов (Коч):
З = Сч × Коч.
При повременной помесячной оплате труда расчет заработной платы осуществляют исходя из установленного водителю месячного оклада (Ом), количества рабочих дней, предусмотренных графиком работы на данный месяц (Крд), и количества фактически отработанных дней (Код) по формуле
З = Ом / Крд × Код.
При полной отработке месячного количества рабочих дней заработную плату начисляют в размере месячного оклада, а при недоработке – пропорционально количеству отработанных дней.
Оплата подготовительно-заключительного времени
Как при сдельной, так и при повременной системе оплаты труда в рабочее время водителей включается подготовительно-заключительное время (ст. 133 ТК).
Его продолжительность составляет 20 мин в смену (п. 9 Положения № 82).
Документ:
Положение о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденное постановлением Минтранса РБ от 25.10.2010 № 82 (далее – Положение № 82).
В подготовительно-заключительное время перед выездом автомобилей из гаража и после возвращения их с линии выполняются следующие работы:
– оформление путевых документов;
– заправка автомобиля топливно-смазочными материалами и охлаждающей жидкостью;
– осмотр и проверка технического состояния автомобиля;
– осмотр и прием автомобиля механиком;
– сдача выручки водителями автомобилей-такси и водителями автобусов, работающими без кондуктора.
Водителям с повременной оплатой труда это время учитывается при составлении графиков работы на линии и установлении плановых заданий.
Учет подготовительно-заключительного времени при установлении графиков работы водителей означает, что непосредственно на линии водитель должен работать на 20 мин меньше установленной продолжительности рабочей смены. На уменьшенную таким образом продолжительность рабочей смены должно даваться сменное задание водителю.
При повременной оплате труда подготовительно-заключительное время и время предрейсового медицинского осмотра (продолжительностью 5 мин) не выделяется из общей продолжительности смен и оплачивается исходя из часовой тарифной ставки водителя.
Оплата труда при совмещении профессий и должностей
Работникам, выполняющим у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), производят доплату за совмещение профессий (должностей) в размере, установленном нанимателем по соглашению с работником (ст. 67 ТК).
Соглашение о совмещении профессий (должностей) оформляется приказом (распоряжением) по согласованию с профсоюзом с указанием совмещаемой профессии (должности), объема дополнительно выполняемых функций или работ и размера доплаты. В таком же порядке оформляют отмену или уменьшение указанной доплаты. При этом об изменении условий, уменьшении или отмене доплат работник должен быть предупрежден не менее чем за месяц. При ухудшении качества выполняемой работы совмещение и доплаты за него могут быть отменены с момента выявления этого ухудшения.
Приведем возможные варианты совмещения профессий и должностей, наиболее распространенные на практике (см. табл. 4).
Оплата работы в сверхурочное время
Сверхурочной считается работа, выполненная работником по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной для него продолжительности рабочего времени, предусмотренной правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности (ст. 119 ТК).
Установлено, что при суммированном учете рабочего времени сумма часов рабочего времени по графику работ (сменности) за учетный период не должна превышать норму часов за этот период (п. 16 Положения № 82).
Отметим, что часы превышения этой нормы следует считать часами сверхурочной работы.
Важно!
В тех случаях, когда по условиям производства (работы) невозможно или экономически нецелесообразно соблюдение установленной ежедневной или еженедельной продолжительности рабочего времени, водителям автомобилей устанавливается суммированный учет рабочего времени.
Учет рабочего времени водителей осуществляют на основании табеля учета использования рабочего времени, путевых листов и других документов (п. 19 Положения № 82).
Каждый час работы в сверхурочное время оплачивают работнику с повременной оплатой труда не ниже двойных часовых тарифных ставок (окладов) (ст. 69 ТК). По договоренности с нанимателем за работу в сверхурочное время водителю может предоставляться другой день отдыха.
Оплата работы в государственные праздники, праздничные и выходные дни
Если к работе в государственные праздники, праздничные и выходные дни привлекаются работники с повременной почасовой оплатой труда, то оплата их труда производится в размере не ниже двойных часовых тарифных ставок (окладов) (ст. 69 ТК).
Следует различать работу в государственные праздники, праздничные и выходные дни, произведенную в пределах месячной нормы рабочего времени и сверх месячной нормы.
Оплата работы, выполненной в пределах месячной нормы рабочего времени
Если работа в государственные праздники и праздничные и выходные дни предусмотрена графиком работы (сменности), т.е. выполняется в пределах месячной нормы рабочего времени, то ее оплата по двойной часовой тарифной ставке включает оплату часов работы, входящих в месячную норму рабочего времени.
Пример 2
Согласно графику работы (сменности) водитель автобуса пригородного маршрута с повременной почасовой оплатой труда И.И. Иванов отработал в марте 2013 г. 159 ч, в т.ч. 8 ч в праздничный день 8 Марта. Часовая тарифная ставка водителя – 27 171 руб.
Водителю начислено заработной платы:
– по двойной часовой тарифной ставке за 8 ч работы в праздничный день – 434 736 руб. (27 171 × 8 × 2);
– по часовой тарифной ставке за остальные часы, предусмотренные графиком работы (сменности), – 4 102 821 руб. (27 171 × (159 – 8)).
Оплата работы, выполненной сверх месячной нормы рабочего времени
Если в государственные праздники, праздничные и выходные дни работники выполняют работу сверх установленной месячной нормы рабочего времени, то оплата часов этой работы производится не ниже двойной часовой тарифной ставки (оклада) сверх оплаты отработанных по месячной норме часов.
Пример 3
В марте 2013 г. водитель автобуса городского маршрута с повременной почасовой оплатой труда П.П. Петров отработал согласно графику работы (сменности) месячную норму рабочего времени 159 ч и 8 ч сверх месячной нормы рабочего времени в праздничный день 8 Марта (подменял заболевшего водителя). Часовая тарифная ставка водителя – 27 171 руб.
Водителю начислено заработной платы:
– по двойной часовой тарифной ставке за отработанные в праздничный день 8 ч сверх месячной нормы рабочего времени – 434 736 руб. (27 171 × 8 × 2);
– по часовой тарифной ставке за отработанную месячную норму часов рабочего времени – 4 320 109 руб. (27 171 × 159).
Важно!
За работу в сверхурочное время в государственные праздники и выходные дни премия начисляется на заработок на одинарную тарифную ставку.
Оплата труда водителей за время работ по выполнению технического обслуживания и ремонта автомобилей
Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей должны осуществляться, как правило, без привлечения водителей для выполнения этих работ. При постановке закрепленных за водителями автомобилей на ремонт или техническое обслуживание водители обычно используются по специальности для работы на других автомобилях.
В случае перевода водителей на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей в связи с производственной необходимостью на срок до 1 месяца оплата их труда производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Такой перевод предусмотрен ст. 33 ТК.
В случае перевода водителей автомобилей вследствие простоя (в связи с неисправностью или некомплектностью закрепленных за ними автомобилей, отсутствием работы по специальности и т.п.) на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей оплата их труда производится по выполняемой работе (ст. 34 ТК). При этом за водителем, выполняющим нормы выработки или переведенным на повременно оплачиваемую работу, сохраняется средний заработок по прежней работе, а водителям, не выполняющим нормы выработки, оплата труда производится по выполняемой работе, но не ниже их тарифной ставки.
Важно!
Надбавку за классность за время, оплаченное по тарифным ставкам ремонтных рабочих, водителям не выплачивают, доплату за ненормированный рабочий день не производят.
Во всех случаях перевод должен быть оформлен в установленном порядке (приказом, распоряжением или запиской о переводе) с указанием причин перевода.
На предприятиях и в организациях с небольшим количеством автомобилей (до 15), где нет необходимости содержать штат ремонтных и обслуживающих рабочих (слесарей, мойщиков и др.), водители полностью выполняют работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей в свое рабочее время (если не представляется возможным выполнить эти работы на станции обслуживания или транспортном предприятии). Оплату их труда за время выполнения этих работ производят по установленным для них условиям с выплатой надбавки за классность (подп. 1.9 п. 1 приложения 1 к постановлению Минтруда РБ от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций»; с изменениями и дополнениями).
Надбавки и доплаты
Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, руководствуясь ст. 63 ТК, могут устанавливать водителям с повременной формой оплаты труда надбавки, доплаты и другие выплаты, перечисленные в табл. 5.
_____________
* Положение об условиях, порядке и размерах выплаты надбавок за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие), утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 26.05.2000 № 763 (с изменениями и дополнениями).
** Инструкция по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.02.2008 № 35 (с изменениями и дополнениями).
Премирование за производственные результаты
Премирование за производственные результаты организуется с учетом Рекомендаций № 29.
Документ:
Рекомендации по премированию работников коммерческих организаций по результатам финансово-хозяйственной деятельности, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.02.2012 № 29 (далее – Рекомендации № 29)
Выбор показателей и условий премирования обусловлен требованиями к деятельности того или иного вида транспорта. Например, основная задача водителей пассажирских автобусов – обеспечение качественного обслуживания пассажиров, и главным для этого является строгое соблюдение расписания рейсов и графика движения по маршруту. Водитель автобуса не должен и не может ни увеличивать, ни уменьшать установленное количество рейсов и изменять режим движения.
Важно!
Максимальный размер премии конкретному работнику не может превышать 50 % его тарифной ставки (должностного оклада) за фактически отработанное время в отчетном квартале.
Показателями премирования водителя являются выполненные согласно расписанию и графику движения рейсы. Процент (размер) премии снижается в зависимости от процента рейсов, выполненных с нарушением графика движения. Премия за смену не начисляется при наличии сорванного по вине водителя рейса. Учет рейсов осуществляется ежесменно.
Конкретный размер премии отдельному работнику может быть увеличен либо уменьшен по решению нанимателя с учетом его вклада в выполнение установленных показателей (в пределах средств, направляемых на премирование работников) (Рекомендации № 29).
С учетом специфики работы водителей автобусов примерный перечень упущений, за которые снижается размер премирования, может включать:
– дорожно-транспортные происшествия и аварии по вине водителя, их сокрытие, оставление места происшествия;
– провоз пассажиров без билета;
– использование автобуса в личных целях;
– работа на линии с техническими неисправностями, угрожающими безопасности пассажиров;
– срыв предусмотренного расписанием движения, рейса;
– опоздание с выездом на линию, преждевременное прекращение работы;
– нарушение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности, трудовой и производственной дисциплины;
– невыполнение распоряжения руководителя.
Документ:
постановление Совета Министров РБ от 31.08.2007 № 1124 «О стимулировании работников за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов» (далее – постановление № 1124).
Работники могут лишаться премии полностью (Рекомендации № 29):
– за прогул (в т.ч. отсутствие на работе более 3 ч в течение рабочего дня) без уважительной причины;
– появление на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте в рабочее время;
– совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания.
Документ:
Рекомендации о моральном и материальном стимулировании работников за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты и Госстандарта РБ от 22.02.2012 № 27/13 (далее – Рекомендации № 27/13).
Полное или частичное лишение премии производится за период, в котором было совершено упущение в работе, и оформляется приказом (распоряжением) нанимателя.
Премирование за экономию топлива
Премирование за экономию горюче-смазочных материалов организуется в соответствии с постановлением № 1124 и Рекомендациями № 27/13.
Общая сумма средств, направляемых на выплату работникам коммерческих организаций, за исключением руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, премии за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов, при включении в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, не должна превышать 80 % от суммы экономии (постановление № 1124).
Приведем порядок определения выраженной в рублях экономии бензина, направляемой на премирование.
Пример 4
Водитель сэкономил 50 л бензина. Стоимость 1 л – 7 200 руб. Размер отчислений в ФСЗН – 34 %, на обязательное страхование от несчастных случаев – 0,7 % от суммы направляемых на премирование средств. Расчеты представлены в табл. 6.