1 октябрь 2013
12
Страница № 12

По­вре­мен­ная оп­ла­та тру­да во­ди­те­лей ав­то­мо­би­лей ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций

Ми­ха­ил Ли­ля, за­мес­ти­тель на­чаль­ни­ка от­де­ла эко­но­ми­ки и фи­нан­сов ОАО «Ми­ноб­лав­тот­ранс» Ни­ко­лай Сви­рид, эко­но­мист

По­вре­мен­ная оп­ла­та тру­да во­ди­те­лей ав­то­мо­би­лей ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций

При ис­поль­зо­ва­нии по­вре­мен­ной фор­мы оп­ла­ты тру­да не все­гда мож­но пол­но­стью учесть ко­ли­че­ст­во и ин­тен­сив­ность тру­да, по­это­му счи­та­ет­ся, что она в не­ко­то­рой сте­пе­ни но­сит урав­ни­тель­ный ха­рак­тер. Не­смот­ря на этот не­дос­та­ток, по­вре­мен­ная оп­ла­та тру­да по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние.

Она при­ме­ня­ет­ся в слу­ча­ях, ко­гда:

– cдельная оп­ла­та тру­да эко­но­ми­че­ски не­эф­фек­тив­на или мо­жет при­вес­ти к сни­же­нию за­ра­бот­ной пла­ты;

– труд ра­бот­ни­ка не­воз­мож­но про­нор­ми­ро­вать;

– вы­пол­няе­мые ра­бо­ты не под­да­ют­ся обос­но­ван­но­му уче­ту.

Важно!
По­вре­мен­ную оп­ла­ту тру­да це­ле­со­об­раз­но при­ме­нять для во­ди­те­лей, ра­бо­таю­щих на спе­ци­аль­ных и слу­жеб­ных ав­то­мо­би­лях и ав­то­мо­би­лях, осу­ще­ст­в­ляю­щих хо­зяй­ст­вен­ное об­слу­жи­ва­ние, внут­ри­за­вод­ские пе­ре­воз­ки, автобусах, ока­зы­ваю­щих по­ча­со­вые ус­лу­ги на­се­ле­нию и юри­ди­че­ским ли­цам, и т.д.

По­вре­мен­ная оп­ла­та вво­дит­ся на­ни­ма­те­лем в по­ряд­ке, ус­та­нов­лен­ном ст. 63 Тру­до­во­го ко­дек­са РБ (да­лее – ТК): на ос­но­ва­нии кол­лек­тив­но­го до­го­во­ра, со­гла­ше­ния, тру­до­во­го до­го­во­ра.

При по­вре­мен­ной оп­ла­те тру­да ор­га­ни­зу­ет­ся дос­то­вер­ный та­бель­ный учет фак­ти­че­ски от­ра­бо­тан­но­го ка­ж­дым ра­бот­ни­ком вре­ме­ни. Ква­ли­фи­ка­ция ра­бот­ни­ков ус­та­нав­ли­ва­ет­ся в стро­гом со­от­вет­ст­вии с Еди­ным та­риф­но-ква­ли­фи­ка­ци­он­ным спра­воч­ни­ком ра­бот и про­фес­сий ра­бо­чих.

Та­риф­ные став­ки

В со­от­вет­ст­вии с Ре­ко­мен­да­ция­ми № 67 на­ни­ма­те­ль на ос­но­ва­нии ло­каль­но­го нор­ма­тив­но­го пра­во­во­го ак­та (да­лее – ЛНПА), со­гла­ше­ния и (или) тру­до­во­го до­го­во­ра (кон­трак­та) может ус­та­нав­ли­вать во­ди­те­лям ав­то­мо­би­лей та­риф­ные став­ки (ок­ла­ды):

– на ос­но­ве Еди­ной та­риф­ной сет­ки ра­бот­ни­ков Республики Беларусь (да­лее – ЕТС);

– на ос­но­ве та­риф­ной сет­ки, оп­ре­де­лен­ной та­риф­ным (ме­ст­ным) со­гла­ше­ни­ем ли­бо раз­ра­бо­тан­ной и ут­вер­жден­ной в ор­га­ни­за­ции (да­лее – ТС);

– без при­ме­не­ния ЕТС и ТС.

Документ:
Ре­ко­мен­да­ции ­по оп­ре­де­ле­нию та­риф­ных ста­вок (ок­ла­дов) ра­бот­ни­ков ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций и о по­ряд­ке их по­вы­ше­ния, ут­вер­жден­ны­е по­ста­нов­ле­ни­ем Мин­тру­да и со­цза­щи­ты РБ от 11.07.2011 № 67 (да­лее – Ре­ко­мен­да­ции № 67).

Срав­не­ние пе­ре­чис­лен­ных в Ре­ко­мен­да­ци­ях № 67 воз­мож­но­стей на­ни­ма­те­лей по фор­ми­ро­ва­нию та­риф­ных ста­вок (ок­ла­дов) на ос­но­ве ЕТС и ТС и без их при­ме­не­ния представлено в табл. 1.

Рассмотрим порядок оп­ре­де­ле­ния та­риф­ных ста­вок во­ди­те­лям ав­то­мо­би­лей.

При­мер 1

Документ:
Дек­рет Пре­зи­ден­та РБ от 26.06.1999 № 29 (с из­ме­не­ния­ми и до­пол­не­ния­ми; да­лее – Дек­рет № 29).

Оп­ре­де­лим ме­сяч­ные та­риф­ные став­ки при­ня­тых на ра­бо­ту по кон­трак­ту во­ди­те­лей гру­зо­во­го ав­то­мо­би­ля «Mercedes Benz-1117» (спе­циа­ли­зи­ро­ван­ный фур­гон гру­зо­подъ­ем­но­стью 6 т) и ав­то­бу­са МАЗ-104 дли­ной 11,985 м, ра­бо­таю­ще­го на го­род­ском мар­шру­те. Дей­ст­вую­щая в ор­га­ни­за­ции та­риф­ная став­ка 1-го раз­ря­да – 1 100 000 руб. При прие­ме на ра­бо­ту по кон­трак­ту на­ни­ма­тель обя­зан пре­ду­смот­реть в кон­трак­те по­вы­ше­ние та­риф­ной став­ки ра­бот­ни­ка не бо­лее чем на 50 %, так как эта до­пол­ни­тель­ная ме­ра сти­му­ли­ро­ва­ния тру­да пре­ду­смот­ре­на Дек­ре­том № 29. Дру­гие ис­ход­ные дан­ные и рас­чет та­риф­ных ста­вок пред­став­ле­ны в табл. 2.

Фор­му­ла для оп­ре­де­ле­ния ме­сяч­ной та­риф­ной став­ки во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля (См) име­ет сле­дую­щий вид:

См = С × К + (С × К) × Ппов / 100,

где С– дей­ст­вую­щая в ор­га­ни­за­ции та­риф­ная став­ка 1-го раз­ря­да, руб.;

К – крат­ный раз­мер та­риф­ной став­ки 1-го раз­ря­да со­глас­но при­ло­же­нию 3 к Ре­ко­мен­да­ци­ям № 67;

Ппов – про­цент по­вы­ше­ния та­риф­ной став­ки, рас­счи­тан­ной на ос­но­ве ЕТС.

Ча­со­вые та­риф­ные став­ки (Сч) рас­счи­ты­ва­ют­ся в по­ряд­ке, пре­ду­смот­рен­ном Разъ­яс­не­ни­ем № 133, пу­тем де­ле­ния ме­сяч­ной та­риф­ной став­ки (ок­ла­да) на сред­не­ме­сяч­ное ко­ли­че­ст­во рас­чет­ных ра­бо­чих ча­сов (Чр), ус­та­нов­лен­ное для со­от­вет­ст­вую­ще­го ви­да ра­бо­чей не­де­ли:

Сч = См / Чр.

Осо­бен­но­сти оп­ре­де­ле­ния крат­ных раз­ме­ров та­риф­ных ста­вок

Документ:
Разъ­яс­не­ние о по­ряд­ке оп­ре­де­ле­ния рас­чет­ной нор­мы ра­бо­че­го вре­ме­ни и ча­со­вой та­риф­ной став­ки в Рес­пуб­ли­ке Бе­ла­русь, ут­вер­жден­ное по­ста­нов­ле­ни­ем Ми­н­тру­да РБ от 18.10.1999 № 133 (да­лее – Разъ­яс­не­ние № 133).

Крат­ные раз­ме­ры та­риф­ной став­ки 1-го раз­ря­да, ко­то­рые мо­гут ис­поль­зо­вать­ся для рас­че­та та­риф­ных ста­вок во­ди­те­лей, ус­та­нав­ли­ва­ют­ся со­глас­но при­ло­же­нию 3 к Ре­ко­мен­да­ци­ям № 67. Од­на­ко пре­ду­смот­рен­ные в них кри­те­рии оп­ре­де­ле­ния крат­ных раз­ме­ров та­риф­ных ста­вок не учи­ты­ва­ют все­го мно­го­об­ра­зия су­ще­ст­вую­щих ти­пов ав­то­мо­би­лей, их тех­ни­че­ских па­ра­мет­ров и ха­рак­те­ри­стик. В свя­зи с этим при­ве­дем осо­бен­но­сти оп­ре­де­ле­ния крат­ных раз­ме­ров та­риф­ной став­ки 1-го раз­ря­да во­ди­те­лей ав­то­мо­би­лей (см. табл. 3).

Тип, ме­ха­ни­че­ские па­ра­мет­ры и дру­гие ха­рак­те­ри­сти­ки ав­то­мо­би­ля ука­зы­вает за­во­д-из­го­то­ви­те­ль в тех­ни­че­ской ха­рак­те­ри­сти­ке (пас­пор­те) ав­то­мо­би­ля.

Та­риф­ные став­ки во­ди­те­лей спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных и спе­ци­аль­ных ав­то­мо­би­лей, на ко­то­рых смон­ти­ро­ва­ны ус­та­нов­ки, ме­ха­низ­мы и дру­гое спе­ци­аль­ное обо­ру­до­ва­ние, ус­та­нав­ли­ва­ют­ с уче­том вы­пол­не­ния во­ди­те­ля­ми ра­бот по управ­ле­нию эти­ми ус­та­нов­ка­ми, ме­ха­низ­ма­ми и обо­ру­до­ва­ни­ем.

В слу­ча­ях, ко­гда для управ­ле­ния ус­та­нов­ка­ми, ме­ха­низ­ма­ми и обо­ру­до­ва­ни­ем тре­бу­ют­ся спе­ци­аль­ные ра­бот­ни­ки, а их функ­ции вы­пол­ня­ют во­ди­те­ли ав­то­мо­би­лей, по­след­ним про­из­во­дят до­п­ла­ту за со­вме­ще­ние про­фес­сий, рас­ши­ре­ние зо­ны об­слу­жи­ва­ния или уве­ли­че­ние объ­е­ма вы­пол­няе­мых ра­бот в ус­та­нов­лен­ном по­ряд­ке.

Та­риф­ные став­ки во­ди­те­лей, за­ня­тых на ра­бо­тах по пе­ре­го­ну ав­то­мо­би­лей внут­ри пред­при­ятия, ус­та­нав­ли­ва­ют в раз­ме­ре, пре­ду­смот­рен­ном для во­ди­те­лей, ра­бо­таю­щих на ав­то­мо­би­лях ос­нов­но­го для дан­но­го пред­при­ятия ти­па (клас­са) и на­зна­че­ния.

При за­кре­п­ле­нии за во­ди­те­лем не­сколь­ких ав­то­мо­би­лей раз­ных ти­пов (клас­сов) и на­зна­че­ния ему ус­та­нав­ли­ва­ют выс­шую та­риф­ную став­ку, пре­ду­смот­рен­ную для во­ди­те­лей об­слу­жи­вае­мых ав­то­мо­би­лей.

На­чис­ле­ние за­ра­бот­ной пла­ты при про­стой по­вре­мен­ной оп­ла­те тру­да

По­вре­мен­ная фор­ма оп­ла­ты тру­да вклю­ча­ет про­стую по­вре­мен­ную и по­вре­мен­но-пре­ми­аль­ную сис­те­мы.

При про­стой по­вре­мен­ной сис­те­ме оп­ла­ты тру­да за­ра­бот­ную пла­ту на­чис­ля­ют­ по ус­та­нов­лен­ной ра­бот­ни­ку та­риф­ной став­ке или ок­ла­ду за фак­ти­че­ски от­ра­бо­тан­ное вре­мя.

По спо­со­бу на­чис­ле­ния за­ра­бот­ной пла­ты про­стую по­вре­мен­ную сис­те­му оп­ла­ты тру­да под­раз­де­ля­ют на по­ча­со­вую и по­ме­сяч­ную.

При по­вре­мен­ной по­ча­со­вой оп­ла­те тру­да за­ра­бот­ную пла­ту за ме­сяц (или дру­гой рас­чет­ный пе­ри­од) (З) на­чис­ля­ют­ во­ди­те­лю ис­хо­дя из его ча­со­вой та­риф­ной став­ки и фак­ти­че­ско­го ко­ли­че­ст­ва от­ра­бо­тан­ных ча­сов (Коч):

З = Сч × Коч.

При по­вре­мен­ной по­ме­сяч­ной оп­ла­те тру­да рас­чет за­ра­бот­ной пла­ты осу­ще­ст­в­ля­ют ис­хо­дя из ус­та­нов­лен­но­го во­ди­те­лю ме­сяч­но­го ок­ла­да (Ом), количества ра­бо­чих дней, пре­ду­смот­рен­ных гра­фи­ком ра­бо­ты на дан­ный ме­сяц (Крд), и количества фак­ти­че­ски от­ра­бо­тан­ных дней (Код) по фор­му­ле

З = Ом / Крд × Код.

При пол­ной от­ра­бот­ке ме­сяч­но­го ко­ли­че­ст­ва ра­бо­чих дней за­ра­бот­ную пла­ту на­чис­ля­ют в раз­ме­ре ме­сяч­но­го ок­ла­да, а при не­до­ра­бот­ке – про­пор­цио­наль­но ко­ли­че­ст­ву от­ра­бо­тан­ных дней.

Оп­ла­та под­го­то­ви­тель­но-за­клю­чи­тель­но­го вре­ме­ни

Как при сдель­ной, так и при по­вре­мен­ной сис­те­ме оп­ла­ты тру­да в ра­бо­чее вре­мя во­ди­те­лей вклю­ча­ет­ся под­го­то­ви­тель­но-за­клю­чи­тель­ное вре­мя (ст. 133 ТК).

Его про­дол­жи­тель­ность со­став­ля­ет 20 мин в сме­ну (п. 9 По­ло­же­ния № 82).

Документ:
По­ло­же­ни­е о ра­бо­чем вре­ме­ни и вре­ме­ни от­ды­ха для во­ди­те­лей ав­то­мо­би­лей, ут­вер­жден­ное по­ста­нов­ле­ни­ем Ми­н­транс­а РБ от 25.10.2010 № 82 (да­лее – По­ло­же­ние № 82).

В под­го­то­ви­тель­но-за­клю­чи­тель­ное вре­мя пе­ред вы­ез­дом ав­то­мо­би­лей из га­ра­жа и по­сле воз­вра­ще­ния их с ли­нии вы­пол­ня­ют­ся сле­дую­щие ра­бо­ты:

– оформ­ле­ние пу­те­вых до­ку­мен­тов;

– за­прав­ка ав­то­мо­би­ля то­п­лив­но-сма­зоч­ны­ми ма­те­риа­ла­ми и ох­ла­ж­даю­щей жид­ко­стью;

– ос­мотр и про­вер­ка тех­ни­че­ско­го со­стоя­ния ав­то­мо­би­ля;

– ос­мотр и при­ем ав­то­мо­би­ля ме­ха­ни­ком;

– сда­ча вы­руч­ки во­ди­те­ля­ми ав­то­мо­би­лей-так­си и во­ди­те­ля­ми ав­то­бу­сов, ра­бо­таю­щими без кон­дук­то­ра.

Во­ди­те­лям с по­вре­мен­ной оп­ла­той тру­да это вре­мя учи­ты­ва­ет­ся при со­став­ле­нии гра­фи­ков ра­бо­ты на ли­нии и ус­та­нов­ле­нии пла­но­вых за­да­ний.

Учет под­го­то­ви­тель­но-за­клю­чи­тель­но­го вре­ме­ни при ус­та­нов­ле­нии гра­фи­ков ра­бо­ты во­ди­те­лей оз­на­ча­ет, что не­по­сред­ст­вен­но на ли­нии во­ди­тель дол­жен ра­бо­тать на 20 мин мень­ше ус­та­нов­лен­ной про­дол­жи­тель­но­сти ра­бо­чей сме­ны. На умень­шен­ную та­ким об­ра­зом про­дол­жи­тель­ность ра­бо­чей сме­ны долж­но да­вать­ся смен­ное за­да­ние во­ди­те­лю.

При по­вре­мен­ной оп­ла­те тру­да под­го­то­ви­тель­но-за­клю­чи­тель­ное вре­мя и вре­мя пред­рей­со­во­го ме­ди­цин­ско­го ос­мот­ра (про­дол­жи­тель­но­стью 5 мин) не вы­де­ля­ет­ся из об­щей про­дол­жи­тель­но­сти смен и оп­ла­чи­ва­ет­ся ис­хо­дя из ча­со­вой та­риф­ной став­ки во­ди­те­ля.

Оп­ла­та тру­да при со­вме­ще­нии про­фес­сий и долж­но­стей

Ра­бот­ни­кам, вы­пол­няю­щим у од­но­го и то­го же на­ни­ма­те­ля на­ря­ду со сво­ей ос­нов­ной ра­бо­той, обу­слов­лен­ной тру­до­вым до­го­во­ром, до­пол­ни­тель­ную ра­бо­ту по дру­гой про­фес­сии (долж­но­сти) в те­че­ние ус­та­нов­лен­ной за­ко­но­да­тель­ст­вом про­дол­жи­тель­но­сти ра­бо­че­го дня (ра­бо­чей сме­ны), про­из­во­дят до­п­ла­ту за со­вме­ще­ние про­фес­сий (долж­но­стей) в раз­ме­ре, ус­та­нов­лен­ном на­ни­ма­те­лем по со­гла­ше­нию с ра­бот­ни­ком (ст. 67 ТК).

Со­гла­ше­ние о со­вме­ще­нии про­фес­сий (долж­но­стей) оформ­ля­ет­ся при­ка­зом (рас­по­ря­же­ни­ем) по со­гла­со­ва­нию с проф­сою­зом с ука­за­ни­ем со­вме­щае­мой про­фес­сии (долж­но­сти), объ­е­ма до­пол­ни­тель­но вы­пол­няе­мых функ­ций или ра­бот и раз­ме­ра до­п­ла­ты. В та­ком же по­ряд­ке оформ­ля­ют­ от­ме­ну или умень­ше­ние ука­зан­ной до­п­ла­ты. При этом об из­ме­не­нии ус­ло­вий, умень­ше­нии или от­ме­не до­п­лат ра­бот­ник дол­жен быть пре­ду­пре­ж­ден не ме­нее чем за ме­сяц. При ухуд­ше­нии ка­че­ст­ва вы­пол­няе­мой ра­бо­ты со­вме­ще­ние и до­п­ла­ты за не­го мо­гут быть от­ме­не­ны с мо­мен­та вы­яв­ле­ния это­го ухуд­ше­ния.

При­ве­де­м воз­мож­ные ва­ри­ан­ты со­вме­ще­ния про­фес­сий и долж­но­стей, наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные на прак­ти­ке (см. таб­л. 4).

Оп­ла­та ра­бо­ты в сверх­уроч­ное вре­мя

Сверх­уроч­ной счи­та­ет­ся ра­бо­та, вы­пол­нен­ная ра­бот­ни­ком по пред­ло­же­нию, рас­по­ря­же­нию или с ве­до­ма на­ни­ма­те­ля сверх ус­танов­лен­ной для не­го про­дол­жи­тель­но­сти ра­бо­че­го вре­ме­ни, пре­дусмот­рен­ной пра­ви­ла­ми внут­рен­не­го тру­до­во­го рас­по­ряд­ка или гра­фи­ком смен­но­сти (ст. 119 ТК).

Ус­та­нов­ле­но, что при сум­ми­ро­ван­ном уче­те ра­бо­че­го вре­ме­ни сум­ма ча­сов ра­бо­че­го вре­ме­ни по гра­фи­ку ра­бот (смен­но­сти) за учет­ный пе­ри­од не долж­на пре­вы­шать нор­му ча­сов за этот пе­ри­од (п. 16 По­ло­же­ния № 82).

От­ме­тим, что ча­сы пре­вы­ше­ния этой нор­мы сле­ду­ет счи­тать ча­са­ми сверх­уроч­ной ра­бо­ты.

Важно!
В тех слу­ча­ях, ко­гда по ус­ло­ви­ям про­из­вод­ст­ва (ра­бо­ты) не­воз­мож­но или эко­но­ми­че­ски не­це­ле­со­об­раз­но со­блю­де­ние ус­та­нов­лен­ной еже­днев­ной или еже­не­дель­ной про­дол­жи­тель­но­сти ра­бо­че­го вре­ме­ни, во­ди­те­лям ав­то­мо­би­лей ус­та­нав­ли­ва­ет­ся сум­ми­ро­ван­ный учет ра­бо­че­го вре­ме­ни.

Учет ра­бо­че­го вре­ме­ни во­ди­те­лей осу­ще­ст­в­ля­ют на ос­но­ва­нии та­бе­ля уче­та ис­поль­зо­ва­ния ра­бо­че­го вре­ме­ни, пу­те­вых лис­тов и дру­гих до­ку­мен­тов (п. 19 По­ло­же­ния № 82).

Ка­ж­дый час ра­бо­ты в сверх­уроч­ное вре­мя оп­ла­чи­ва­ют ра­бот­ни­ку с по­вре­мен­ной оп­ла­той тру­да не ни­же двой­ных ча­со­вых та­риф­ных ста­вок (ок­ла­дов) (ст. 69 ТК). По до­го­во­рен­но­сти с на­ни­ма­те­лем за ра­бо­ту в сверх­уроч­ное вре­мя во­ди­те­лю мо­жет пре­до­став­лять­ся дру­гой день от­ды­ха.

Оп­ла­та ра­бо­ты в го­су­дар­ст­вен­ные празд­ни­ки, празд­нич­ные и вы­ход­ные дни

Ес­ли к ра­бо­те в го­су­дар­ст­вен­ные празд­ни­ки, празд­нич­ные и вы­ход­ные дни при­вле­ка­ют­ся ра­бот­ни­ки с по­вре­мен­ной по­ча­со­вой оп­ла­той тру­да, то оп­ла­та их тру­да про­из­во­дит­ся в раз­ме­ре не ни­же двой­ных ча­со­вых та­риф­ных ста­вок (ок­ла­дов) (ст. 69 ТК).

Сле­ду­ет раз­ли­чать ра­бо­ту в го­су­дар­ст­вен­ные празд­ни­ки, празд­нич­ные и вы­ход­ные дни, про­из­ве­ден­ную в пре­де­лах ме­сяч­ной нор­мы ра­бо­че­го вре­ме­ни и сверх ме­сяч­ной нор­мы.

Оп­ла­та ра­бо­ты, вы­пол­нен­ной в пре­де­лах ме­сяч­ной нор­мы ра­бо­че­го вре­ме­ни

Ес­ли ра­бо­та в го­су­дар­ст­вен­ные празд­ни­ки и празд­нич­ные и вы­ход­ные дни пре­ду­смот­ре­на гра­фи­ком ра­бо­ты (смен­но­сти), т.е. вы­пол­ня­ет­ся в пре­де­лах ме­сяч­ной нор­мы ра­бо­че­го вре­ме­ни, то ее оп­ла­та по двой­ной ча­со­вой та­риф­ной став­ке вклю­ча­ет оп­ла­ту ча­сов ра­бо­ты, вхо­дя­щих в ме­сяч­ную нор­му ра­бо­че­го вре­ме­ни.

При­мер 2

Со­глас­но гра­фи­ку ра­бо­ты (смен­но­сти) во­ди­тель ав­то­бу­са при­го­род­но­го мар­шру­та с по­вре­мен­ной по­ча­со­вой оп­ла­той тру­да И.И. Ива­нов от­ра­бо­тал в мар­те 2013 г. 159 ч, в т.ч. 8 ч в празд­нич­ный день 8 Мар­та. Ча­со­вая та­риф­ная став­ка во­ди­те­ля – 27 171 руб.

Во­ди­те­лю на­чис­ле­но за­ра­бот­ной пла­ты:

– по двой­ной ча­со­вой та­риф­ной став­ке за 8 ч ра­бо­ты в празд­нич­ный день – 434 736 руб. (27 171 × 8 × 2);

– по ча­со­вой та­риф­ной став­ке за ос­таль­ные ча­сы, пре­ду­смот­рен­ные гра­фи­ком ра­бо­ты (смен­но­сти), – 4 102 821 руб. (27 171 × (159 – 8)).

Оп­ла­та ра­бо­ты, вы­пол­нен­ной сверх ме­сяч­ной нор­мы ра­бо­че­го вре­ме­ни

Ес­ли в го­су­дар­ст­вен­ные празд­ни­ки, празд­нич­ные и вы­ход­ные дни ра­бот­ни­ки вы­пол­ня­ют ра­бо­ту сверх ус­та­нов­лен­ной ме­сяч­ной нор­мы ра­бо­че­го вре­ме­ни, то оп­ла­та ча­сов этой ра­бо­ты про­из­во­дит­ся не ни­же двой­ной ча­со­вой та­риф­ной став­ки (ок­ла­да) сверх оп­ла­ты от­ра­бо­тан­ных по ме­сяч­ной нор­ме ча­сов.

При­мер 3

В мар­те 2013 г. во­ди­тель ав­то­бу­са го­род­ско­го мар­шру­та с по­вре­мен­ной по­ча­со­вой оп­ла­той тру­да П.П. Пет­ров от­ра­бо­тал со­глас­но гра­фи­ку ра­бо­ты (смен­но­сти) ме­сяч­ную нор­му ра­бо­че­го вре­ме­ни 159 ч и 8 ч сверх ме­сяч­ной нор­мы ра­бо­че­го вре­ме­ни в празд­нич­ный день 8 Мар­та (под­ме­нял за­бо­лев­ше­го во­ди­те­ля). Ча­со­вая та­риф­ная став­ка во­ди­те­ля – 27 171 руб.

Во­ди­те­лю на­чис­ле­но за­ра­бот­ной пла­ты:

– по двой­ной ча­со­вой та­риф­ной став­ке за от­ра­бо­тан­ные в празд­нич­ный день 8 ч сверх ме­сяч­ной нор­мы ра­бо­че­го вре­ме­ни – 434 736 руб. (27 171 × 8 × 2);

– по ча­со­вой та­риф­ной став­ке за от­ра­бо­тан­ную ме­сяч­ную нор­му ча­сов ра­бо­че­го вре­ме­ни – 4 320 109 руб. (27 171 × 159).

Важно!
За ра­бо­ту в сверх­уроч­ное вре­мя в го­су­дар­ст­вен­ные празд­ни­ки и вы­ход­ные дни пре­мия на­чис­ля­ет­ся на за­ра­бо­ток на оди­нар­ную та­риф­ную став­ку.

Оп­ла­та тру­да во­ди­те­лей за вре­мя ра­бот по вы­пол­не­нию тех­ни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния и ре­мон­та ав­то­мо­би­лей

Тех­ни­че­ское об­слу­жи­ва­ние и те­ку­щий ре­монт ав­то­мо­би­лей долж­ны осу­ще­ст­в­лять­ся, как пра­ви­ло, без при­вле­че­ния во­ди­те­лей для вы­пол­не­ния этих ра­бот. При по­ста­нов­ке за­кре­п­лен­ных за во­ди­те­ля­ми ав­то­мо­би­лей на ре­монт или тех­ни­че­ское об­слу­жи­ва­ние во­ди­те­ли обыч­но ис­поль­зу­ют­ся по спе­ци­аль­но­сти для ра­бо­ты на дру­гих ав­то­мо­би­лях.

В слу­чае пе­ре­во­да во­ди­те­лей на ра­бо­ты по ре­мон­ту и тех­ни­че­ско­му об­слу­жи­ва­нию ав­то­мо­би­лей в свя­зи с про­из­вод­ст­вен­ной не­об­хо­ди­мо­стью на срок до 1 ме­ся­ца оп­ла­та их тру­да про­из­во­дит­ся по вы­пол­няе­мой ра­бо­те, но не ни­же сред­не­го за­ра­бот­ка по преж­ней ра­бо­те. Та­кой пе­ре­вод пре­ду­смот­рен ст. 33 ТК.

В слу­чае пе­ре­во­да во­ди­те­лей ав­то­мо­би­лей вслед­ст­вие про­стоя (в свя­зи с не­ис­прав­но­стью или не­ком­плект­но­стью за­кре­п­лен­ных за ни­ми ав­то­мо­би­лей, от­сут­ст­ви­ем ра­бо­ты по спе­ци­аль­но­сти и т.п.) на ра­бо­ты по ре­мон­ту и тех­ни­че­ско­му об­слу­жи­ва­нию ав­то­мо­би­лей оп­ла­та их тру­да про­из­во­дит­ся по вы­пол­няе­мой ра­бо­те (ст. 34 ТК). При этом за во­ди­те­лем, вы­пол­няю­щим нор­мы вы­ра­бот­ки или пе­ре­ве­ден­ным на по­вре­мен­но оп­ла­чи­вае­мую ра­бо­ту, со­хра­ня­ет­ся сред­ний за­ра­бо­ток по преж­ней ра­бо­те, а во­ди­те­лям, не вы­пол­няю­щим нор­мы вы­ра­бот­ки, оп­ла­та тру­да про­из­во­дит­ся по вы­пол­няе­мой ра­бо­те, но не ни­же их та­риф­ной став­ки.

Важно!
Над­бав­ку за класс­ность за вре­мя, оп­ла­чен­ное по та­риф­ным став­кам ре­монт­ных ра­бо­чих, во­ди­те­лям не вы­пла­чи­вают, до­п­ла­ту за не­нор­ми­ро­ван­ный ра­бо­чий день не про­из­во­дят.

Во всех слу­ча­ях пе­ре­вод дол­жен быть оформ­лен в ус­та­нов­лен­ном по­ряд­ке (при­ка­зом, рас­по­ря­же­ни­ем или за­пис­кой о пе­ре­во­де) с ука­за­ни­ем при­чин пе­ре­во­да.

На пред­при­яти­ях и в ор­га­ни­за­ци­ях с не­боль­шим ко­ли­че­ст­вом ав­то­мо­би­лей (до 15), где нет не­об­хо­ди­мо­сти со­дер­жать штат ре­монт­ных и об­слу­жи­ваю­щих ра­бо­чих (сле­са­рей, мой­щи­ков и др.), во­ди­те­ли пол­но­стью вы­пол­ня­ют ра­бо­ты по ре­мон­ту и тех­ни­че­ско­му об­слу­жи­ва­нию ав­то­мо­би­лей в свое ра­бо­чее вре­мя (ес­ли не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным вы­пол­нить эти ра­бо­ты на стан­ции об­слу­жи­ва­ния или транс­порт­ном пред­при­ятии). Оп­ла­ту их тру­да за вре­мя вы­пол­не­ния этих ра­бот про­из­во­дят по ус­та­нов­лен­ным для них ус­ло­ви­ям с вы­пла­той над­бав­ки за класс­ность (подп. 1.9 п. 1 при­ло­же­ния 1 к по­ста­нов­ле­нию Ми­нтру­да РБ от 21.01.2000 № 6 «О ме­рах по со­вер­шен­ст­во­ва­нию ус­ло­вий оп­ла­ты тру­да ра­бот­ни­ков бюд­жет­ных ор­га­ни­за­ций и иных ор­га­ни­за­ций, по­лу­чаю­щих суб­си­дии, ра­бот­ни­ки ко­то­рых при­рав­не­ны по оп­ла­те тру­да к ра­бот­ни­кам бюд­жет­ных ор­га­ни­за­ций»; с из­ме­не­ния­ми и до­пол­не­ния­ми).

Над­бав­ки и до­п­ла­ты

Ком­мер­че­ские ор­га­ни­за­ции и ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли, ру­ко­во­дству­ясь ст. 63 ТК, мо­гут ус­та­нав­ли­вать во­ди­те­лям с по­вре­мен­ной фор­мой оп­ла­ты тру­да над­бав­ки, до­п­ла­ты и дру­гие вы­пла­ты, пе­ре­чис­лен­ные в табл. 5.

_____________
 * По­ло­же­ние об ус­ло­ви­ях, по­ряд­ке и раз­ме­рах вы­пла­ты над­ба­вок за под­виж­ной и разъ­езд­ной ха­рак­тер ра­бо­ты, про­из­вод­ст­во ра­бо­ты вах­то­вым ме­то­дом, за по­сто­ян­ную ра­бо­ту в пу­ти, ра­бо­ту вне мес­та жи­тель­ст­ва (по­ле­вое до­воль­ст­вие), ут­вер­жден­ное по­ста­нов­ле­ни­ем Со­ве­та Ми­ни­ст­ров РБ от 26.05.2000 № 763 (с из­ме­не­ния­ми и до­пол­не­ния­ми).

** Ин­ст­рук­ция по оцен­ке ус­ло­вий тру­да при ат­те­ста­ции ра­бо­чих мест по ус­ло­ви­ям тру­да и пре­до­став­ле­нию ком­пен­са­ций по ее ре­зуль­та­там, ут­вер­жден­ная по­ста­нов­ле­ни­ем Ми­нтру­да и со­цза­щи­ты РБ от 22.02.2008 № 35 (с из­ме­не­ния­ми и до­пол­не­ния­ми).

Пре­ми­ро­ва­ние за про­из­вод­ст­вен­ные ре­зуль­та­ты

Пре­ми­ро­ва­ние за про­из­вод­ст­вен­ные ре­зуль­та­ты ор­га­ни­зу­ет­ся с уче­том Ре­ко­мен­да­ций № 29.

Документ:
Рекомендации по пре­ми­ро­ва­нию ра­бот­ни­ков коммерческих организаций по результатам финансово-хо­зяй­ст­вен­ной дея­тель­но­сти, ут­верж­ден­ных по­ста­нов­ле­ни­ем Ми­нтру­да и со­ц­за­щи­ты РБ от 28.02.2012 № 29 (да­лее – Ре­ко­мен­да­ции № 29)

Вы­бор по­ка­за­те­лей и ус­ло­вий пре­ми­ро­ва­ния обу­слов­лен тре­бо­ва­ния­ми к дея­тель­но­сти то­го или ино­го ви­да транс­пор­та. На­при­мер, ос­нов­ная за­да­ча во­ди­те­лей пас­са­жир­ских ав­то­бу­сов – обес­пе­че­ние ка­че­ст­вен­но­го об­слу­жи­ва­ния пас­са­жи­ров, и глав­ным для это­го яв­ля­ет­ся стро­гое со­блю­де­ние рас­пи­са­ния рей­сов и гра­фи­ка дви­же­ния по мар­шру­ту. Во­ди­тель ав­то­бу­са не дол­жен и не мо­жет ни уве­ли­чи­вать, ни умень­шать ус­та­нов­лен­ное ко­ли­че­ст­во рей­сов и из­ме­нять ре­жим дви­же­ния.

Важно!
Мак­си­маль­ный раз­мер пре­мии кон­крет­но­му ра­бот­ни­ку не мо­жет пре­вы­шать 50 % его та­риф­ной став­ки (долж­но­ст­но­го ок­ла­да) за фак­ти­че­ски от­ра­бо­тан­ное вре­мя в от­чет­ном квар­та­ле.

По­ка­за­те­ля­ми пре­ми­ро­ва­ния во­ди­те­ля яв­ля­ют­ся вы­пол­нен­ные со­глас­но рас­пи­са­нию и гра­фи­ку дви­же­ния рей­сы. Про­цент (раз­мер) пре­мии сни­жа­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от про­цен­та рей­сов, вы­пол­нен­ных с на­ру­ше­ни­ем гра­фи­ка дви­же­ния. Пре­мия за сме­ну не на­чис­ля­ет­ся при на­ли­чии со­рван­но­го по ви­не во­ди­те­ля рей­са. Учет рей­сов осу­ще­ст­в­ля­ет­ся еже­смен­но.

Кон­крет­ный раз­мер пре­мии от­дель­но­му ра­бот­ни­ку мо­жет быть уве­ли­чен ли­бо умень­шен по ре­ше­нию на­ни­ма­те­ля с уче­том его вкла­да в вы­пол­не­ние ус­та­нов­лен­ных по­ка­за­те­лей (в пре­де­лах средств, на­прав­ляе­мых на пре­ми­ро­ва­ние ра­бот­ни­ков) (Ре­ко­мен­да­ции № 29).

С уче­том спе­ци­фи­ки ра­бо­ты во­ди­те­лей ав­то­бу­сов при­мер­ный пе­ре­чень упу­ще­ний, за ко­то­рые сни­жа­ет­ся раз­мер пре­ми­ро­ва­ния, мо­жет вклю­чать:

– до­рож­но-транс­порт­ные про­ис­ше­ст­вия и ава­рии по ви­не во­ди­те­ля, их со­кры­тие, оставление мес­та про­ис­ше­ст­вия;

– про­воз пас­са­жи­ров без би­ле­та;

– ис­поль­зо­ва­ние ав­то­бу­са в лич­ных це­лях;

– ра­бо­та на ли­нии с тех­ни­че­ски­ми не­ис­прав­но­стя­ми, уг­ро­жаю­щи­ми безо­пас­но­сти пас­са­жи­ров;

– срыв пре­ду­смот­рен­но­го рас­пи­са­ни­ем дви­же­ния, рей­са;

– опо­зда­ние с вы­ез­дом на ли­нию, преж­де­вре­мен­ное пре­кра­ще­ние ра­бо­ты;

– на­ру­ше­ние пра­вил и норм ох­ра­ны тру­да и по­жар­ной безо­пас­но­сти, тру­до­вой и про­из­вод­ст­вен­ной дис­ци­п­ли­ны;

– не­вы­пол­не­ние рас­по­ря­же­ния ру­ко­во­ди­те­ля.

Документ:
по­ста­нов­ле­ние­ Со­ве­та Ми­ни­ст­ров РБ от 31.08.2007 № 1124 «О сти­му­ли­ро­ва­нии ра­бот­ни­ков за эко­но­мию и ра­цио­наль­ное ис­поль­зо­ва­ние то­п­лив­но-энер­ге­ти­че­ских и ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов» (да­лее – по­ста­нов­ле­ние № 1124).

Ра­бот­ни­ки мо­гут ли­шать­ся пре­мии пол­но­стью (Ре­ко­мен­да­ции № 29):

– за про­гул (в т.ч. от­сут­ст­вие на ра­бо­те бо­лее 3 ч в те­че­ние ра­бо­че­го дня) без ува­жи­тель­ной при­чи­ны;

– по­яв­ле­ние на ра­бо­те в со­стоя­нии ал­ко­голь­но­го, ток­си­че­ско­го или нар­ко­ти­че­ско­го опь­я­не­ния, а так­же рас­пи­тие спирт­ных на­пит­ков, упот­реб­ле­ние нар­ко­ти­че­ских или ток­си­че­ских средств на ра­бо­чем мес­те в ра­бо­чее вре­мя;

– со­вер­ше­ние по мес­ту ра­бо­ты хи­ще­ния иму­ще­ст­ва на­ни­ма­те­ля, ус­та­нов­лен­но­го всту­пив­шим в за­кон­ную си­лу при­го­во­ром су­да или по­ста­нов­ле­ни­ем ор­га­на, в ком­пе­тен­цию ко­то­ро­го вхо­дит на­ло­же­ние ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го взы­ска­ния.

Документ:
Ре­ко­мен­да­ции о мо­раль­ном и ма­те­ри­аль­ном сти­му­ли­ро­ва­нии ра­бот­ни­ков за эко­но­мию и ра­цио­наль­ное ис­поль­зо­ва­ние то­п­лив­но-энер­ге­ти­че­ских и ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов, ут­вер­жден­ные по­ста­нов­ле­ни­ем Ми­нтру­да и со­цза­щи­ты и Го­сстан­дарта РБ от 22.02.2012 № 27/13 (далее – Рекомендации № 27/13).

Пол­ное или час­тич­ное ли­ше­ние пре­мии про­из­во­дит­ся за пе­ри­од, в ко­то­ром бы­ло со­вер­ше­но упу­ще­ние в ра­бо­те, и оформ­ля­ет­ся при­ка­зом (рас­по­ря­же­ни­ем) на­ни­ма­те­ля.

Пре­ми­ро­ва­ние за эко­но­мию то­п­ли­ва

Пре­ми­ро­ва­ние за эко­но­мию го­рю­че-сма­зоч­ных ма­те­риа­лов ор­га­ни­зу­ет­ся в со­от­вет­ст­вии с по­ста­нов­ле­ни­ем № 1124 и Ре­ко­мен­да­ция­ми № 27/13.

Об­щая сум­ма средств, на­прав­ляе­мых на вы­пла­ту ра­бот­ни­кам ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций, за ис­клю­че­ни­ем ру­ко­во­ди­те­лей го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций и ор­га­ни­за­ций с до­лей соб­ст­вен­но­сти го­су­дар­ст­ва в их иму­ще­ст­ве, пре­мии за эко­но­мию и ра­цио­наль­ное ис­поль­зо­ва­ние то­п­лив­но-энер­ге­ти­че­ских и ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов, при вклю­че­нии в за­тра­ты по про­из­вод­ст­ву и реа­ли­за­ции про­дук­ции, то­ва­ров (ра­бот, ус­луг), учи­ты­вае­мые при це­но­об­ра­зо­ва­нии и на­ло­го­об­ло­же­нии, не долж­на пре­вы­шать 80 % от сум­мы эко­но­мии (по­ста­нов­ле­ни­е № 1124).

При­ве­дем порядок оп­ре­де­ле­ния вы­ра­жен­ной в руб­лях эко­но­мии бен­зи­на, на­прав­ляе­мой на пре­ми­ро­ва­ние.

При­мер 4

Во­ди­тель сэ­ко­но­мил 50 л бен­зи­на. Стои­мость 1 л – 7 200 руб. Раз­мер от­чис­ле­ний в ФСЗН – 34 %, на обя­за­тель­ное стра­хо­ва­ние от не­сча­ст­ных слу­ча­ев – 0,7 % от сум­мы на­прав­ляе­мых на пре­ми­ро­ва­ние средств. Рас­че­ты пред­став­ле­ны в табл. 6.


 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.