5 май 2015
19
Страница № 19

Принципы организации маркетинговой службы

Ирина Новикова, консультант отдела труда, заработной платы и социальной политики Минэнерго Республики Беларусь

В настоящее время маркетинговая деятельность является тем элементом, без которого невозможно полноценное функционирование любой коммерческой организации. В рыночной экономике выживают, как известно, только те предприятия, чья продукция (работы, услуги) находит сбыт. Это обусловливает высокую значимость правильной организации и оплаты труда работников, занятых такого рода деятельностью.

Если перед вами стоит задача по комплектованию и подбору кадров маркетинговой службы, вы намерены заняться их подготовкой и переподготовкой или задумываетесь о том, какую систему оплаты труда применить, тогда эта статья для вас.

Рассмотрим основные принципы создания и функционирования маркетинговой службы.

Какова организационная структура маркетинговой службы организации

При необходимости создания в организации маркетингового подразделения наниматель должен предусмотреть его в организационной структуре в виде управления (отдела, бюро, группы, службы). Руководитель данного структурного подразделения (начальник отдела, бюро, группы, службы) подчиняется непосредственно руководителю организации или его заместителю по коммерческим вопросам. Конкретное наименование структурного подразделения устанавливает руководитель организации в зависимости от численности его работников с учетом норм управляемости, а также от поставленных перед ним целей и задач.

По решению нанимателя в зависимости от численности маркетинговой службы могут вводиться должности заместителей начальников этих подразделений.

 


Непосредственно из опыта работы

При необходимости (в частности, при отсутствии логистических и рекламных служб как структурных подразделений) в состав маркетинговой службы, кроме работников, в функции которых входит осуществление маркетинговой деятельности (маркетолог, менеджер по маркетингу, специалист по маркетингу), могут входить специалисты, выполняющие работу по осуществлению логистической, рекламной и других смежных видов деятельности организации (логистик, менеджер по рекламе, агент рекламный, дилер, инженер-эргономист, коммивояжер, организатор розничной продажи, представитель торговый, статистик, художник по рекламе и оформлению витрин, художник-проектировщик рекламы и др.), а также работники, обеспечивающие техническое функционирование данного структурного подразделения (оператор ПЭВМ, курьер и т.п.).


 

В зависимости от объемов выполняемых работ, а также направлений деятельности маркетинговая служба может иметь много­ступенчатую структуру по схеме «управление – отдел – сектор – бюро – группа».

Маркетинговую деятельность организации может осуществлять как структурное подразделение (структурные подразделения), так и отдельный работник. При необходимости в штатное расписание организации наниматель может ввести должность работника, осуществляющего маркетинговую деятельность, без создания структурного подразделения. В качестве таких должностей могут выступать следующие: менеджер по маркетингу, менеджер отдела сбыта, менеджер по внешнеэкономическим связям, специалист (ведущий специалист) по маркетингу, маркетолог (ведущий маркетолог). В этом случае работник подчиняется непосредственно руководителю организации либо его заместителю, курирующему соответствующие вопросы.

Обязанности по ведению маркетинговой работы также могут быть возложены на работника другого направления деятельности (например, специалиста по ВЭД, юрисконсульта и др.).

При организации функционирования маркетинговой службы, как правило, разрабатывается и утверждается соответствующее положение, которое определяет ее основные функции.

 


Рекомендации по выбору оргструктуры маркетинговой службы

Структура маркетинговых служб может быть разнообразна. Можно выделить следующие основные типы (см. табл. 1):



Как присваиваются должности работникам маркетинговой службы

В соответствии c Общими положениями во всех случаях должности служащего присваивается ее базовое наименование согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (далее – ОКПД) (например, бухгалтер, специалист и т.д.), для которой ЕКСД преду­смотрена квалификационная характеристика, а при необходимости – полное наименование.

Документ:
Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные  постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения).

Наименования должностей работников маркетинговой службы устанавливаются применительно к соответствующим квалификационным характеристикам должностей служащих, содержащихся в ЕКСД. В качестве базовых могут применяться следующие наименования должностей: начальник, руководитель, менеджер, начальник отдела маркетинга, маркетолог, специалист по маркетингу, специалист по внешнеэкономической деятельности.

Если наименование должности необходимо установить с учетом организационной структуры, особенностей трудовой функции работника и других факторов, то, используя базовое наименование, получаем полное наименование должности, которое может, к примеру, конкретизировать круг обязанностей работника. В качестве примера полных наименований должностей могут быть следующие: заместитель директора по маркетингу, начальник управления (отдела) маркетинговой политики и конъюктуры рынка, начальник отдела продаж, менеджер по маркетингу, специалист по маркетингу и сбыту.

Кроме того, в соответствии с Общими положениями при наименовании должностей работников маркетинговой службы может применяться производное наименование должности «ведущий».

Наименование производной должности «ведущий» может применяться для должностей специалистов высшего уровня квалификации, по которым установлено квалификационное категорирование, при условии выполнения работником функций руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности организации или ее структурного подразделения либо обязанности по координации и методическому руководству исполнителями, с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях (например, ведущий специалист по маркетингу, ведущий маркетолог).

Документ:
постановление Минтруда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159 «Об утверждении выпуска 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», выпуска 6 ЕКСД «Должности служащих, занятых в машиностроении и металлообработке», выпуска 33 ЕКСД «Должности служащих, занятых финансами, кредитом и страхованием» и выпуска 21 ЕКСД «Должности служащих, занятых геодезией и картогра­фией» (далее – постановление № 159).

Каковы требования к квалификации работников маркетинговой службы

Квалификационные характеристики должностей работников маркетинговой службы различных наименований и категорий содержатся в выпуске 1 ЕКСД «Должности служащих для всех отраслей экономики», утвержденном постановлением № 159.

Так, для работников маркетинговой службы в соответствующих квалификационных характеристиках установлены следующие квалификационные требования (см. табл. 2):

Таблица 2

При назначении работников на должности в маркетинговую службу необходимо также учитывать норму п. 13 Общих положений, которая предусматривает, что наряду с квалификационными требованиями, изложенными в квалификационной характеристике соответствующей должности, к работникам внешнеэкономиче­ских и маркетинговых служб организаций предъявляются дополнительные квалификационные требования:

– высшее профессиональное образование по соответствующему направлению деятельности;

– знание основ идеологии белорусского государства;

– знание законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность государства;

– владение иностранными языками в объеме, необходимом для работы с документами по профилю работы;

– владение методами работы на персональном компьютере;

– опыт работы по направлению деятельности структурного подразделения (для руководителей).

Кроме того, специальные квалификационные требования для работников внешнеэкономических и маркетинговых служб преду­смотрены в постановлении № 284: «…безусловное соответствие вновь принимаемых руководителей и специалистов во внешнеэкономические и маркетинговые службы утвержденным квалификационным требованиям, в том числе по наличию обязательного высшего профильного образования (по специальностям внешнеэкономиче­ской, маркетинговой, логистической деятельности, международному праву и международным отношениям) и подтверждению обучения иностранным языкам».

Справочно:
в соответствии с Общими положениями в ЕКСД не включены квалификационные характеристики производных должностей служащих (ведущих специалистов, заместителей начальников структурных подразделений), поскольку их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в ЕКСД характеристик соответствующих базовых должностей либо должностей соответствующих руководителей.

В связи с этим ЕКСД не содержат квалификационной характеристики должностей заместителей начальников отделов, ведущего специалиста по маркетингу и т.п.

Каковы должностные обязанности работников маркетинговой службы

Должностные обязанности служащих, в т.ч. работников маркетинговой службы, определяются их должностными инструкциями, для разработки которых применяются соответствующие квалификационные характеристики должностей, содержащиеся в выпусках ЕКСД.

Конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их права и ответственность устанавливаются в должностных инструкциях, которые разрабатывает и утверждает наниматель в установленном порядке.

При разработке должностных инструкций следует иметь в виду, что согласно Общим положениям работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности, квалификации и изменения наименования должности.

Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.02.2010 № 284 «О мерах по повышению эффективности работы внешнеэкономических и маркетинговых служб» (далее – постановление № 284).

Например, специалисту по маркетингу, наряду с обязанностями, предусмотренными квалификационной характеристикой этой должности, наниматель может поручить обязанности специалиста по внешнеэкономической деятельности, поскольку их функции близки по содержанию работ, равны по сложности и не требуют изменения наименования должности (специалист по маркетингу).

Оплата труда работников маркетинговой службы

В основе довольно широко распространенных, особенно в непроизводственной сфере, систем стимулирования работников маркетинго-сбытовых служб лежит простой принцип: установление прямой зависимости между размером оплаты и объемом реализации работ (услуг). Такая система известна под названием «комиссионная система оплаты труда», или «комиссионные вознаграждения». Традиционно комиссионная система оплаты труда включает в себя начисление определенного процента от суммы реализации (процента от выручки), который получает работник, реализовавший товар (услугу).

Документ:
Рекомендации по применению комиссионной системы оплаты труда работников коммерческих организаций, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 31.03.2014 № 17 (далее – Рекомендации № 17).

При организации оплаты труда указанных работников целесообразно применять Рекомендации № 17.

От редакции:
Подробнее об использовании комиссионной формы оплаты труда читайте в статье Татьяны Долининой, канд. экон. наук, заведующего кафедрой статистики, бухгалтерского учета, анализа и аудита БГТУ, в ближайших номерах журнала.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.