2 ноябрь 2013
22
Страница № 22

Слу­жеб­ные лег­ко­вые ав­то­мо­би­ли: оп­ла­та тру­да во­ди­те­лей

Ми­ха­ил Ли­ля, за­мес­ти­тель на­чаль­ни­ка от­де­ла эко­но­ми­ки и фи­нан­сов ОАО «Ми­ноб­лав­тот­ранс»; Ни­ко­лай Сви­рид, эко­но­мист

Та­ри­фи­ка­ция тру­да

Оп­ре­де­ле­ние на­име­но­ва­ния про­фес­сии во­ди­те­ля, та­ри­фи­ка­ция вы­пол­няе­мых им ра­бот и при­свое­ние ему со­от­вет­ст­вую­ще­го клас­са ква­ли­фи­ка­ции осу­ще­ст­в­ляют на ос­но­ве спра­воч­ных дан­ных ква­ли­фи­ка­ци­он­ных ха­рак­те­ри­стик во­ди­те­лей, при­ве­ден­ных в раз­де­ле «Ав­то­мо­биль­ный и го­род­ской транс­порт» вы­пуска 52 Еди­но­го та­риф­но-ква­ли­фи­ка­ци­он­но­го спра­воч­ни­ка ра­бот и про­фес­сий ра­бо­чих, ут­вер­жден­но­го по­ста­нов­ле­ни­ем Ми­нтру­да и со­цза­щи­ты РБ от 25.11.2003 № 147.

При фор­ми­ро­ва­нии ус­ло­вий оп­ла­ты тру­да во­ди­те­лей лег­ко­вых слу­жеб­ных ав­то­мо­би­лей (да­лее – во­ди­те­лей ав­то­мо­би­лей) ком­мер­че­ские ор­га­ни­за­ции долж­ны ру­ко­во­дство­вать­ся:

Ука­зом Пре­зи­ден­та РБ от 10.05.2011 № 181 «О не­ко­то­рых ме­рах по со­вер­шен­ст­во­ва­нию го­су­дар­ст­вен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния в об­лас­ти оп­ла­ты тру­да» (да­лее – Указ № 181);

Тру­до­вым ко­дек­сом РБ (да­лее – ТК);

Ре­ко­мен­да­ция­ми по оп­ре­де­ле­нию та­риф­ных ста­вок (ок­ла­дов) ра­бот­ни­ков ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций и о по­ряд­ке их по­вы­ше­ния, ут­вер­жден­ны­ми по­ста­нов­ле­ни­ем Ми­нтру­да и со­цза­щи­ты РБ от 11.07.2011 № 67 (да­лее – Ре­ко­мен­да­ции № 67);

– ины­ми нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми ак­та­ми, рег­ла­мен­ти­рую­щи­ми ус­ло­вия оп­ла­ты тру­да ра­бот­ни­ков ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций.

Справочно:
под слу­жеб­ным лег­ко­вым ав­то­мо­би­лем по­ни­ма­ет­ся пас­са­жир­ский ав­то­мо­биль с чис­лом мест для си­де­ния не бо­лее 9, вклю­чая ме­сто во­ди­те­ля, пред­на­зна­чен­ный для обес­пе­че­ния дея­тель­но­сти юри­ди­че­ско­го ли­ца, в т.ч. для слу­жеб­ных по­ез­док ру­ко­во­ди­те­ля (его за­мес­ти­те­лей) и дру­гих ра­бот­ни­ков юри­ди­че­ско­го ли­ца.

Оп­ре­де­ле­ние та­риф­ных ста­вок

Ука­зом № 181 ком­мер­че­ским ор­га­ни­за­ци­ям и ин­ди­ви­ду­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лям пре­дос­тав­ле­но пра­во са­мо­стоя­тель­но при­ни­мать ре­ше­ние о при­ме­не­нии Еди­ной та­риф­ной сет­ки ра­бот­ни­ков Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь (ЕТС) при оп­ре­де­ле­нии ус­ло­вий оп­ла­ты тру­да ра­бот­ни­ков.

Ис­хо­дя из это­го и в со­от­вет­ст­вии с Ре­ко­мен­да­ция­ми № 67 на­ни­ма­те­ль на ос­но­ва­нии ло­каль­но­го нор­ма­тив­но­го пра­во­во­го ак­та (ЛНПА), со­гла­ше­ния и (или) тру­до­во­го до­го­во­ра (кон­трак­та) мо­жет ус­та­нав­ли­вать­ та­риф­ные став­ки (ок­ла­ды) ра­бот­ни­ка:

– на ос­но­ве ЕТС;

– на ос­но­ве та­риф­ной сет­ки, оп­ре­де­лен­ной та­риф­ным (ме­ст­ным) со­гла­ше­ни­ем ли­бо раз­ра­бо­тан­ной и вве­ден­ной в ор­га­ни­за­ции (ТС);

– без при­ме­не­ния ЕТС (ТС).

При фор­ми­ро­ва­нии та­риф­ных ста­вок (ок­ла­дов) на ос­но­ве ЕТС их раз­мер во­ди­те­лям ав­то­мо­би­лей оп­ре­де­ля­ет­ся пу­тем ум­но­же­ния та­риф­ной став­ки 1-го раз­ря­да, дей­ст­вую­щей у на­ни­ма­те­ля, на крат­ный раз­мер та­риф­ной став­ки 1-го раз­ря­да, ус­та­нов­лен­ный ра­бот­ни­ку по его про­фес­сии (долж­но­сти) (ко­эф­фи­ци­ент по­вы­ше­ния по тех­но­ло­ги­че­ским ви­дам ра­бот для во­ди­те­лей ав­то­мо­би­лей не пре­ду­смот­рен).

Оп­ре­де­ле­ние раз­ме­ров та­риф­ных ста­вок (ок­ла­дов) без при­ме­не­ния ЕТС (ТС) на­ни­ма­те­ль мо­жет ус­та­нав­ли­вать:

– в про­цент­ном от­но­ше­нии от вы­руч­ки, по­лу­чен­ной от реа­ли­за­ции про­дук­ции, то­ва­ров (ра­бот, ус­луг);

– в про­цент­ном от­но­ше­нии от сум­мы за­клю­чен­ной внеш­не­-эко­но­ми­че­ской сдел­ки (до­го­во­ра) в за­ви­си­мо­сти от эф­фек­тив­но­сти ее (его) реа­ли­за­ции;

– пу­тем ус­та­нов­ле­ния фик­си­ро­ван­ных ли­бо пла­ваю­щих та­риф­ных ста­вок (ок­ла­дов).

В таб­л. 1 при­ве­ден пе­ре­чень про­це­дур, ха­рак­тер­ных для оп­ре­де­ле­ния та­риф­ных ста­вок во­ди­те­лей ав­то­мо­би­лей на ос­но­ве ЕТС и без ее при­ме­не­ния.

При­ве­дем в таб­л. 2 крат­ные раз­ме­ры та­риф­ной став­ки 1-го раз­ря­да во­ди­те­лей ав­то­мо­би­лей со­глас­но при­ло­же­нию 3 к Ре­ко­мен­да­ци­ям № 67 и крат­ные раз­ме­ры бюд­же­та про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма для тру­до­спо­соб­но­го на­се­ле­ния, пре­ду­смот­рен­ные в ЛНПА ор­га­ни­за­ции, и рас­смот­рим при­ме­ры рас­че­та та­риф­ных ста­вок (ок­ла­дов).

При­мер 1 (для ва­ри­ан­та 1)

При оп­ре­де­ле­нии ус­ло­вий оп­ла­ты тру­да ра­бот­ни­ков ор­га­ни­за­ция при­ме­ня­ет ЕТС и Ре­ко­мен­да­ции № 67. Тре­бу­ет­ся оп­ре­де­лить та­риф­ную став­ку во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля Audi А4 с ра­бо­чим объ­е­мом дви­га­те­ля 1,9 л. Крат­ный раз­мер та­риф­ной став­ки 1-го раз­ря­да, ус­та­нов­лен­ный во­ди­те­лю со­глас­но при­ло­же­нию 3 к Ре­ко­мен­да­ци­ям № 67, – 2,12. Дей­ст­вую­щая в ор­га­ни­за­ции та­риф­ная став­ка 1-го раз­ря­да – 1 200 000 руб. По­вы­ше­ние та­риф­ной став­ки, рас­счи­тан­ной по ЕТС, со­став­ля­ет:

– за ха­рак­тер и спе­ци­фи­ку тру­да – 20 %;

– в свя­зи с за­клю­че­ни­ем кон­трак­та со­глас­но Дек­ре­ту № 29 – 30 %.

Рас­чет та­риф­ной став­ки во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля по ва­ри­ан­ту 1 представлен в табл. 3.

При­мер 2 (для ва­ри­ан­та 2)

Ор­га­ни­за­ция не при­ме­ня­ет ЕТС. Та­риф­ная став­ка (ок­лад) во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля Audi А4 с ра­бо­чим объ­е­мом дви­га­те­ля 1,9 л оп­ре­де­ля­ет­ся ис­хо­дя из бюд­же­та про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма для тру­до­спо­соб­но­го на­се­ле­ния, утвержденного по­ста­нов­ле­ни­ем № 939, в сум­ме 1 158 520 руб­. Ус­та­нов­лен­ная во­ди­те­лю в ЛНПА крат­ность бюд­же­та про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма рав­на 2,9. По­вы­ше­ние та­риф­ной став­ки в свя­зи с за­клю­че­ни­ем кон­трак­та – 30 %.

Документ:
По­ста­нов­ле­ние Совета Министров РБ от 29.10.2013 № 939 «Об ут­вер­жде­нии бюд­же­та про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма в сред­нем на ду­шу на­се­ле­ния и по ос­нов­ным со­ци­аль­но-де­мо­гра­фи­че­ским груп­пам в це­нах сентября 2013 г. в рас­че­те на один ме­сяц».

Рас­чет та­риф­ной став­ки (ок­ла­да) во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля по ва­ри­ан­ту 2 представлен в табл. 4.

Сис­те­ма оп­ла­ты тру­да

Во­ди­те­лям ав­то­мо­би­лей ус­та­нав­ли­ва­ют, как пра­ви­ло, про­стую по­вре­мен­ную или по­вре­мен­но-пре­ми­аль­ную сис­те­му оп­ла­ты тру­да.

При про­стой по­вре­мен­ной сис­те­ме оп­ла­ты тру­да за­ра­бот­ная пла­та во­ди­те­лю ав­то­мо­би­ля на­чис­ля­ет­ся по ус­та­нов­лен­ной ему та­риф­ной став­ке за фак­ти­че­ски от­ра­бо­тан­ное вре­мя.

Документ:
Разъ­яс­не­ни­е о по­ряд­ке оп­ре­де­ле­ния рас­чет­ной нор­мы ра­бо­че­го вре­ме­ни и ча­со­вой та­риф­ной став­ки в Рес­пуб­ли­ке Бе­ла­русь, утвержденное по­ста­нов­ле­ни­ем Мин­тру­да РБ от 18.10.1999 № 133.

По спо­со­бу на­чис­ле­ния за­ра­бот­ной пла­ты про­стая по­вре­мен­ная сис­те­ма оп­ла­ты тру­да под­раз­де­ля­ет­ся на по­ча­со­вую и по­ме­сяч­ную.

Ча­со­вую та­риф­ную став­ку во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля (Сч) оп­ре­де­ля­ют в по­ряд­ке, пре­ду­смот­рен­ном Разъ­яс­не­ни­ем № 133, т.е. путем де­ле­ни­я ме­сяч­но-та­риф­ной став­ки (См) на сред­не­ме­сяч­ное ко­ли­че­ст­во рас­чет­ных ра­бо­чих ча­сов (Ксч) в го­ду:

Сч = См / Ксч.

При­мер 3

Ме­сяч­ная та­риф­ная став­ка во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля ГАЗ 3102 «Вол­га» – 3 816 000 руб­. Во­ди­тель ра­бо­та­ет в ре­жи­ме 5-днев­ной 40-ча­со­вой ра­бо­чей не­де­ли, при ко­то­рой в 2013 г. сред­не­ме­сяч­ная рас­чет­ная нор­ма ра­бо­че­го вре­ме­ни со­став­ля­ет 167,3 ч.

Ча­со­вая та­риф­ная став­ка во­ди­те­ля будет равна:

Сч = 3 816 000 / 167,3 = 22 809 руб. (с ок­руг­ле­ни­ем).

На­чис­ле­ние за­ра­бот­ка

При по­вре­мен­ной по­ча­со­вой оп­ла­те тру­да за­ра­бот­ную пла­ту (З) за ме­сяц (или дру­гой рас­чет­ный пе­ри­од) на­чис­ля­ют­ во­ди­те­лю на ос­но­ве его ча­со­вой та­риф­ной став­ки (Сч) и фак­ти­че­ско­го ко­ли­че­ст­ва от­ра­бо­тан­ных ча­сов (Кч.отр):

З = Сч × Кч.отр.

При­мер 4

В ап­ре­ле 2013 г. во­ди­тель ав­то­мо­би­ля ГАЗ 3102 «Вол­га» от­ра­бо­тал в ре­жи­ме 5-днев­ной 40-ча­со­вой ра­бо­чей не­де­ли 175 ч. Ча­со­вая та­риф­ная став­ка во­ди­те­ля рав­на 22 809 руб. Сис­те­ма оп­ла­ты тру­да – про­стая по­вре­мен­ная по­ча­со­вая. Сум­ма на­чис­лен­ной за ме­сяц за­ра­бот­ной пла­ты со­ста­вит:

З = 175 × 22 809 = 3 991 575 руб.

При по­вре­мен­ной по­ме­сяч­ной оп­ла­те тру­да рас­чет за­ра­бот­ной пла­ты осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на ос­но­ве ус­та­нов­лен­но­го во­ди­те­лю ме­сяч­но­го ок­ла­да (Ом), чис­ла ра­бо­чих дней, пре­ду­смот­рен­ных гра­фи­ком ра­бо­ты на дан­ный ме­сяц (Кд.гр), и чис­ла фак­ти­че­ски от­ра­бо­тан­ных дней (Кд.отр).

При пол­ной от­ра­бот­ке ме­сяч­но­го ко­ли­че­ст­ва ра­бо­чих дней за­ра­бот­ная пла­та на­чис­ля­ет­ся в раз­ме­ре ме­сяч­но­го ок­ла­да, а при не­до­ра­бот­ке – про­пор­цио­наль­но ко­ли­че­ст­ву от­ра­бо­тан­ных дней по фор­му­ле:

З = Ом / Кд.гр × Кд.отр.

При­мер 5

В ап­ре­ле 2013 г. во­ди­тель ав­то­мо­би­ля от­ра­бо­тал в ре­жи­ме 5-днев­ной 40-ча­со­вой ра­бо­чей не­де­ли 20 ра­бо­чих дней вме­сто 22 дней, пре­ду­смот­рен­ных гра­фи­ком ра­бо­ты (2 дня бо­лел). Ме­сяч­ный ок­лад во­ди­те­ля со­став­ля­ет 3 816 000 руб. Сис­те­ма оп­ла­ты тру­да – про­стая по­вре­мен­ная по­ме­сяч­ная.

Сум­ма на­чис­лен­ной за ме­сяц за­ра­бот­ной пла­ты рав­на:

З = 3 816 000 / 22 × 20 = 3 469 091 руб. (с ок­руг­ле­ни­ем).

Оп­ла­та за ра­бо­ту в го­су­дар­ст­вен­ные празд­ни­ки, празд­нич­ные и вы­ход­ные дни

1. Оп­ла­та ра­бо­ты, вы­пол­нен­ной в пре­де­лах ме­сяч­ной нор­мы ра­бо­че­го вре­ме­ни

Во­ди­те­ли с по­ча­со­вой оп­ла­той тру­да. Ес­ли ра­бо­та в го­су­дар­ст­вен­ные празд­ни­ки, празд­нич­ные и вы­ход­ные дни пре­ду­смот­ре­на гра­фи­ком ра­бо­ты (смен­но­сти), т.е. вы­пол­ня­ет­ся в пре­де­лах ме­сяч­ной нор­мы ра­бо­че­го вре­ме­ни, то ее оп­ла­та по двой­ной ча­со­вой та­риф­ной став­ке вклю­ча­ет оп­ла­ту ча­сов ра­бо­ты, вхо­дя­щих в ме­сяч­ную нор­му ра­бо­че­го вре­ме­ни.

При­мер 6

Во­ди­тель с по­вре­мен­ной по­ча­со­вой оп­ла­той тру­да от­ра­бо­тал в мае 2013 г. со­глас­но гра­фи­ку ра­бо­ты (смен­но­сти) ме­сяч­ную нор­му ра­бо­че­го вре­ме­ни – 158 ч, вклю­чаю­щую 8 ч ра­бо­ты в празд­нич­ный день.

Ча­со­вая та­риф­ная став­ка во­ди­те­ля – 22 809 руб.

Во­ди­те­лю на­чис­ле­на за­ра­бот­ная пла­та:

– по двой­ной ча­со­вой та­риф­ной став­ке за 8 ч ра­бо­ты в празд­нич­ный день – 364 944 руб. (8 × 22 809 × 2);

– по ча­со­вой та­риф­ной став­ке за ос­таль­ные ча­сы, пре­ду­смот­рен­ные гра­фи­ком ра­бо­ты (смен­но­сти), – 3 421 350 руб. ((158 – 8) × 22 809).

Во­ди­те­ли с по­ме­сяч­ной оп­ла­той тру­да. Во­ди­те­лям, по­лу­чаю­щим ме­сяч­ный ок­лад, оп­ла­та осуществляется в раз­ме­ре не ни­же оди­нар­ной ча­со­вой та­риф­ной став­ки (ок­ла­да) сверх ме­сяч­но­го ок­ла­да, ес­ли ра­бо­та про­из­во­ди­лась в пре­де­лах ме­сяч­ной нор­мы ра­бо­че­го вре­ме­ни.

При­мер 7

Во­ди­тель ав­то­мо­би­ля Mercedec Е220 от­ра­бо­тал в го­су­дар­ст­вен­ный празд­ник при 6-днев­ной ра­бо­чей не­де­ле 7 ч в пре­де­лах ме­сяч­ной нор­мы ра­бо­че­го вре­ме­ни. Ок­лад во­ди­те­ля со­став­ля­ет 3 816 000 руб. Сред­не­ме­сяч­ное ко­ли­че­ст­во ра­бо­чих ча­сов в 2013 г. при 6-днев­ной 40-час­о­вой ра­бо­чей не­де­ле – 168 ч.

Во­ди­те­лю на­чис­ле­но за­ра­бот­ной пла­ты:

– ок­лад в сум­ме 3 816 000 руб;

– по ча­со­вой та­риф­ной став­ке за 7 ч, во­шед­ших в ме­сяч­ную нор­му ра­бо­че­го вре­ме­ни, – 159 000 руб. (3 816 000 / 168 × 7).

2. Оп­ла­та ра­бо­ты, вы­пол­нен­ной сверх ме­сяч­ной нор­мы ра­бо­че­го вре­ме­ни

Во­ди­те­ли с по­ча­со­вой оп­ла­той тру­да. Ес­ли в го­су­дар­ст­вен­ные празд­ни­ки, празд­нич­ные и вы­ход­ные дни во­ди­те­ли вы­пол­ня­ют ра­бо­ты сверх ус­та­нов­лен­ной ме­сяч­ной нор­мы ра­бо­че­го вре­ме­ни, то оп­ла­та ча­сов этой ра­бо­ты про­из­во­дит­ся не ни­же двой­ной ча­со­вой та­риф­ной став­ки сверх оп­ла­ты от­ра­бо­тан­ных по нор­ме ча­сов.

При­мер 8

Во­ди­тель ав­то­мо­би­ля Mazda 3 с по­вре­мен­ной по­ча­со­вой оп­ла­той тру­да от­ра­бо­тал ус­та­нов­лен­ную при 5-днев­ной ра­бо­чей не­де­ле гра­фи­ком ра­бо­ты (смен­но­сти) нор­му ча­сов ра­бо­че­го вре­ме­ни – 168 ч. На­ря­ду с этим в со­от­вет­ст­вии с при­ка­зом на­ни­ма­те­ля он от­ра­бо­тал сверх гра­фи­ка 8 ч в вы­ход­ной день. Ча­со­вая та­риф­ная став­ка во­ди­те­ля со­став­ля­ет 19 395 руб.

Во­ди­те­лю на­чис­ле­на за­ра­бот­ная пла­та:

– по двой­ной ча­со­вой та­риф­ной став­ке за от­ра­бо­тан­ные в вы­ход­ной день ча­сы сверх ме­сяч­ной нор­мы ра­бо­че­го вре­ме­ни – 310 320 руб. (19 395 × 8 × 2);

– по ча­со­вой та­риф­ной став­ке за от­ра­бо­тан­ную ме­сяч­ную нор­му ча­сов ра­бо­че­го вре­ме­ни – 3 258 360 руб. (168 × 19 395).

Во­ди­те­ли с по­ме­сяч­ной оп­ла­той тру­да. Тру­д во­ди­те­лей ав­томо­би­лей, по­лу­чаю­щих ме­сяч­ный ок­лад, подлежит оплате в раз­ме­ре не ни­же двой­ной ча­со­вой та­риф­ной став­ки сверх ме­сяч­но­го ок­ла­да, ес­ли ра­бо­та про­из­во­ди­лась сверх ме­сяч­ной нор­мы ра­бо­че­го вре­ме­ни.

При­мер 9

Во­ди­тель ав­то­мо­би­ля ГАЗ 3102 «Вол­га» при 5-днев­ной ра­бо­чей не­де­ле от­ра­бо­тал в празд­нич­ный день 8 ч сверх ме­сяч­ной нор­мы ра­бо­че­го вре­ме­ни. Ок­лад во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля со­став­ля­ет 3 823 459 руб. Сред­не­ме­сяч­ное ко­ли­че­ст­во ра­бо­чих ча­сов при 5-днев­ной 40-ча­со­вой ра­бо­чей не­де­ле – 167,3 ч.

Во­ди­те­лю на­чис­ле­на за­ра­бот­ная пла­та:

– ок­лад в сум­ме 3 823 459 руб.;

– по двой­ной ча­со­вой та­риф­ной став­ке за 8 ч ра­бо­ты в празд­нич­ный день сверх ме­сяч­ной нор­мы ра­бо­че­го вре­ме­ни – 365 663 руб. (3 823 459 / 167,3 × 8 × 2).

На­чис­ле­ние пре­мий

За ра­бо­ту в го­су­дар­ст­вен­ные празд­ни­ки, празд­нич­ные и вы­ход­ные дни, ус­та­нов­лен­ные ра­бот­ни­кам пра­ви­ла­ми внут­рен­не­го тру­до­во­го рас­по­ряд­ка или гра­фи­ком ра­бот (смен­но­сти), пре­мии на­чис­ля­ют­ся на за­ра­бо­ток по оди­нар­ным сдель­ным рас­цен­кам или на оди­нар­ную та­риф­ную став­ку (ст. 69 ТК).

Иная ком­пен­са­ция за ра­бо­ту в вы­ход­ные и празд­нич­ные дни

По со­гла­ше­нию между на­ни­ма­те­лем и во­ди­те­лем ра­бо­та в вы­ход­ной день мо­жет ком­пен­си­ро­вать­ся пре­дос­тав­ле­ни­ем дру­го­го дня от­ды­ха (ст. 146 ТК). За ра­бо­ту в го­су­дар­ст­вен­ные празд­ни­ки и празд­нич­ные дни, ес­ли эта ра­бо­та вы­пол­ня­лась сверх ме­сяч­ной нор­мы ра­бо­че­го вре­ме­ни, во­ди­те­лю по его же­ла­нию пре­дос­тав­ля­ет­ся кро­ме оп­ла­ты в по­вы­шен­ном раз­ме­ре, пре­ду­смот­рен­ной частью первой ст. 69 ТК, дру­гой не­оп­ла­чи­вае­мый день от­ды­ха (ст. 148 ТК).

До­п­ла­ты и над­бав­ки

За ра­бо­ту в ноч­ное вре­мя

Ноч­ным счи­та­ет­ся вре­мя с 22:00 до 06:00 (ст. 117 ТК).

За ка­ж­дый час ра­бо­ты в ноч­ное вре­мя или ноч­ную сме­ну при смен­ном ре­жи­ме ра­бо­ты про­из­во­дят­ся до­п­ла­ты в раз­ме­ре, ус­та­нав­ли­вае­мом кол­лек­тив­ным до­го­во­ром, со­гла­ше­ни­ем, но не ни­же 20 % ча­со­вой та­риф­ной став­ки (ок­ла­да) ра­бот­ни­ка (ст. 70 ТК). При этом ноч­ной сме­ной счи­та­ет­ся сме­на, в ко­то­рой бо­лее 50 % вре­ме­ни при­хо­дит­ся на ноч­ное вре­мя.

При­мер 10

Ча­со­вая та­риф­ная став­ка во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля AUDI A4 рав­на 22 854 руб. В ап­ре­ле 2013 г. во­ди­тель от­ра­бо­тал в ноч­ное вре­мя 20 ч. Со­глас­но кол­лек­тив­но­му до­го­во­ру до­п­ла­та за ра­бо­ту в ноч­ное вре­мя ус­та­нов­ле­на в раз­ме­ре 40 % ча­со­вой та­риф­ной став­ки ра­бот­ни­ка. Сум­ма до­п­ла­ты (Дн.в) со­ста­вит:

Дн.в = 22 854 × 40 / 100 × 20 = 182 832 руб.

За класс­ность

Раз­мер над­бав­ки за класс­ность ус­та­нав­ли­ва­ет­ся на­ни­ма­те­ля­ми на ос­но­ва­нии кол­лек­тив­но­го до­го­во­ра, со­гла­ше­ния, тру­до­во­го до­го­во­ра.

В со­от­вет­ст­вии со сло­жив­шей­ся прак­ти­кой над­бав­ка за класс­ность во­ди­те­лям ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций вы­пла­чи­ва­ет­ся еже­ме­сяч­но в сле­дую­щих раз­ме­рах:

– во­ди­те­лям II клас­са – 10 %;

– во­ди­те­лям I клас­са – 25 % от ус­та­нов­лен­ной им та­риф­ной став­ки за от­ра­бо­тан­ное в ка­че­ст­ве во­ди­те­ля вре­мя.

При этом за ча­сы, от­ра­бо­тан­ные сверх­уроч­но, в го­су­дар­ст­вен­ные празд­ни­ки, празд­нич­ные и вы­ход­ные дни, оп­ла­та ко­то­рых про­из­во­дит­ся по двой­ным ча­со­вым та­риф­ным став­кам, раз­мер над­бав­ки за класс­ность оп­ре­де­ля­ют ис­хо­дя из сум­мы за­ра­бот­ной пла­ты, на­чис­лен­ной по оди­нар­ной та­риф­ной став­ке.

При­мер 11

Ча­со­вая та­риф­ная став­ка во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля BMW 745 со­став­ля­ет 24 000 руб. За ме­сяц в ка­че­ст­ве во­ди­те­ля от­ра­бо­та­но 180 ч, в т.ч. 12 сверх­уроч­но, с оп­ла­той за сверх­уроч­ное вре­мя по двой­ной ча­со­вой та­риф­ной став­ке. Во­ди­тель име­ет II класс ква­ли­фи­ка­ции.

Над­бав­ка за класс­ность (Нк) рав­на:

Нк = 180 × (24 000 × 10 / 100) = 432 000 руб.

При­мер 12

Гра­фи­ком ра­бо­ты во­ди­те­лю пре­ду­смат­ри­ва­лось от­ра­бо­тать за ме­сяц 159 ч. Фак­ти­че­ски во­ди­тель от­ра­бо­тал 174 ч, в т.ч. 8 ч – в вы­ход­ной день и 7 ч – в празд­нич­ный день. Ча­со­вая та­риф­ная став­ка во­ди­те­ля BMW 745 со­став­ля­ет 24 000 руб. Во­ди­тель име­ет I класс.

Над­бав­ка за класс­ность со­ста­вит:

Нк = 24 000 × (159 + 8 + 7) × 25 / 100 = 1 044 000 руб.

За разъ­езд­ной ха­рак­тер ра­бо­ты

Во­ди­те­лям ав­то­мо­би­лей, вы­пол­няю­щим ра­бо­ты на объ­ек­тах, рас­по­ло­жен­ных вне мес­та жи­тель­ст­ва, при по­езд­ках сверх ус­та­нов­лен­ной про­дол­жи­тель­но­сти ра­бо­че­го вре­ме­ни, а так­же при слу­жеб­ных по­езд­ках в пре­де­лах об­слу­жи­вае­мых ими уча­ст­ков мо­жет вы­пла­чи­вать­ся над­бав­ка за разъ­езд­ной ха­рак­тер ра­бо­ты (п. 3 По­ло­же­ния № 763). Над­бав­ка на­чис­ля­ет­ся в раз­ме­ре 50 % от нор­мы су­точ­ных при од­но­днев­ных ко­ман­ди­ров­ках по фор­му­ле

Нр = С × 50 / 100 × Кд,

где С – сум­ма су­точ­ных, ус­та­нов­лен­ная по­ста­нов­ле­ни­ем Мин­фина о нор­мах воз­ме­ще­ния ко­ман­ди­ро­воч­ных рас­хо­дов при од­но­днев­ных ко­ман­ди­ров­ках, руб.;

50 – раз­мер над­бав­ки, %;

Кд – ко­ли­че­ст­во дней разъ­езд­но­го ха­рак­те­ра ра­бо­ты.

Документ:
По­ло­же­ние об ус­ло­ви­ях, по­ряд­ке и раз­ме­рах вы­пла­ты над­ба­вок за под­виж­ной и разъ­езд­ной ха­рак­тер ра­бо­ты, про­из­вод­ст­во ра­бо­ты вах­то­вым ме­то­дом, за по­сто­ян­ную ра­бо­ту в пу­ти, ра­бо­ту вне мес­та жи­тель­ст­ва (по­ле­вое до­воль­ст­вие), ут­верж­ден­ное по­ста­нов­ле­ни­ем Совета Ми­нистров РБ от 26.05.2000 № 763.

При­мер 13

Во­ди­тель ав­то­мо­би­ля 15 дней со­вер­шал слу­жеб­ные по­езд­ки на объ­ек­ты, рас­по­ло­жен­ные вне мес­та про­жи­ва­ния, и еже­днев­но воз­вра­щал­ся к мес­ту по­сто­ян­но­го жи­тель­ст­ва. По­езд­ки пре­вы­ша­ли ус­та­нов­лен­ную еже­днев­ную про­дол­жи­тель­ность ра­бо­че­го вре­ме­ни. Нор­ма су­точ­ных при од­но­днев­ных ко­ман­ди­ров­ках рав­на 30 000 руб. (по­ста­нов­ле­ние № 53). Сум­ма над­бав­ки за разъ­езд­ной ха­рак­тер ра­бо­ты со­ста­вит:

Нр = 30 000 × 50 / 100 × 15 = 225 000 руб.

Документ:
по­ста­нов­ле­ние Ми­нфи­на РБ от 08.08.2013 № 53 «Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках».

За про­дол­жи­тель­ность не­пре­рыв­ной ра­бо­ты

Над­бав­ку за про­дол­жи­тель­ность не­пре­рыв­ной ра­бо­ты (воз­на­гра­ж­де­ние за вы­слу­гу лет, стаж ра­бо­ты) ус­та­нав­ли­ва­ют на ос­но­ва­нии и в по­ряд­ке, пре­ду­смот­рен­ных ст. 63 ТК.

Над­бав­ка диф­фе­рен­ци­ру­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от ста­жа не­пре­рыв­ной ра­бо­ты. На­при­мер, при ста­же ра­бо­ты от 1 го­да до 5 лет ее раз­мер мо­жет со­став­лять 5 %, от 5 до 10 лет – 10 %, от 10 до 15 лет – 15 %, от 15 лет и вы­ше – 20 % ме­сяч­ной та­риф­ной став­ки ок­ла­да во­ди­те­ля за от­ра­бо­тан­ное за ме­сяц вре­мя.

Сум­му над­бав­ки за не­пре­рыв­ный стаж ра­бо­ты за ме­сяц (Нн.ст) рас­счи­ты­ва­ют по фор­му­лам:

– при оп­ла­те тру­да по ме­сяч­ным ок­ла­дам:

Нн.ст = Ом / Кд.гр × Кд.отр × Пн / 100,

где Ом – ме­сяч­ный ок­лад во­ди­те­ля;

Кд.гр – ко­ли­че­ст­во ра­бо­чих дней по гра­фи­ку ра­бо­ты;

Кд.отр – ко­ли­че­ст­во от­ра­бо­тан­ных дней в ме­ся­це;

Пн – про­цент над­бав­ки за не­пре­рыв­ный стаж ра­бо­ты со­глас­но шка­ле;

– при по­ча­со­вой оп­ла­те тру­да:

Нн.ст = Cч × Пн × 100 × Кч.отр,

где Сч – ча­со­вая та­риф­ная став­ка во­ди­те­ля;

Пн – про­цент над­бав­ки за не­пре­рыв­ный стаж ра­бо­ты со­глас­но шка­ле;

Кч.отр – ко­ли­че­ст­во от­ра­бо­тан­ных ча­сов.

При­мер 14

Стаж ра­бо­ты во­ди­те­ля составляет 4 го­да, ок­лад – 3 824 000 руб. В кол­лек­тив­ном до­го­во­ре при ста­же не­пре­рыв­ной ра­бо­ты от 1 го­да до 5 лет преду­смотрена над­бав­ка 5 % ок­ла­да.

В со­от­вет­ст­вии с гра­фи­ком ра­бо­ты в ап­ре­ле 2013 г. сле­до­ва­ло от­ра­бо­тать 22 дня. Фак­ти­че­ски во­ди­тель от­ра­бо­тал 21 день (1 день на­хо­дил­ся в со­ци­аль­ном от­пус­ке).

Сум­ма над­бав­ки со­ста­вит:

Нст = 3 824 000 / 22 × 21 × 5 / 100 = 182 509 руб.

Важно!
За вре­мя бо­лез­ни, тру­до­во­го от­пус­ка, дру­гие дни от­сут­ст­вия на ра­бо­те, ко­то­рые оп­ла­че­ны ис­хо­дя из сред­не­го за­ра­бот­ка ра­бо­таю­ще­го, ука­зан­ная над­бав­ка не мо­жет быть вы­пла­че­на, так как сред­ний за­ра­бо­ток вклю­ча­ет и над­бав­ку за про­дол­жи­тель­ность не­пре­рыв­ной ра­бо­ты.

Пре­ми­ро­ва­ние

За про­из­вод­ст­вен­ные ре­зуль­та­ты

Пре­ми­ро­ва­ние за про­из­вод­ст­вен­ные ре­зуль­та­ты – со­став­ная часть по­вре­мен­но пре­ми­аль­ной сис­те­мы оп­ла­ты тру­да во­ди­те­лей.

По­ка­за­те­ля­ми пре­ми­ро­ва­ния во­ди­те­лей лег­ко­вых слу­жеб­ных ав­то­мо­би­лей, как пра­ви­ло, яв­ля­ют­ся:

– свое­вре­мен­ное и ка­че­ст­вен­ное вы­пол­не­ние за­да­ния;

– со­дер­жа­ние ав­то­мо­би­ля в тех­ни­че­ски ис­прав­ном со­стоя­нии.

Ус­ло­вия пре­ми­ро­ва­ния – от­сут­ст­вие на­ру­ше­ний про­из­вод­ст­вен­ной и тру­до­вой дис­ци­п­ли­ны, дру­гих упу­ще­ний в ра­бо­те и на­ру­ше­ний, пре­ду­смот­рен­ных кол­лек­тив­ным до­го­во­ром.

При пре­ми­ро­ва­нии во­ди­те­лей ав­то­мо­би­лей це­ле­со­об­раз­но учи­ты­вать Ре­ко­мен­да­ции № 29.

Документ:
Ре­ко­мен­да­ции по пре­ми­ро­ва­нию ра­бот­ни­ков ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций по ре­зуль­та­там фи­нан­со­во-хо­зяй­ст­вен­ной дея­тель­но­сти, утвержденные по­ста­нов­ле­ни­ем Мин­тру­да и соц­за­щи­ты РБ от 28.02.2012 № 29 (да­лее – Ре­ко­мен­да­ции № 29).

Размер пре­мии от­дель­но­му ра­бот­ни­ку мо­жет быть уве­ли­чен ли­бо умень­шен по ре­ше­нию на­ни­ма­те­ля с уче­том его вкла­да в вы­пол­не­ние ус­та­нов­лен­ных по­ка­за­те­лей (п. 39 Ре­ко­мен­да­ций № 29).

Ис­хо­дя из спе­ци­фи­ки ра­бо­ты во­ди­те­ля ав­то­мо­би­ля при­мер­ный пе­ре­чень упу­ще­ний, за ко­то­рые сни­жа­ет­ся раз­мер пре­мии, мо­жет вклю­чать:

– со­вер­ше­ние до­рож­но-транс­порт­но­го про­ис­ше­ст­вия (ДТП) или ава­рии по ви­не во­ди­те­ля, а так­же их со­кры­тие, ос­тав­ле­ние мес­та про­ис­ше­ст­вия;

– на­ру­ше­ние пра­вил и норм ох­ра­ны тру­да и по­жар­ной безо­пас­но­сти, тру­до­вой и про­из­вод­ст­вен­ной дис­ци­п­ли­ны;

– не­вы­пол­не­ние рас­по­ря­же­ний ру­ко­во­ди­те­ля и др.

Важно!
Пол­ное или час­тич­ное ли­ше­ние пре­мии про­из­во­дит­ся за пе­ри­од, в ко­то­ром бы­ло со­вер­ше­но упу­ще­ние в ра­бо­те, и оформ­ля­ет­ся при­ка­зом (рас­по­ря­же­ни­ем) на­ни­ма­те­ля.

Ра­бот­ни­ки мо­гут ли­шать­ся пре­мии пол­но­стью (п. 41 Ре­ко­мен­да­ций № 29):

– за про­гул (в т.ч. от­сут­ст­вие на ра­бо­те бо­лее 3 ч в те­че­ние ра­бо­че­го дня) без ува­жи­тель­ной при­чи­ны;

– по­яв­ле­ние на ра­бо­те в со­стоя­нии ал­ко­голь­но­го, ток­си­че­ско­го или нар­ко­ти­че­ско­го опь­я­не­ния, а так­же рас­пи­тие спирт­ных на­пит­ков, упот­реб­ле­ние нар­ко­ти­че­ских или ток­си­че­ских средств на ра­бо­чем мес­те в ра­бо­чее вре­мя;

– со­вер­ше­ние по мес­ту ра­бо­ты хи­ще­ния иму­ще­ст­ва на­ни­ма­те­ля, ус­та­нов­лен­но­го всту­пив­шим в за­кон­ную си­лу при­го­во­ром су­да или по­ста­нов­ле­ни­ем ор­га­на, в ком­пе­тен­цию ко­то­ро­го вхо­дит на­ло­же­ние ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­го взы­ска­ния.

Документ:
по­ста­нов­ле­ние Сове­та Ми­нистров РБ от 31.08.2007 № 1124 «О сти­му­ли­ро­ва­нии ра­бот­ни­ков за эко­но­мию и ра­цио­наль­ное ис­поль­зо­ва­ние то­п­лив­но-энер­ге­ти­че­ских и ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов» (да­лее – по­ста­нов­ле­ние № 1124).

За эко­но­мию го­рю­че-сма­зоч­ных ма­те­риа­лов

Пре­ми­ро­ва­ние за эко­но­мию го­рю­че-сма­зоч­ных ма­те­риа­лов ор­га­ни­зу­ют­ в со­от­вет­ст­вии с по­ста­нов­ле­ни­ем № 1124 и Ре­ко­мен­да­ция­ми № 27/13.

По­ста­нов­ле­ни­ем № 1124 ус­та­нов­ле­ны сле­дую­щие условия:

– об­щая сум­ма средств, на­прав­ляе­мых на вы­пла­ту ра­бот­ни­кам ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций, за ис­клю­че­ни­ем ру­ко­во­ди­те­лей го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций и ор­га­ни­за­ций с до­лей соб­ст­вен­но­сти го­су­дар­ст­ва в их иму­ще­ст­ве, пре­мии за эко­но­мию и ра­цио­наль­ное ис­поль­зо­ва­ние то­п­лив­но-энер­ге­ти­че­ских и ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов, при вклю­че­нии в за­тра­ты по про­из­вод­ст­ву и реа­ли­за­ции про­дук­ции, то­ва­ров (ра­бот, ус­луг), учи­ты­вае­мые при це­но­об­ра­зо­ва­нии и на­ло­го­об­ло­же­нии, не долж­на пре­вы­шать 80 % от сум­мы эко­но­мии то­п­лив­но-энер­ге­ти­че­ских и ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов, ес­ли иное не пре­ду­смот­ре­но за­ко­но­да­тель­ст­вом, при ус­ло­вии пе­ре­смот­ра в ус­та­нов­лен­ном по­ряд­ке норм рас­хо­да со­от­вет­ст­вую­щих ви­дов то­п­лив­но-энер­ге­ти­че­ских и ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов;

– мак­си­маль­ный раз­мер пре­мии кон­крет­но­му ра­бот­ни­ку не мо­жет пре­вы­шать 50 % его та­риф­ной став­ки (долж­но­ст­но­го ок­ла­да) за фак­ти­че­ски от­ра­бо­тан­ное вре­мя в от­чет­ном квар­та­ле.

Документ:
Ре­ко­мен­да­ции о мо­раль­ном и ма­те­ри­аль­ном сти­му­ли­ро­ва­нии ра­бот­ни­ков за эко­но­мию и ра­цио­наль­ное ис­поль­зо­ва­ние то­п­лив­но-энер­ге­ти­че­ских и ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов, утвержденные по­ста­нов­ле­ни­ем Мин­тру­да и соц­за­щи­ты и Го­сстан­дарт­а РБ от 22.02.2012 № 27/13.

При­ве­дем при­мер оп­ре­де­ле­ния сум­мы эко­но­мии бен­зи­на, на­прав­ляе­мой на пре­ми­ро­ва­ние во­ди­те­ля и дру­гих ра­бот­ни­ков.

При­мер 15

Во­ди­тель сэ­ко­но­мил 50 л бен­зи­на АИ-92. Стои­мость 1 л бен­зи­на – 7 300 руб­. Раз­мер от­чис­ле­ний в Фонд со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния (ФСЗН) – 34 % от сум­мы, на­прав­лен­ной на пре­ми­ро­ва­ние, на обя­за­тель­ное стра­хо­ва­ние – 0,7 %.

Рас­че­ты про­из­ве­дены в таб­л. 5.

Оп­ла­та тру­да при пе­ре­во­де на ТО и ТР

Тех­ни­че­ское об­слу­жи­ва­ние (ТО) и те­ку­щий ре­монт (ТР) ав­то­мо­би­лей осу­ще­ст­в­ляют­ся, как пра­ви­ло, без при­вле­че­ния для вы­пол­не­ния этих ра­бот во­ди­те­лей.

Важно!
Кон­крет­ные по­ка­за­те­ли, ус­ло­вия и раз­ме­ры пре­ми­ро­ва­ния, пе­ре­чень ра­бот­ни­ков, под­ле­жа­щих пре­ми­ро­ва­нию, сро­ки вы­пла­ты пре­мий определяют в по­ло­же­нии о пре­ми­ро­ва­нии ра­бот­ни­ков за эко­но­мию и ра­цио­наль­ное ис­поль­зо­ва­ние то­п­лив­но-энер­ге­ти­че­ских и ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов, ко­то­рое при­ла­га­ет­ся к кол­лек­тив­но­му до­го­во­ру в ка­че­ст­ве его не­отъ­ем­ле­мой час­ти.

В слу­чае пе­ре­во­да во­ди­те­лей на ТО и ТР в свя­зи с про­из­водст­вен­ной не­об­хо­ди­мо­стью на срок до 1 ме­ся­ца оп­ла­ту их тру­да про­из­во­дят по вы­пол­няе­мой ра­бо­те, но не ни­же сред­не­го за­ра­бот­ка по преж­ней (ос­нов­ной) ра­бо­те (ст. 33 ТК).

В слу­чае пе­ре­во­да во­ди­те­лей на ТО и ТР по ст. 34 ТК вслед­ст­вие про­стоя (в свя­зи с не­ис­прав­но­стью или не­ком­плект­но­стью за­кре­п­лен­ных за ни­ми ав­то­мо­би­лей, от­сут­ст­ви­ем ра­бо­ты по спе­ци­аль­но­сти и т.п.) оп­ла­та их тру­да про­из­во­дит­ся по вы­пол­няе­мой ра­бо­те. При этом во­ди­те­лям:

– вы­пол­няю­щим нор­мы вы­ра­бот­ки или пе­ре­ве­ден­ным на по­вре­мен­но оп­ла­чи­вае­мую ра­бо­ту, со­хра­ня­ет­ся сред­ний за­ра­бо­ток по преж­ней ра­бо­те;

– не вы­пол­няю­щим нор­мы вы­ра­бот­ки, про­из­во­дит­ся оп­ла­та тру­да по вы­пол­няе­мой ра­бо­те, но не ни­же их та­риф­ной став­ки.

Над­бав­ку за класс­ность за вре­мя, оп­ла­чен­ное во­ди­те­лям по та­риф­ным став­кам ра­бо­чих, за­ня­тых ТО и ТР под­виж­но­го со­ста­ва, не вы­пла­чи­вают.

Документ:
по­ста­нов­ле­ние Мин­тру­да и соц­за­щи­ты РБ от 21.01.2000 № 6 «О ме­рах по со­вер­шен­ст­во­ва­нию ус­ло­вий оп­ла­ты тру­да ра­бот­ни­ков бюд­жет­ных ор­га­ни­за­ций и иных ор­га­ни­за­ций, по­лу­чаю­щих суб­си­дии, ра­бот­ни­ки ко­то­рых при­рав­не­ны по оп­ла­те тру­да к ра­бот­ни­кам бюд­жет­ных ор­га­ни­за­ций»

В ор­га­ни­за­ци­ях с не­боль­шим ко­ли­че­ст­вом ав­то­мо­би­лей (до 15), где нет не­об­хо­ди­мо­сти со­дер­жать спе­ци­аль­ный штат ре­монт­ных и об­слу­жи­ваю­щих ра­бо­чих и во­ди­те­ли пол­но­стью осу­ще­ст­в­ля­ют ра­бо­ты по ре­мон­ту и тех­ни­че­ско­му об­слу­жи­ва­нию ав­то­мо­би­лей в свое ра­бо­чее вре­мя (ес­ли не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным вы­пол­нить эти ра­бо­ты на стан­ции об­слу­жи­ва­ния или транс­порт­ном пред­при­ятии), оп­ла­та их тру­да за вре­мя вы­пол­не­ния этих ра­бот про­из­во­дит­ся по ус­та­нов­лен­ным для них как во­ди­те­лей ус­ло­ви­ям: с вы­пла­той над­бав­ки за класс­ность и до­п­ла­той за осо­бый ха­рак­тер ра­бо­ты (п. 1.9 при­ло­же­ния 1 к по­ста­нов­ле­нию № 6).

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.