Практика тарификации работников фирменной торговли и общественного питания
Какая нормативная база для тарификации существует?
Отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в соответствии со ст. 61 ТК. Тарификация включает комплекс процедур по отнесению выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам и присвоению работникам соответствующей квалификации. Для проведения тарификации в организациях торговли и общественного питания используют:
– Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.10.2009 № 125 (с изменениями и дополнениями);
– Общие положения Единого тарифно-квалификационного справочника рабочих и профессий рабочих, утвержденные в новой редакции постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 02.01.2012 № 2;
– соответствующие выпуски Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС), сгруппированные в разделы по видам производств и работ независимо от вида экономической деятельности.
Для определения должностей служащих и их квалификации кроме Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих» используют также:
– Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные в новой редакции постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 02.01.2012 № 1;
– соответствующие выпуски Единого квалификационного справочника должностей служащих (далее – ЕКСД).
Справочно:
ст. 61 «Оплата труда работников» Трудового кодекса РБ (далее – ТК).
Перечень выпусков ЕТКС и ЕКСД для работников, занятых в торговле и общественном питании, приведен в табл. 1.
Таблица 1
Перечень выпусков ЕТКС и ЕКСД для работников, занятых в торговле и общественном питании
Кроме целей тарификации ЕТКС предназначен для:
– определения наименования профессии рабочего;
– присвоения рабочим квалификационного разряда;
– организации непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих;
– разработки рабочих инструкций, определяющих конкретное содержание, объем и порядок выполнения работ на рабочем месте.
ЕКСД используют для:
– определения наименований должностей служащих;
– определения трудовых функций служащих;
– установления дифференциации оплаты труда служащих;
– разработки должностных инструкций, регламентирующих правовое положение служащих в организации и определяющих задачи, функции, права, обязанности и ответственность по занимаемым ими должностям;
– организации обучения, повышения квалификации, переподготовки, подбора и расстановки кадров в соответствии со специальностью и квалификацией;
– аттестации служащих;
– аттестации специалистов на присвоение им квалификационных категорий.
ЕТКС и ЕКСД обязательны к применению организациями любых организационно-правовых форм.
Документ:
Рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 11.07.2011 № 67 (далее – Рекомендации № 67).
Особенности тарификации на основе ЕТС
Установление работникам тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов может производиться согласно приложению 1 к Рекомендациям № 67, а кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда работников различных профессионально-квалификационных групп – согласно приложению 3 этого документа.
Отдельным высококвалифицированным рабочим тарифные ставки могут устанавливаться исходя из тарифных коэффициентов соответствующих тарифных разрядов ЕТС в диапазоне 2,03–2,48 включительно (п. 6 Рекомендаций № 67). Порядок и условия установления указанных тарифных ставок определяются коллективным договором, соглашением или нанимателем.
В приложении 1 к Рекомендациям № 41 приведен перечень профессий и особо важных и сложных работ, для выполнения которых работникам устанавливаются тарифные разряды в диапазоне 2,03–2,48:
Документ:
Рекомендации по оплате труда работников торговли и общественного питания, утвержденные постановлением Минторга РБ от 20.12.2010 № 41 (далее – Рекомендации № 41).
1) продавцы-консультанты, продавцы, контролеры-кассиры, повара, кондитеры, пекари и другие рабочие, принимавшие участие в конкурсах профессионального мастерства;
2) продавцы-консультанты, продавцы, контролеры-кассиры и другие рабочие, непосредственно работающие на сложном техническом оборудовании (платежные терминалы и др.);
3) повара, кондитеры, пекари и другие рабочие, занятые у плиты не менее 50 % рабочего времени;
4) работники, занятые ремонтом и техническим обслуживанием торгового, холодильного и другого сложного технического оборудования (электромеханики и др.).
Определение тарифных ставок
Указ № 181 предоставил право коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям самостоятельно принимать решение о применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь при определении условий оплаты труда работников.
Документ:
Указ Президента РБ от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» (далее – Указ № 181).
Исходя из этого и в соответствии с Рекомендациями № 67 наниматель на основании локального нормативного правового акта (далее – ЛНПА), соглашения и (или) трудового договора (контракта) может устанавливать тарифные ставки (оклады) работника:
– на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее – ЕТС);
– на основе тарифной сетки, определенной тарифным (местным) соглашением либо разработанной и утвержденной в организации (далее – ТС);
– без применения ЕТС (ТС).
В табл. 2 приведены перечисленные в Рекомендациях № 67 возможности нанимателей по формированию тарифных ставок (окладов) на основе ЕТС и ТС в сопоставлении с возможностями при их формировании без применения ЕТС и ТС.
Таблица 2
Возможности нанимателей при определении тарифных ставок
__________________________
* К повышениям, предусмотренным иными нормативными правовыми актами, относятся повышения согласно Декрету № 29 (в связи с заключением контракта) и постановлению № 1748 (п. 2).
Документ:
Декрет Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29).
Из табл. 2 видно, что при определении тарифных ставок (окладов) на основе ТС наниматель может использовать те же приемы и методы их исчисления и повышения, что и при определении на основе ЕТС.
Однако следует выделить важную особенность: в ТС наниматель может увеличивать или уменьшать тарифные коэффициенты по тем или иным профессиям (должностям) по сравнению с предусмотренными в ЕТС, оставляя при этом неизменным количество тарифных разрядов. Эта особенность проиллюстрирована в табл. 3.
Таблица 3
Результаты тарификации работников предприятия торговли
Из табл. 3 видно, что тарифные коэффициенты, установленные работникам по действующей в организации ТС, на 20,7–21,4 % выше предусмотренных на ЕТС. Однако это согласуется с Рекомендациями № 67.
Определение размеров тарифных ставок (окладов) без применения ЕТС (ТС) наниматель может устанавливать:
– в процентном отношении от выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг);
– в процентном отношении от суммы заключенной внешнеэкономической сделки (договора) в зависимости от эффективности ее (его) реализации;
– путем установления фиксированных либо плавающих тарифных ставок (окладов);
Наниматель также может использовать:
– системы оплаты труда работников на основе аналитической оценки сложности труда (грейдирования);
– иные системы оплаты труда работников, разработанные специалистами организации или предложенные организациями науки и научного обслуживания, ведущими прикладные практические исследования и разработки в данной сфере;
– передовой международный опыт.
Документ:
постановление Совета Министров РБ от 09.11.1999 № 1748 «О дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда» (далее – постановление № 1748).
Наниматель может предусматривать в трудовых договорах (контрактах) работников персональные условия оплаты труда.
Приведем примеры определения тарифных ставок (окладов).
Пример 1
Продавец 5-го разряда принят на работу по контракту в государственную коммерческую торговую организацию. Установленное в контракте повышение тарифной ставки равно 30 %. Согласно коллективному договору за сложность и характер выполняемых работ его тарифная ставка, рассчитанная по ЕТС, повышается на 25 %. Другие исходные данные и расчет месячной тарифной ставки приведены в табл. 4.
Таблица 4
Расчет месячной тарифной ставки продавца
Пример 2
В частную торговую организацию принят на работу по контракту бухгалтер 2-й категории, имеющий высшее профессиональное образование. В организации разработана и утверждена тарифная сетка (далее – ТС). Бухгалтер тарифицирован по ТС 11-м разрядом с тарифным коэффициентом 3,2. Другие исходные данные и расчет месячного оклада бухгалтера приведены в табл. 5.
Таблица 5
Расчет должностного оклада бухгалтера
Порядок повышения тарифных ставок (окладов)
В условиях применения ЕТС и ТС формирование тарифных ставок (окладов) работников осуществляется с применением тарифной ставки 1-го разряда.
В условиях расширения прав нанимателей в оплате труда Инструкция о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями утратила силу.
Законодательством не предусмотрен также механизм повышения тарифных ставок (окладов), рассчитанных без применения ЕТС и ТС. Из Рекомендаций № 67 (пп. 17 и 18) и № 41 (пп. 8.1 и 8.2) следует, что:
1) при применении тарифной ставки 1-го разряда (для определения тарифных ставок (окладов)) она может повышаться в порядке, определенном ЛНПА или по решению нанимателя;
2) повышение тарифных ставок (окладов) работников без применения тарифной ставки 1-го разряда может осуществляться в порядке, определенном ЛНПА, или по решению нанимателя в зависимости от эффективности хозяйствования в пределах имеющихся финансовых возможностей, если иное не установлено законодательством.
Справочно:
Инструкция о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями была утверждена постановлением Минтруда и соцзащиты, Минфина и Минэкономики РБ от 24.02.2005 № 18/23/34.
Наряду с этим в п. 9 Рекомендаций № 41 содержится важная рекомендация собственникам имущества, органам, уполномоченным управлять имуществом или осуществлять владельческий надзор организациями Минторга: устанавливать в организации размеры (нормативы) повышения тарифной ставки 1-го разряда на каждый процент прироста установленного показателя с учетом эффективности финансово-экономической деятельности организации, уровня оплаты труда и других факторов.
Рассмотрим на примере реализацию этой рекомендации.
Документ:
постановление Минтруда РБ от 18.10.1999 № 133 «Об установлении расчетной нормы рабочего времени на 2000 год и утверждении Разъяснения о порядке определения расчетной нормы рабочего времени и часовой тарифной ставки в Республике Беларусь» (далее – Разъяснение № 133).
Пример 3
В целях усиления мотивации в наращивании объема продаж наниматель в ЛНПА установил норматив прироста тарифной ставки 1-го разряда на процент прироста объема продаж в размере 0,3 %. В январе 2014 г. объем продаж возрос по сравнению с декабрем 2013 г. на 35 %. Исходя из этого процент повышения (П) тарифной ставки 1-го разряда составил:
П = 35 × 0,3 = 10,5 %.
Определение часовых тарифных ставок
В соответствии с Разъяснением № 133 часовые тарифные ставки (Сч) определяют путем деления месячной тарифной ставки (оклада) (См) на среднемесячное количество расчетных рабочих часов (Ч):
Сч = См / Ч.
Среднемесячное количество расчетных рабочих часов определяют делением годовой расчетной нормы рабочего времени на 12 месяцев.
Исходя из постановления № 95 в 2014 г. среднемесячная расчетная норма рабочего времени для 5-дневной 40-часовой рабочей недели равна 167,9 ч, для 6-дневной – 168,1 ч.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 13.09.2013 № 95 «Об установлении расчетной нормы рабочего времени на 2014 год» (далее – постановление № 95).
Пример 4
Требуется определить часовую тарифную ставку (Сч) продавца 5-го разряда с месячной тарифной ставкой (См) в сумме 5 094 000 руб. Работает продавец в режиме 6-дневной рабочей недели, при которой в 2014 г. среднемесячная расчетная норма рабочего времени (Ч) составляет 168,1 ч. Часовая тарифная ставка равна:
Сч = 5 094 000 руб. / 168,1 ч = 30 303 руб.
Какие показатели премирования могут использоваться?
Согласно п. 4.3 Рекомендаций № 29 число показателей и условий премирования рабочих, руководителей, специалистов и других служащих устанавливается не более двух-трех.
В соответствии с Рекомендациями № 41 премия выплачивается за выполнение каждого показателя, установленного положением о премировании.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 28.02.2012 № 29 «Об утверждении рекомендаций по премированию работников коммерческих организаций по результатам финансово-хозяйственной деятельности» (далее – Рекомендации № 29).
В Рекомендациях № 41 приведен следующий перечень показателей премирования работников торговли и общественного питания:
– выполнение прогнозных показателей по росту объема розничного товарооборота, реализации продукции собственного производства;
– обеспечение чистой прибыли, роста рентабельности продаж;
– рост объемов продаж товаров отечественного производства в сопоставимых ценах по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года;
– увеличение удельного веса продукции собственного производства в общем объеме товарооборота по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года;
– снижение уровня расходов, включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года;
– рост выработки на одного работника (производительности труда) в сопоставимых ценах по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года;
– снижение просроченной дебиторской и кредиторской задолженности по сравнению с предыдущим отчетным периодом;
– внедрение и освоение новых (информационных) технологий, системы расчетов с покупателями (потребителями) с применением банковских пластиковых карточек;
– выполнение и перевыполнение технически обоснованных норм выработки (нормированных заданий), другие показатели.
Размер премий может быть снижен:
– за невыполнение доведенных прогнозных показателей и установленных производственных заданий;
– необеспечение уровня рентабельности продаж по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года;
– рост уровня расходов, включаемых в затраты по реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года;
– опережающий рост средней заработной платы по сравнению с ростом производительности труда;
– рост просроченной дебиторской и кредиторской задолженностей;
– нарушение сроков выплаты заработной платы;
– отсутствие товаров (услуг) в соответствии с утвержденным перечнем;
– неисполнение условий договоров по поставке квотируемых товаров;
– некачественное и несвоевременное выполнение работ.