2 февраль 2015
16
Страница № 16

Практические аспекты совмещения профессий (должностей), расширения зоны обслуживания, выполнения обязанностей временно отсутствующих работников на автомобильном и железнодорожном транспорте

Николай Свирид, экономист

Практическое применение совмещения профессий (должностей), расширения зоны обслуживания (увеличения объема выполняемых работ), выполнения наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующих работников предусмотрено ст. 67 Трудового кодекса РБ (далее – ТК). Их применение направлено на улучшение использования рабочего времени, сокращение численности работников, снижение затрат на заработную плату, рост производительности труда.

Исходя из ст. 67 ТК указанные в названии статьи формы организации труда можно охарактеризовать следующим образом.

Справочно:
ст. 67 «Оплата труда при совмещении профессий (должностей) и выполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы» ТК.

Под совмещением профессий (должностей) понимается выполнение работником в течение нормальной продолжительности рабочего дня наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности). Расширение зоны обслуживания и увеличение объема выполняемых работ – это выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по той же профессии или должности. Под выполнением наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, обязанностей временно отсутствующего работника понимается замена работника при его отсутствии в связи с болезнью, отпуском, командировкой и по другим причинам, когда за ним сохраняется рабочее место или должность. Применение всех этих форм организации труда допускается на одном и том же предприятии с согласия работника в течение установленной законодательством нормальной продолжительности рабочего времени, если это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества продукции, выполняемых работ или обслуживания населения.

Проектирование организации труда при совмещении профессий (должностей)

Проектированию организации труда при совмещении профессий (должностей) должна предшествовать работа по тщательному изучению организации труда по всем основным производственным процессам с участием данного вида транспорта. Это позволит выявить условия, обеспечивающие наиболее эффективное применение совмещения профессий и должностей.

Для объективной и всесторонней оценки вариантов совмещения и определения степени занятости работника по основной и совмещаемой профессии (должности) необходимо учитывать особенности труда эксплуатационных работников транспорта и прежде всего работников, непосредственно обслуживающих подвижной состав (локомотивные и поездные бригады, водители автомобилей), а также осуществляющих другие работы, тесно связанные с эксплуатацией подвижного состава.

К таким особенностям относятся:

– высокий уровень ответственности за сохранность материальных ценностей и безопасность перевозимых людей;

– работа в любое время суток со строгой регламентацией порядка и сроков выполнения производственных операций;

– наличие стрессовых (экстремальных) ситуаций, вызывающих необходимость предварительного строгого профессионального отбора с повышенными требованиями к общему состоянию здоровья;

– постоянное нервно-эмоциональное напряжение;

– необходимость немедленного принятия решений в весьма сложных, а порой и критических ситуациях.

Основными условиями установления совмещения профессий (должностей) являются:

– обусловленное технологическими особенностями производ­ственно-транспортных процессов неполное использование работником регламентированного фонда его рабочего времени за смену (месяц);

– технологическая общность выполняемых работ (операций, приемов) и единство конечной продукции (работы);

– возможность сочетания во времени и территориально выполнения производственных операций по основной и совмещаемой профессии;

– уровень и диапазон квалификации работника и возможность успешного освоения профессиональных знаний и навыков по профессии, намечаемой для совмещения.

Работа по совмещению профессий (должностей) на предприятиях начинается с выбора объектов. В первую очередь выбираются те объекты (грузовые участки, железнодорожные станции, производственные цехи и др.), где существуют неиспользованные резервы сменного фонда рабочего времени, сдерживается рост производительности труда, имеется дефицит рабочей силы.

По выбранным транспортно-производственным процессам исследуется труд работников конкретных профессий (должностей) с точки зрения использования регламентированного сменного фонда рабочего времени.

Определение фактической занятости рабочих производится на основе фотографий рабочего дня (смены), проводимых непосред­ственно на рабочих местах.

По результатам рассчитывается часть сменного времени работника, свободная от выполнения трудовых операций по основной профессии (должности) (Тсовм):

Тсовм = Тобщ – (tосн + tотд),

где Тобщ – общий сменный (месячный) фонд рабочего времени;

tосн – время работы по основной профессии (должности), включая все его элементы;

tотд – время регламентированного отдыха.

Коэффициент занятости по основной профессии (должности) (Кз.осн) определяется следующим образом:

Кз.осн = (tосн + tотд) / Тобщ.

Необходимо стремиться к тому, чтобы намечаемое совмещение профессий (должностей) повышало содержательность и привлекательность труда. В связи с этим не рекомендуется совмещать трудовые операции, выполняемые квалифицированными рабочими, с работой подсобного характера.

Для выбранного варианта совмещения профессий разрабатывается карта организации труда, в которую заносятся следующие сведения:

– тип подвижного состава;

– варианты совмещения профессий (должностей) с включением перечня выполняемых обязанностей по совмещаемой профессии (должности);

– условия, необходимые для совмещения профессий (должно­стей);

– занятость работников при совмещении профессий (должно­стей) в процентах к сменному фонду рабочего времени;

– организационно-технические мероприятия, необходимые для внедрения совмещения профессий (должностей).

Совмещение профессий (должностей) на автомобильном транспорте

При решении вопроса об установлении совмещения профессий (должностей) водителям автомобилей следует учитывать особые условия их труда. Находящийся в движении автомобиль является рабочим местом повышенной опасности. Водитель подвергается не столько физическим, сколько нервно-эмоциональным нагрузкам, поэтому во всех случаях совмещение не должно отвлекать его во время движения, вызывать излишнее напряжение и утомление. Нельзя привлекать водителей к совмещению профессий (должностей) без их согласия. Вместе с тем наличие технологических перерывов в работе водителей, связанных с простоем автомобилей под погрузкой-разгрузкой, на остановках и стоянках, создает благоприятные условия для совмещения профессий (должностей).

Для выбранных вариантов совмещения могут разрабатываться карты организации труда и перечень организационно-технических мероприятий, обеспечивающих внедрение новой формы труда.

В табл. 1 приведен перечень широко используемых в практике хозяйствования вариантов совмещения профессий (должностей) на автомобильном транспорте.

Документы:

Единый квалификационный справочник должно­стей служащих (далее – ЕКСД);

Единый квалификационный справочник работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС);

постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 05.11.2002 № 142 «Об утверждении квалификационного справочника «Должности служащих, занятых на автомобильном транспорте» (выпуск 13 ЕКСД);

постановление Мин­труда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 33 «Об утверждении выпуска 1 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих» (выпуск 1 ЕТКС);

• постановление Мин­труда и соцзащиты РБ от 25.11.2003 № 147 «Об утверждении выпуска 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих» (выпуск 52 ЕТКС);

постановление Минтруда РБ от 28.12.2000 № 160 «Об утверждении выпуска 2-го Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих» (выпуск 2 ЕТКС);

постановление Минтруда РБ от 29.11.1999 № 148 «Об утверждении выпусков 4, 10, 22, 24, 25, 26, 31 (33), 43 (46)-го Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих».

Таблица 1

Варианты установления водителю автомобиля совмещения профессий (должностей)


Из табл. 1 видно, что для совмещения водителем грузового автомобиля 2 должностей (экспедитора по перевозке грузов и профессии грузчика) нанимателю необходимо обучить его выполнению обязанностей как экспедитора, так и грузчика, которые преду­смотрены соответственно ЕКСД (выпуск 13) и ЕТКС (выпуск 1).

Аналогичные мероприятия необходимы и при других вариантах совмещения профессий (должностей).

Совмещение профессий (должностей) на железнодорожном транспорте

Рекомендованный перечень возможных вариантов совмещения профессий (должностей) на железнодорожном транспорте приведен в табл. 2.

Таблица 2

Возможные варианты совмещения профессий (должностей) на железнодорожном транспорте


Варианты совмещения формируются на основе карт организации труда, которые разрабатываются по результатам фотографий рабочего дня рабочих основных профессий и должностей. В табл. 3 представлены варианты установления совмещения профессий (должностей) слесарю по ремонту подвижного состава.

Таблица 3

Варианты установления слесарю по ремонту подвижного состава совмещения профессий (должностей)

(Окончание следует.)

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.