Реорганизация организации и проблема дублирующихся должностей. Какие пути выхода предлагают законодательство и практика?
Из письма наших читателей: «Недавно у нас произошла реорганизация: присоединение к нашей организации другой организации. В результате из другой организации к нам «поступили» дополнительные главный инженер и главный бухгалтер, ведь у нас уже есть свои собственные такие единицы. Мы понимаем, что в штатном расписании двух одинаковых единиц данных должностей быть не должно! Как этих новых работников отразить в штатном расписании нашей организации на период их месячного обучения (переоформления) на новую должность? Возможно, их дублирующие должности нужно сократить и ввести в штатное расписание под каким-то другим наименованием?»
Попробуем разобраться с этой трудной ситуацией с помощью опытного юриста.
https://npa.nitt.by/documents/hk9900296Справочно:
реорганизация юридического лица является одним из способов прекращения деятельности юридического лица (кроме случая выделения из состава юридического лица другой организации).
Трудовые отношения при переподчинении, реорганизации организации и смене собственника имущества регулирует ст. 36 ТК: при смене собственника имущества и (или) реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации, сдаче имущественного комплекса организации в аренду или передаче в доверительное управление акций (долей в уставном фонде) организации трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются. При отказе работника от продолжения работы по той же должности служащего (профессии рабочего) трудовой договор прекращается в соответствии с п. 5 части второй ст. 35 ТК (отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества и реорганизацией (слиянием, присоединением, разделением, выделением, преобразованием) организации) (часть третья ст. 36 ТК).
При отказе работников в случае реорганизации организации от продолжения работы по той же профессии рабочего, занимаемой должности служащего увольнение таких работников производит соответствующий наниматель, с которым у работников заключены трудовые договоры (контракты), с выплатой выходного пособия в размере не менее 2-недельного среднего заработка (часть четвертая ст. 48 ТК).
Из приведенных норм следует, что реорганизация – это процедура, применяемая и проводимая относительно юридического лица (организации).
Справочно:
при реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица либо их часть переходят к иным субъектам права.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 54 ГК).
При этом второе юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (часть вторая п. 4 ст. 53 ГК).
При реорганизации путем присоединения нескольких организаций реорганизации подлежит каждое из юридических лиц. Это означает, что при проведении реорганизации каждый из нанимателей уведомляет об этом соответствующих работников.
Необходимо отметить, что независимо от формы реорганизации организации трудовые отношения с согласия работника продолжаются на условиях, предусмотренных трудовым договором, что не предполагает процедуру увольнения. Следовательно, новый наниматель обязан сохранить работнику ту же трудовую функцию, которую работник выполнял у прежнего нанимателя, и ранее действовавшие условия трудового договора.
Законодательством не предусмотрено заключение нового трудового договора (контракта) в связи с реорганизацией. Вместе с тем в трудовой договор (контракт) работника вносятся изменения в части сведений о нанимателе путем подписания дополнительного соглашения.
Порядок заполнения трудовых книжек определен Инструкцией. При реорганизации организации в трудовую книжку работников вносятся записи о непосредственно реорганизации юридического лица и о продолжении трудовых отношений в связи с реорганизацией.
Документ:
Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 «О трудовых книжках» (далее – Инструкция).
Справочно:
при изменении наименования организации, в т.ч. при ее реорганизации и (или) смене собственника имущества, наименования структурного подразделения организации, в котором работает работник, в трудовую книжку работника вносится соответствующая запись. В гр. 4 трудовой книжки указываются номер и дата приказа (распоряжения) нанимателя, на основании которого указанные изменения произведены (п. 57 Инструкции).
Таким образом, для надлежащего оформления продолжения трудовых отношений нанимателю необходимо совершить следующие действия:
– издать приказ о продолжении трудовых отношений с работниками реорганизуемых организаций, с которым работников необходимо ознакомить;
– заключить дополнительные соглашения с работниками о внесении изменений в трудовые договоры (контракты);
– внести соответствующие записи в трудовые книжки.
Если условия, предусмотренные трудовым договором по той же должности служащего (профессии рабочего), не могут быть сохранены, трудовой договор после реорганизации организации может быть прекращен по п. 1 ст. 42 ТК (часть четвертая ст. 36 ТК). Увольнение работников в таком случае производит в связи с сокращением численности или штата работников после присоединения организаций реорганизованная организация (т.е. новый наниматель) с соблюдением порядка и условий, предусмотренных ст. 43 ТК.
<…>
Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 1/2022.
Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала
Хотите ознакомиться со статьей? Оставьте заявку и получите консультацию специалиста!