Режим рабочего времени и графики работ (сменности) водителей автомобилей
Помимо общих норм законодательства о труде, регулирование рабочего времени и отдыха водителей автомобиля (далее – водитель) имеет определенные особенности. Рассмотрим эти особенности, а также приведем примеры различных вариантов режимов рабочего времени водителей.
Особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников в организациях транспорта определяются положениями о рабочем времени и времени отдыха (часть первая ст. 318 ТК).
Для нанимателей и водителей таким нормативным правовым актом является Положение № 82.
Документ:
Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта, утвержденное постановлением Минтранса Республики Беларусь от 25.11.2010 № 82 (в редакции от 19.04.2018 № 13) (далее – Положение № 82).
Режим рабочего времени водителей определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками работ (сменности), в которых указываются:
• время начала и окончания рабочего дня (рабочей смены);
• продолжительность ежедневной работы (рабочей смены);
• перерывы для отдыха и питания;
• дополнительные специальные перерывы;
• рабочие и выходные дни, в т.ч. любой порядок их чередования, и другие сведения.
Нанимателю предоставлено право с согласия водителя вносить изменения в графики работ (сменности) и информацию об их изменении доводить до сведения водителя не позднее одних суток, предшествующих рабочему дню (часть шестая п. 3 Положения № 82).
Положение № 82 предусматривает некоторые особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, к которым относятся следующие:
– максимальная продолжительность рабочего дня (рабочей смены) в отдельных случаях может быть установлена нанимателем по согласованию с профсоюзом (при его наличии) 12 ч;
– не допускается устанавливать продолжительность рабочего дня (рабочей смены) 12 ч более двух календарных дней подряд;
– продолжительность подготовительно-заключительного времени и времени проведения предрейсового медицинского обследования определяется нанимателем самостоятельно;
– после 2 ч непрерывного управления автомобилем необходимо предусматривать дополнительный специальный перерыв продолжительностью не менее 10 мин, который включается в рабочее время;
– окончанием работы водителя автомобиля является время фактического освобождения его от выполнения трудовых обязанностей после проведения необходимых работ по сдаче автомобиля.
Несмотря на отдельные особенности рабочего времени и времени отдыха водителям автомобилей могут устанавливаться различные режимы рабочего времени:
• 5- или 6-дневная рабочая неделя;
• ненормированный рабочий день;
• неполное рабочее время;
• разделение рабочего дня на части;
• сменная работа и режим рабочего времени при сменной работе;
• суммированный учет рабочего времени.
Рассмотрим примеры разных режимов рабочего времени водителей и соответственно их графики работ (сменности).
<…>
Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 3/2023.
Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала
Хотите ознакомиться со статьей? Оставьте заявку и получите консультацию специалиста!