Рекомендации по проведению оценки интеллектуальных и сенсорных нагрузок при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда
Оценка условий труда при аттестации проводится для установления классов (степеней) вредности и (или) опасности условий труда на рабочем месте. Результаты оценки условий труда используются для определения права работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, а также дополнительный отпуск, сокращенную продолжительность рабочего времени и оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Сегодня мы рассмотрим методы определения двух показателей напряженности трудового процесса – интеллектуальные и сенсорные нагрузки.
В соответствии с постановлением № 253 оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте при аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация) производится в порядке, определяемом Минтруда и соцзащиты. Данный порядок предусмотрен в Инструкции № 35.
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее – постановление № 253).
Документ:
Инструкция по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35 (далее – Инструкция № 35).
Подходы к оценке условий труда по показателям напряженности трудового процесса, приведенные ниже, могут использоваться в ходе проведения аттестации только в том случае, если их влияние на работника ежедневное, постоянное в течение полного рабочего дня (смены).
Справочно:
напряженность труда – это характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.
Кроме того, оцениваемые показатели должны быть обусловлены технологическим процессом, в котором непосредственно занят работник, применяемым на конкретном рабочем месте оборудованием, выполнением работы, предусмотренной в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС) для данной профессии и Едином квалификационном справочнике должностей служащих (далее – ЕКСД) для данной должности, а также должностной (рабочей) инструкцией, трудовым договором.
Оценка напряженности трудового процесса проводится на основании оценок показателей, приведенных в подп. 4.1–4.5 п. 4 карты аттестации рабочего места по условиям труда (далее – карта аттестации). Рассмотрим подробнее 2 первых показателя.
1. Интеллектуальные нагрузки
1.1. Содержание работы
Показатель оценивается в зависимости от степени сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма.
Справочно:
умственный труд можно подразделить на 3 типа:
– сенсорный – сводится к приему информации по одним каналам и передаче ее практически в неизменном виде по другим каналам;
– сенсомоторный – прием информации и выработка стандартного ответа;
– логический (эвристическая, творческая деятельность) – прием информации, ее переработка, оценка и выработка нестандартных решений.
Оптимальные условия определяются как отсутствие необходимости принятия решения.
Пример работ: все профессии физического, механизированного, конвейерного труда.
Класс 2 присваивается работам, требующим решения простых задач по инструкции.
Пример работ: профессии автоматизированного и полуавтоматизированного производства, некоторых видов управленческого и операторского труда.
Перейдем к вредным условиям.
Классом 3.1 оцениваются работы, где принятие решений происходит на основе необходимой и достаточной информации по известному алгоритму (как правило, это задачи диагностики или выбора).
Пример: работа по серии инструкций характерна для диспетчерской службы.
Справочно:
различия между классами 2 и 3.1 сводятся к двум пунктам: «решение простых» (класс 2) или «сложных задач с выбором по известным алгоритмам» (класс 3.1), или «решение задач по инструкции» (класс 2) или «работа по серии инструкций» (класс 3.1).
Работы, связанные с созданием принципиально новых видов продукции, научная и конструкторская деятельность высокого уровня оцениваются как эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуациях и оцениваются классом 3.2.
Различия между классами 3.1 и 3.2 заключаются в одной характеристике – решения задач по известным алгоритмам* (класс 3.1) либо эвристические приемы** (класс 3.2). Классом 3.2 должна оцениваться такая работа, при которой способы решения задачи заранее неизвестны (недостаточность информации) и решение принимается одним ответственным лицом.
_____________
* Алгоритм – это логическая совокупность правил, которая, если ей следовать, всегда приводит к верному решению задачи.
** Эвристические приемы – это правила (процедуры или описания), пользование которыми не гарантирует успешного выполнения задачи.
В случае применения оценочного критерия «простота – сложность решаемых задач» можно воспользоваться таблицей на с. 35, где приведены некоторые характерные признаки простых и сложных задач.
<…>
Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 10/2021.
Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала
Хотите ознакомиться со статьей? Оставьте заявку и получите консультацию специалиста!