Пример разработки системы мотивации специалистов по закупкам в торговой организации
Основным принципом разработки действенных систем мотивации работников, осуществляющих закупочную деятельность, является не только обеспечение покрытия издержек нанимателя на рабочую силу, а также затрат на организацию процессов закупки, складской обработки и реализации товаров, но и получение нанимателем определенной прибыли, обеспечивающей дальнейшее инновационное развитие организации. Это означает, что экономическая эффективность от применения такой системы мотивации должна превышать затраты на ее разработку и внедрение.
В статье автор рассказывает об опыте реализации такой системы мотивации в одной из коммерческих организаций Беларуси.
Действующее законодательство в области оплаты труда в настоящее время позволяет нанимателю применять различные модели систем мотивации и стимулирования (материального и нематериального) труда работников, в т.ч. осуществляющих закупочную деятельность.
Наиболее часто встречаются следующие способы поощрений:
– текущее (ежемесячное) премирование за результаты производственной деятельности. Может производиться с применением различных подходов: премирование за выполнение установленных показателей работы или же установление размера вознаграждения в процентах от объема закупок (реализации) продукции, товаров;
– единовременное премирование работников в качестве дополнительного поощрения за значительный индивидуальный вклад в результаты работы организации;
– участие в прибыли организации;
<…>
Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 11/2019.
– нематериальная мотивация (курсы повышения квалификации, стажировки, командировки, участие в специализированных выставках и т.п.).
Премирование осуществляется как за индивидуальные результаты работы, так и за коллективные.
Справочно:
показатели, виды премий, размеры, условия и периодичность выплаты премий, как правило, отражаются в Положении о премировании работников, принятом в организации.
Основным требованием построения систем мотивации и стимулирования работников является обеспечение обоснованности показателей, условий и размеров премирования, установление их связи с результатами деятельности работников и организации в целом. Кроме этого, важно обеспечить прозрачность формирования источников и размеров премирования, а также объективность системы оценки, позволяющей учесть вклад каждого работника в общий результат деятельности организации или ее структурного подразделения.
В зависимости от цели и задач функционирования организации, осуществляющей закупочную деятельность, в качестве ключевых показателей эффективности (KPI) для специалистов по закупкам могут использоваться следующие показатели:
Справочно:
KPI (англ. Key Performance Indicators) – показатели деятельности подразделения (организации), направленные на достижение стратегических и тактических (операционных) целей.
– обеспеченность заказов товаром (для товаров группы А* нормативное значение составляет 95 %; группы В – 90 %; группы С – 85 %);
_____________
* Ранжирование товаров по группам А, B, C и D осуществляется при помощи АВС-анализа. Цель ABC-анализа – простое, удобное и наглядное ранжирование любых ресурсов с точки зрения их вклада в прибыль или продажи. Метод позволяет разделить ассортимент закупаемых товаров на 3 категории: группа A, группа B, группа С. Группа A дает 80 % прибыли (дохода), составляет 15–20 % от всех товаров. Группа B дает 15 % прибыли (дохода), составляет 20–35 % от всех товаров. Группа C дает 5 % прибыли (дохода), составляет 50–60 % от всех товаров. В группу D, как правило, относят товары, которые не приносят торговой организации прибыли (дохода). На основе АВС-анализа также проводят ранжирование поставщиков по степени их значимости для организации.
– оборачиваемость товарного запаса, выраженная в днях;
– отсутствие неликвидов (товаров группы D);
– исполнение бюджета закупок;
– отсутствие кредиторской задолженности (соблюдение сроков оплаты заказов (платежного календаря));
– снижение доли транспортных расходов в стоимости доставленного заказа и др.
Одновременно все эти показатели, как правило, не используются. В систему мотивации включают 3–4 из них, которые соответствуют целям организации.
Приведем пример разработанной системы мотивации для специалистов по закупкам в торговой организации, занимающейся оптовой и розничной продажей непродовольственных товаров.
<…>
Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 11/2019.
Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала
Хотите ознакомиться со статьей? Оставьте заявку и получите консультацию специалиста!