6 июнь 2020
5
Страница № 5

Реорганизация предприятия в кризис. Алгоритмы оптимизации организационной структуры управления

Ольга Тропина, заместитель директора по развитию ООО «Бизнес Бокс», эксперт в области кадрового менеджмента

Если соотношение доходов и расходов в компании говорит о снижении эффективности работы, или из-за сложившейся эпидемиологической ситуации резко меняется стратегия бизнеса, или в компании все хорошо, но руководство решило провести обновление персонала, то эти поводы могут быть толчком для реорганизации, совершенствования системы управления или реинжиниринга бизнес-процессов.

Сегодня мы рассмотрим самые распространенные варианты реорганизации структуры управления предприятием: функциональную и организационную.

Кризисные ситуации влекут за собой снижение показателей деятельности компаний, что в свою очередь требует от руководства сокращения затрат. Один из эффективных вариантов – снижение затрат по тем функциям или направлениям, которые в кризисной ситуации оказались или окажутся наименее востребованными или которые выполняются в очень малом объеме. Обдуманное снижение затрат может быть достигнуто реорганизацией структуры управления.

 

Подходы к оптимизации организационных структур

Ниже приведены актуальные подходы к оптимизации организационных структур (см. схему 1).

Схема 1. Актуальные подходы к оптимизации организационных структур

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Функциональный подход представляет собой перераспределение функций в рамках одной или нескольких структурных единиц (подразделений) путем объединения нескольких функций в рамках одной должностной позиции, которые ранее дублировались, выполнялись двумя и более сотрудниками, но в условиях сокращения деятельности функция выполняется меньшими трудозатра­тами.

Организационный подход – это реструктуризация организационной структуры как в рамках подразделения (снижение уровней подчиненности, управления), так и компании в целом (укрупнение нескольких подразделений в одно).

Процессный подход позволяет построить систему управления компанией, основанную на бизнес-процессах. Данный подход является достаточно затратным, требует детального анализа и описания последовательности выполнения всех бизнес-процессов компании, а затем их оптимизации.

При проектном подходе создаются системы управления компанией, основанные на проектной структуре. Это требует кардинального переосмысления бизнеса компании.

Бенчмаркинг позволяет оптимизировать системы управления на основе анализа опыта аналогичных компаний, которые работают на тех же рынках. Порой бенчмаркинг неудобен тем, что опыт других компаний не в полной мере можно переложить на свою специфику деятельности. Данный подход может использоваться в комплексе с другими подходами.

Аутсорсинг представляет собой передачу компанией части своих функций и производственных процессов другим организациям. При всей популярности данного подхода стоит просчитывать плюсы и минусы такой передачи части непрофильных функций организации.

Аутстаффинг – это вывод персонала из штата юридического лица и оформление этого же персонала в штат другого юридического лица, при этом персонал остается выполнять тот же функционал и на тех же рабочих местах, как и прежде.

Справочно:
основной общей чертой аутсорсинга и аутстаффинга является то, что задачей обоих видов услуг является нацеленность на минимизацию рисков, финансовых и ресурсных расходов на непрофильные активности компании, оптимизацию налогов и уменьшение кадровых расходов.

Наиболее конструктивные, но при этом трудоемкие – это функциональный и организационный подходы. Далее рассмотрим перечень работ, необходимых для проведения реорганизации при функциональном и организационном подходах.

<…>

Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 6/2020.

Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала

Хотите ознакомиться со статьей?  Оставьте заявку и получите консультацию специалиста!

Оставить заявку

У меня есть подписка

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.