3 март 2014

Содержание

47
Страница № 47

Рекомендации по организации оплаты труда водителей автомобиля

Ирина Новикова, консультант отдела труда, заработной платы и социальной политики Минэнерго РБ

В условиях либерализации экономических отношений в сфере оплаты труда наниматели коммерческих организаций получили широкие права и возможности в выборе форм и систем оплаты труда. В зависимости от условий работы каждая организация имеет право самостоятельно выбирать форму и систему оплаты труда, в т.ч. для водителей автомобиля.
При ор­га­ни­за­ции оп­ла­ты тру­да для во­ди­те­лей ав­то­мо­би­лей тра­ди­ци­он­но при­ме­ня­ют­ся 2 ос­нов­ные фор­мы оп­ла­ты тру­да: по­вре­мен­ная и сдель­ная, при­чем в со­че­та­нии с раз­лич­ны­ми пре­ми­аль­ны­ми сис­те­ма­ми, по­зво­ляю­щи­ми ус­та­но­вить за­ви­си­мость за­ра­бот­ной пла­ты от ко­неч­ных ре­зуль­та­тов хо­зяй­ст­вен­ной дея­тель­но­сти.

Однако независимо от системы оплаты труда, действующей в организации, нанимателю необходимо руководствоваться ст. 61 ТК, в соответствии с которой оплата труда работников организации  производится на основе часовых и (или) месячных тарифных ставок (окладов), определяемых в коллективном договоре, соглашении или нанимателем. Таким образом, применение любых форм и систем оплаты труда в обязательном порядке требует определения тарифной части заработной платы работников (тарифных ставок рабочих и должностных окладов служащих).

Рассмотрим, как на практике применяются различные формы и системы оплаты труда для водителей автомобиля.

Справочно:
ст. 61 «Оплата труда работников» Трудового кодекса РБ (далее – ТК).

Повременная форма оплаты труда

Повременная форма оплаты труда (оплата за отработанное время) применяется в виде простой повременной, повременно-премиальной, почасовой оплаты и зависит главным образом от квалификации работника и отработанного времени. При повременной оплате заработок начисляют в соответствии с размером тарифной ставки водителя автомобиля за фактически отработанное им рабочее время.

Наиболее распространены простая повременная и повременно-премиальная системы оплаты труда.
Простая повременная система оплаты предполагает, что заработная плата состоит из месячной тарифной ставки и зависит от фактически отработанного рабочего времени за месяц.

При повременно-премиальной системе оплаты труда наряду с тарифной ставкой работникам выплачивают премию.
В то же время как повременная, так и сдельная формы оплаты труда в свою очередь являются основой для использования выбранной гибкой системы оплаты труда (на основе единой тарифной сетки (далее – ЕТС), иной тарифной сетки, разработанной в организации, комиссионной системы и др.).

Рассмотрим на условных примерах повременную форму оплаты труда и варианты определения тарифных ставок для формирования заработной платы водителей автомобиля с применением и без применения ЕТС:

1) с применением ЕТС (тарифные ставки водителей авто­мобиля определяются исходя из кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда).

Справочно:
поскольку в настоящее время законодательство не навязывает нанимателям коммерческих организаций обязательное использование каких-то конкретных терминов, касающихся элементов тарифной части заработной платы (тарифных ставок (окладов) работников), то наниматель должен самостоятельно определить их в локальном нормативном правовом акте (например, в положении об оплате труда). Это могут быть такие термины, как «тарифные ставки», «оклады», «должностные оклады», и различные их производные (например, «тарифные ставки, рассчитанные по ЕТС», «тарифные оклады»).

Пример 1

В организации для перевозки грузов используется автомобиль ГАЗ-2705 «Газель». Тарифная ставка 1-го разряда в этой организации установлена в размере 750 000 руб. Кратный размер тарифной ставки 1-го разряда для определения тарифной ставки водителя автофургона ГАЗ-2705 «Газель» составит 2,12 (грузоподъемность автомобиля 1,5 т). Определим месячную тарифную ставку водителя.

Месячная тарифная ставка водителя указанного автомобиля при отработке им нормы продолжительности рабочего времени составит 1 590 000 руб.

(750 000 руб. × 2,12).

Пример 2

В организации имеются автомобили-самосвалы грузоподъемностью 10 т. Водители автомобилей, обслуживающие их, работают в т.ч. и в карьере. Локальным нормативным правовым актом организации установлено повышение тарифных ставок (окладов) водителей автомобилей-самосвалов, постоянно работающих в карьере, на 10 %. Тарифная ставка 1-го разряда в организации установлена в размере 750 000 руб. Кратный размер тарифной ставки 1-го разряда для расчета тарифной ставки (оклада) водителя указанного автомобиля составит 2,48. В этом случае месячные тарифные ставки водителей автомобиля составят:

– 1 860 000 руб. (750 000 руб. × 2,48) – для водителей автомобиля, не работающих в карьере;

– 2 046 000 руб. (750 000 руб. × 2,48 + (750 000 руб. × 2,48) × 0,10)) – для водителей автомобиля, работающих в карьере;

2) без применения ЕТС (с выплатой вознаграждения).

Пример 3

В розничном магазине для оплаты труда водителей используется система оплаты труда, при которой работникам выплачивается тарифная ставка за фактически отработанное время в качестве водителя автомобиля, а также вознаграждение в зависимости от выручки от реализации продукции.

Доставкой товаров в магазине заняты 3 водителя автомобиля. Им установлены месячные тарифные ставки в размере 1 800 000 руб.

Сумма вознаграждения подлежит распределению в зависимости от фактически отработанного времени по путевым листам исходя из норм времени на проезд и количества перевезенного груза.

Важно!
Приведенная в примере 3 форма оплаты труда водителей автомобиля не является сдельной. Предусмотренное в примере вознаграждение в зависимости от выручки от реализации продукции – это лишь один из возможных видов премирования. Факторами, позволяющими справедливо распределить сумму этого вознаграждения (премии), выступают фактически отработанное время по путевым листам (исходя из норм времени на проезд) и количество перевезенного груза, из которых потом выводятся расчетные коэффициенты (аналог КТУ – коэффициентов трудового участия).

За отработанный месяц водителям автомобиля начислено суммарное вознаграждение в размере 5 000 000 руб. Водителю В. за совершенное по его вине ДТП и необходимостью в связи с этим проведения ремонта за счет средств магазина применяется понижающий коэффициент 0,5.

Исходные данные

По путевым листам водителями автомобиля отработано:

водителем А. – 120 ч;

водителем Б. – 100 ч;

водителем В. – 130 ч.

Всего отработано 350 ч, при этом на водителей автомобиля приходится соответственно 0,34; 0,29 и 0,37 доли отработанного времени.

Количество перевезенного груза составило соответственно:

водитель А. – 100 т;

водитель Б. – 90 т;

водитель В. – 100 т.

Всего перевезено 290 т, при этом на водителей приходится соответственно 0,34; 0,32 и 0,34 доли перевезенного груза.

Расчет заработной платы

Расчетные коэффициенты для определения вознаграждения водителям автомобиля соответственно составляют:

А. – 0,68 (0,34 + 0,34);

Б. – 0,61 (0,29 + 0,32);

В. – 0,35 ((0,37 + 0,34) × 0,5 (понижающий коэффициент)).

Всего сумма коэффициентов равна 1,64.

Суммы вознаграждений составят:

водителю автомобиля А. – 2 073 171 руб. (5 000 000 руб. / 1,64 × 0,68);

водителю автомобиля Б. – 1 859 756 руб. (5 000 000 руб. / 1,64 × 0,61);

водителю автомобиля В. – 1 067 073 руб. (5 000 000 руб. / 1,64 × 0,35).

Суммы заработной платы составят:

водителя А. – 3 873 171 руб. (1 800 000 руб. + (5 000 000 руб. / 1,64 × 0,68));

водителя Б. – 3 659 756 руб. (1 800 000 руб. + (5 000 000 руб. / 1,64 × 0,61));

водителя В. – 2 867 073 руб. (1 800 000 руб. + (5 000 000 руб. / 1,64 × × 0,35)).

Сдельная форма оплаты труда

Оплата труда водителей может быть организована также и на основе сдельной формы, при которой заработок работника зависит от объема выполненных работ в натуральных величинах (количе­ства перевезенного груза, километров пути и т.п.) и предусмотренной сдельной расценки за выполнение единицы объема работ.

Особенно характерно использование сдельной формы оплаты труда для водителей грузовых автомобилей.
Сдельная прямая система оплаты труда за тонны и тонно-километры предусматривает начисление заработной платы водителям по сдельным расценкам за выполненные тонно-километры (ткм).

Документ:
Рекомендации по установлению норм времени на единицу транспортной работы, утвержденные приказом Минтранса РБ от 19.07.2012 № 391-ц (далее – Рекомендации).

Сдельная расценка в расчете на 1 т груза (Рт) определяется умножением минутной тарифной ставки водителя автомобиля (Смин) на норму времени в минутах (Нвр):

Рт = Смин × Нвр.

При расчете нормы времени на 1 ткм (Нвр, мин) могут применяться Рекомендации, в соответствии с которыми Нвр определяется по следующей формуле:

Нвр = 60 / (V × g × b),

где 60 – переводной коэффициент одного часа в минуты;

V – расчетная скорость движения автомобиля для соответствующей категории дорог и (или) улиц населенных пунктов (км/ч) (определена приложением 1 к Рекомендациям);

g – грузоподъемность автомобиля, т;

b – коэффициент использования пробега автомобиля: для самосвалов, цистерн, панелевозов, рефрижераторов и других специализированных автомобилей (кроме фургонов) – 0,45, для остальных автомобилей – 0,5.

Расчет Нвр на основе Рекомендаций предусматривает также дополнительные условия:

1) при работе водителя автомобиля в одной поездке по дорогам и (или) улицам населенных пунктов различных категорий нормы времени на 1 ткм могут устанавливаться:

– по преобладающей категории дорог (составляющей свыше 80 % общей протяженности дорог в одной поездке) и (или) улиц населенных пунктов;

– исходя из средневзвешенной расчетной скорости движения по различным категориям дорог;

2) рекомендуемые расчетные скорости движения грузовых автомобилей могут быть снижены руководителем автотранспортной организации до 20 %:

– при перевозке грузов, требующих особой осторожности (кислоты, огнеопасные вещества, жидкости в стеклянной посуде, изделия из стекла, музыкальные инструменты, телевизоры, радиотовары, приборы и т.д., а также легковесные грузы, перевозимые с увязкой по высоте погрузки сверх установленных габаритов автомобиля, пылящие грузы, взрывчатые вещества);

– при работе на расстоянии до 3 км включительно;

– при работе автомобилей, связанной с доставкой грузов в несколько пунктов, расположенных на расстоянии друг от друга до 3 км включительно;

3) с учетом конкретных дорожных условий и обеспечения безопасности дорожного движения, действия дорожных знаков «Ограничение максимальной скорости» величина расчетной скорости движения может быть изменена.

Справочно:
расчетная скорость движения – скорость движения одиночного автомобиля при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части.

Пример 4

Согласно путевому листу автомобиля ГАЗ-3307 (фургон) грузоподъемностью 3,25 т водитель автомобиля перевез по маршруту Минск – Гомель 3 т груза и обратно 4 т груза. Протяженность маршрута в одну сторону – 325 км, в т.ч. по дорогам II категории – 300 км, по дорогам низшей категории – 25 км.

Тарифная ставка 1-го разряда, установленная в организации, – 750 000 руб. Кратность тарифной ставки 1-го разряда водителя автомобиля – 2,29. Среднемесячная норма рабочего времени составляет 167,9 ч. Система оплаты труда – сдельная прямая. Определим заработную плату водителя.

Тарифная ставка водителя автомобиля составит:

часовая – 10 229 руб. ((750 000 руб. × 2,29) / 167,9 ч));

минутная – 170,49 руб. (10 229  руб. / 60 мин).

Преобладающая категория дорог – II (92,3 % общей протяженности дорог).

Для II категории дорог расчетная скорость движения – 90 км/ч.

Расчетная скорость движения в данном примере устанавливается по преобладающей категории дорог (90 км/ч).

b = 0,5.

Норма времени на 1 ткм составит 0,410 мин (60 / (90 × 3,25 × 0,5)).

Определим сдельную расценку (Рт):

Рт = 170,49 руб. × 0,410 мин = 69,9 руб.

Заработная плата, начисленная за поездку в Гомель, составит:

159 023 руб. (69,9 руб. × 3 т × 325 км + 69,9 руб. × 4 т × 325 км).

В месяц водитель автомобиля выполнил 12 таких поездок.

Итого заработная плата водителя автомобиля составит 1 908 276 руб. (159 023 руб. × 12).

Пример 5

Согласно путевому листу водитель автомобиля «Мерседес-Бенц» грузо­подъемностью 24 т выполнил перевозку груза по маршруту Минск – Петербург – Борисов – Минск. Пробег составил 1 880 км: по скоростной автомобильной дороге I категории – 1 500 км, по обычной автомобильной дороге IV категории – 300 км, по обычным автомобильным дорогам (V) – 80 км.

Тарифная ставка 1-го разряда, установленная в организации, – 750 000 руб. Кратность тарифной ставки 1-го разряда водителя автомобиля – 2,48. Среднемесячная норма рабочего времени составляет 167,9 ч. Система оплаты труда – сдельная прямая. Определим сдельную расценку.

Тарифная ставка водителя автомобиля составит:

часовая – 11 078 руб. (750 000 руб. × 2,48 / 167,9 ч);

минутная – 184,63 руб. (11 078  руб. / 60 мин).

Средневзвешенная расчетная скорость движения по различным категориям дорог:

1 880 / ((1 500 / 70) + (300 / 60) + (80 / 40)) = 66,13 (км/ч).

Норма времени на 1 ткм составит 0,076 мин (60 / (66,13 × 24 × 0,5)).

Сдельная расценка составит 14,032 руб. (184,63 × 0,076).

Пример 6

При оплате труда водителей автомобиля применяется сдельная форма оплаты труда, при которой наниматель самостоятельно определяет сдельную расценку за единицу перевезенного груза.

Положением об оплате труда установлено, что за перевозку 1 т груза на расстояние в 100 км  сдельная расценка составляет 30 000 руб.

Всего за месяц водитель автомобиля перевез 100 т груза на расстояние в 100 км и 50 т – на расстояние в 150 км.
Его заработок составит:

а) 30 000 руб. × 100 т = 3 000 000 руб.;

б) 30 000 руб. × 50 т × (150 / 100) = 2 250 000 руб.

Всего заработная плата водителя автомобиля за месяц составит 5 250 000 руб.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.