Правила премирования. Показатели премирования, условия (не)выплаты премии и порядок ее расчета
Начисление премии работнику происходит в порядке, который каждым нанимателем устанавливается самостоятельно и может зависеть от многих факторов, связанных как с основаниями для начисления, так и с алгоритмами расчета премии.
В журнале «Нормирование и тарификация труда», 2022, № 12, мы начали публикацию материала, посвященного рассмотрению наиболее важных правил при начислении премии работникам (см. статью «Правила премирования. Определяем виды и источники премирования»). В настоящем номере мы продолжаем изучать данную тему.
Процесс организации премирования на предприятии, как и любой другой бизнес-процесс, должен быть упорядочен и регламентирован, т.е. состоять из конкретного перечня работ, которые необходимо выполнить для достижения наибольшего эффекта. Практика премирования показывает, что алгоритм данной работы может состоять из 6 основных моментов (назовем их правилами), перечисленных ниже:
Правило 1. Устанавливаем перечень выплачиваемых премий.
Правило 2. Определяем источники премирования.
Правило 3. Формулируем условия премирования в локальном правовом акте.
Правило 4. Устанавливаем показатели премирования по структурным подразделениям.
Правило 5. Устанавливаем порядок расчета суммы премий.
Правило 6. Устанавливаем причины, при наличии которых премия не выплачивается.
Два первых правила мы рассмотрели ранее, а сегодня рассмотрим оставшиеся четыре.
Правило 3. Укажите условия премирования в локальном правовом акте организации
После установления нанимателем премий, которые будут выплачиваться работникам, необходимо сформулировать правила премирования в локальном правовом акте организации.
Любые отношения между нанимателем и работником состоят из прав и обязанностей, поэтому если у работника есть право на премию, то у нанимателя возникает обязанность ее выплатить.
Пример 1 из судебной практики
Работница требовала премию, которая была предусмотрена и трудовым договором, и локальными правовыми актами. Наниматель утверждал, что премию работница не заработала, так как ее нагрузка снизилась. Организация испытывала временные трудности, связанные с продлением лицензии, и наниматель полагал, что у работницы по объективным причинам работы стало меньше. Но поскольку он не смог это доказать документально, суд встал на сторону работницы. Суд подчеркнул, что, если локальными правовыми актами нанимателя предусмотрено, что заработная плата состоит из тарифных ставок (тарифных окладов) и премии, в которой заложены конкретные показатели премирования, это говорит о том, что премия является составной частью заработной платы.
Если вместо формулировки «наниматель имеет право на ежемесячную выплату премии» наниматель укажет, что «премия выплачивается работнику ежемесячно», то такая фраза подтвердит, что наниматель взял на себя обязанность выплачивать работнику премию ежемесячно.
В том случае, если наниматель в формулировке оставит за собой право выплачивать премию, это непосредственно зафиксирует, что у него нет обязанности выплачивать премию регулярно (см. табл. 1).
<…>
Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 2/2023.
Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала
Хотите ознакомиться со статьей? Оставьте заявку и получите консультацию специалиста!