Служебные легковые автомобили: оплата труда водителей
Тарификация труда
Определение наименования профессии водителя, тарификация выполняемых им работ и присвоение ему соответствующего класса квалификации осуществляют на основе справочных данных квалификационных характеристик водителей, приведенных в разделе «Автомобильный и городской транспорт» выпуска 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 25.11.2003 № 147.
При формировании условий оплаты труда водителей легковых служебных автомобилей (далее – водителей автомобилей) коммерческие организации должны руководствоваться:
– Указом Президента РБ от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» (далее – Указ № 181);
– Трудовым кодексом РБ (далее – ТК);
– Рекомендациями по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 11.07.2011 № 67 (далее – Рекомендации № 67);
– иными нормативными правовыми актами, регламентирующими условия оплаты труда работников коммерческих организаций.
Справочно:
под служебным легковым автомобилем понимается пассажирский автомобиль с числом мест для сидения не более 9, включая место водителя, предназначенный для обеспечения деятельности юридического лица, в т.ч. для служебных поездок руководителя (его заместителей) и других работников юридического лица.
Определение тарифных ставок
Указом № 181 коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям предоставлено право самостоятельно принимать решение о применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (ЕТС) при определении условий оплаты труда работников.
Исходя из этого и в соответствии с Рекомендациями № 67 наниматель на основании локального нормативного правового акта (ЛНПА), соглашения и (или) трудового договора (контракта) может устанавливать тарифные ставки (оклады) работника:
– на основе ЕТС;
– на основе тарифной сетки, определенной тарифным (местным) соглашением либо разработанной и введенной в организации (ТС);
– без применения ЕТС (ТС).
При формировании тарифных ставок (окладов) на основе ЕТС их размер водителям автомобилей определяется путем умножения тарифной ставки 1-го разряда, действующей у нанимателя, на кратный размер тарифной ставки 1-го разряда, установленный работнику по его профессии (должности) (коэффициент повышения по технологическим видам работ для водителей автомобилей не предусмотрен).
Определение размеров тарифных ставок (окладов) без применения ЕТС (ТС) наниматель может устанавливать:
– в процентном отношении от выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг);
– в процентном отношении от суммы заключенной внешне-экономической сделки (договора) в зависимости от эффективности ее (его) реализации;
– путем установления фиксированных либо плавающих тарифных ставок (окладов).
В табл. 1 приведен перечень процедур, характерных для определения тарифных ставок водителей автомобилей на основе ЕТС и без ее применения.
Приведем в табл. 2 кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда водителей автомобилей согласно приложению 3 к Рекомендациям № 67 и кратные размеры бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, предусмотренные в ЛНПА организации, и рассмотрим примеры расчета тарифных ставок (окладов).
Пример 1 (для варианта 1)
При определении условий оплаты труда работников организация применяет ЕТС и Рекомендации № 67. Требуется определить тарифную ставку водителя автомобиля Audi А4 с рабочим объемом двигателя 1,9 л. Кратный размер тарифной ставки 1-го разряда, установленный водителю согласно приложению 3 к Рекомендациям № 67, – 2,12. Действующая в организации тарифная ставка 1-го разряда – 1 200 000 руб. Повышение тарифной ставки, рассчитанной по ЕТС, составляет:
– за характер и специфику труда – 20 %;
– в связи с заключением контракта согласно Декрету № 29 – 30 %.
Расчет тарифной ставки водителя автомобиля по варианту 1 представлен в табл. 3.
Пример 2 (для варианта 2)
Организация не применяет ЕТС. Тарифная ставка (оклад) водителя автомобиля Audi А4 с рабочим объемом двигателя 1,9 л определяется исходя из бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, утвержденного постановлением № 939, в сумме 1 158 520 руб. Установленная водителю в ЛНПА кратность бюджета прожиточного минимума равна 2,9. Повышение тарифной ставки в связи с заключением контракта – 30 %.
Документ:
Постановление Совета Министров РБ от 29.10.2013 № 939 «Об утверждении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах сентября 2013 г. в расчете на один месяц».
Расчет тарифной ставки (оклада) водителя автомобиля по варианту 2 представлен в табл. 4.
Система оплаты труда
Водителям автомобилей устанавливают, как правило, простую повременную или повременно-премиальную систему оплаты труда.
При простой повременной системе оплаты труда заработная плата водителю автомобиля начисляется по установленной ему тарифной ставке за фактически отработанное время.
По способу начисления заработной платы простая повременная система оплаты труда подразделяется на почасовую и помесячную.
Часовую тарифную ставку водителя автомобиля (Сч) определяют в порядке, предусмотренном Разъяснением № 133, т.е. путем деления месячно-тарифной ставки (См) на среднемесячное количество расчетных рабочих часов (Ксч) в году:
Сч = См / Ксч.
Пример 3
Месячная тарифная ставка водителя автомобиля ГАЗ 3102 «Волга» – 3 816 000 руб. Водитель работает в режиме 5-дневной 40-часовой рабочей недели, при которой в 2013 г. среднемесячная расчетная норма рабочего времени составляет 167,3 ч.
Часовая тарифная ставка водителя будет равна:
Сч = 3 816 000 / 167,3 = 22 809 руб. (с округлением).
Начисление заработка
При повременной почасовой оплате труда заработную плату (З) за месяц (или другой расчетный период) начисляют водителю на основе его часовой тарифной ставки (Сч) и фактического количества отработанных часов (Кч.отр):
З = Сч × Кч.отр.
Пример 4
В апреле 2013 г. водитель автомобиля ГАЗ 3102 «Волга» отработал в режиме 5-дневной 40-часовой рабочей недели 175 ч. Часовая тарифная ставка водителя равна 22 809 руб. Система оплаты труда – простая повременная почасовая. Сумма начисленной за месяц заработной платы составит:
З = 175 × 22 809 = 3 991 575 руб.
При повременной помесячной оплате труда расчет заработной платы осуществляется на основе установленного водителю месячного оклада (Ом), числа рабочих дней, предусмотренных графиком работы на данный месяц (Кд.гр), и числа фактически отработанных дней (Кд.отр).
При полной отработке месячного количества рабочих дней заработная плата начисляется в размере месячного оклада, а при недоработке – пропорционально количеству отработанных дней по формуле:
З = Ом / Кд.гр × Кд.отр.
Пример 5
В апреле 2013 г. водитель автомобиля отработал в режиме 5-дневной 40-часовой рабочей недели 20 рабочих дней вместо 22 дней, предусмотренных графиком работы (2 дня болел). Месячный оклад водителя составляет 3 816 000 руб. Система оплаты труда – простая повременная помесячная.
Сумма начисленной за месяц заработной платы равна:
З = 3 816 000 / 22 × 20 = 3 469 091 руб. (с округлением).
Оплата за работу в государственные праздники, праздничные и выходные дни
1. Оплата работы, выполненной в пределах месячной нормы рабочего времени
Водители с почасовой оплатой труда. Если работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни предусмотрена графиком работы (сменности), т.е. выполняется в пределах месячной нормы рабочего времени, то ее оплата по двойной часовой тарифной ставке включает оплату часов работы, входящих в месячную норму рабочего времени.
Пример 6
Водитель с повременной почасовой оплатой труда отработал в мае 2013 г. согласно графику работы (сменности) месячную норму рабочего времени – 158 ч, включающую 8 ч работы в праздничный день.
Часовая тарифная ставка водителя – 22 809 руб.
Водителю начислена заработная плата:
– по двойной часовой тарифной ставке за 8 ч работы в праздничный день – 364 944 руб. (8 × 22 809 × 2);
– по часовой тарифной ставке за остальные часы, предусмотренные графиком работы (сменности), – 3 421 350 руб. ((158 – 8) × 22 809).
Водители с помесячной оплатой труда. Водителям, получающим месячный оклад, оплата осуществляется в размере не ниже одинарной часовой тарифной ставки (оклада) сверх месячного оклада, если работа производилась в пределах месячной нормы рабочего времени.
Пример 7
Водитель автомобиля Mercedec Е220 отработал в государственный праздник при 6-дневной рабочей неделе 7 ч в пределах месячной нормы рабочего времени. Оклад водителя составляет 3 816 000 руб. Среднемесячное количество рабочих часов в 2013 г. при 6-дневной 40-часовой рабочей неделе – 168 ч.
Водителю начислено заработной платы:
– оклад в сумме 3 816 000 руб;
– по часовой тарифной ставке за 7 ч, вошедших в месячную норму рабочего времени, – 159 000 руб. (3 816 000 / 168 × 7).
2. Оплата работы, выполненной сверх месячной нормы рабочего времени
Водители с почасовой оплатой труда. Если в государственные праздники, праздничные и выходные дни водители выполняют работы сверх установленной месячной нормы рабочего времени, то оплата часов этой работы производится не ниже двойной часовой тарифной ставки сверх оплаты отработанных по норме часов.
Пример 8
Водитель автомобиля Mazda 3 с повременной почасовой оплатой труда отработал установленную при 5-дневной рабочей неделе графиком работы (сменности) норму часов рабочего времени – 168 ч. Наряду с этим в соответствии с приказом нанимателя он отработал сверх графика 8 ч в выходной день. Часовая тарифная ставка водителя составляет 19 395 руб.
Водителю начислена заработная плата:
– по двойной часовой тарифной ставке за отработанные в выходной день часы сверх месячной нормы рабочего времени – 310 320 руб. (19 395 × 8 × 2);
– по часовой тарифной ставке за отработанную месячную норму часов рабочего времени – 3 258 360 руб. (168 × 19 395).
Водители с помесячной оплатой труда. Труд водителей автомобилей, получающих месячный оклад, подлежит оплате в размере не ниже двойной часовой тарифной ставки сверх месячного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Пример 9
Водитель автомобиля ГАЗ 3102 «Волга» при 5-дневной рабочей неделе отработал в праздничный день 8 ч сверх месячной нормы рабочего времени. Оклад водителя автомобиля составляет 3 823 459 руб. Среднемесячное количество рабочих часов при 5-дневной 40-часовой рабочей неделе – 167,3 ч.
Водителю начислена заработная плата:
– оклад в сумме 3 823 459 руб.;
– по двойной часовой тарифной ставке за 8 ч работы в праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени – 365 663 руб. (3 823 459 / 167,3 × 8 × 2).
Начисление премий
За работу в государственные праздники, праздничные и выходные дни, установленные работникам правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), премии начисляются на заработок по одинарным сдельным расценкам или на одинарную тарифную ставку (ст. 69 ТК).
Иная компенсация за работу в выходные и праздничные дни
По соглашению между нанимателем и водителем работа в выходной день может компенсироваться предоставлением другого дня отдыха (ст. 146 ТК). За работу в государственные праздники и праздничные дни, если эта работа выполнялась сверх месячной нормы рабочего времени, водителю по его желанию предоставляется кроме оплаты в повышенном размере, предусмотренной частью первой ст. 69 ТК, другой неоплачиваемый день отдыха (ст. 148 ТК).
Доплаты и надбавки
За работу в ночное время
Ночным считается время с 22:00 до 06:00 (ст. 117 ТК).
За каждый час работы в ночное время или ночную смену при сменном режиме работы производятся доплаты в размере, устанавливаемом коллективным договором, соглашением, но не ниже 20 % часовой тарифной ставки (оклада) работника (ст. 70 ТК). При этом ночной сменой считается смена, в которой более 50 % времени приходится на ночное время.
Пример 10
Часовая тарифная ставка водителя автомобиля AUDI A4 равна 22 854 руб. В апреле 2013 г. водитель отработал в ночное время 20 ч. Согласно коллективному договору доплата за работу в ночное время установлена в размере 40 % часовой тарифной ставки работника. Сумма доплаты (Дн.в) составит:
Дн.в = 22 854 × 40 / 100 × 20 = 182 832 руб.
За классность
Размер надбавки за классность устанавливается нанимателями на основании коллективного договора, соглашения, трудового договора.
В соответствии со сложившейся практикой надбавка за классность водителям коммерческих организаций выплачивается ежемесячно в следующих размерах:
– водителям II класса – 10 %;
– водителям I класса – 25 % от установленной им тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время.
При этом за часы, отработанные сверхурочно, в государственные праздники, праздничные и выходные дни, оплата которых производится по двойным часовым тарифным ставкам, размер надбавки за классность определяют исходя из суммы заработной платы, начисленной по одинарной тарифной ставке.
Пример 11
Часовая тарифная ставка водителя автомобиля BMW 745 составляет 24 000 руб. За месяц в качестве водителя отработано 180 ч, в т.ч. 12 сверхурочно, с оплатой за сверхурочное время по двойной часовой тарифной ставке. Водитель имеет II класс квалификации.
Надбавка за классность (Нк) равна:
Нк = 180 × (24 000 × 10 / 100) = 432 000 руб.
Пример 12
Графиком работы водителю предусматривалось отработать за месяц 159 ч. Фактически водитель отработал 174 ч, в т.ч. 8 ч – в выходной день и 7 ч – в праздничный день. Часовая тарифная ставка водителя BMW 745 составляет 24 000 руб. Водитель имеет I класс.
Надбавка за классность составит:
Нк = 24 000 × (159 + 8 + 7) × 25 / 100 = 1 044 000 руб.
За разъездной характер работы
Водителям автомобилей, выполняющим работы на объектах, расположенных вне места жительства, при поездках сверх установленной продолжительности рабочего времени, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков может выплачиваться надбавка за разъездной характер работы (п. 3 Положения № 763). Надбавка начисляется в размере 50 % от нормы суточных при однодневных командировках по формуле
Нр = С1д × 50 / 100 × Кд,
где С1д – сумма суточных, установленная постановлением Минфина о нормах возмещения командировочных расходов при однодневных командировках, руб.;
50 – размер надбавки, %;
Кд – количество дней разъездного характера работы.
Документ:
Положение об условиях, порядке и размерах выплаты надбавок за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, за постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие), утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 26.05.2000 № 763.
Пример 13
Водитель автомобиля 15 дней совершал служебные поездки на объекты, расположенные вне места проживания, и ежедневно возвращался к месту постоянного жительства. Поездки превышали установленную ежедневную продолжительность рабочего времени. Норма суточных при однодневных командировках равна 30 000 руб. (постановление № 53). Сумма надбавки за разъездной характер работы составит:
Нр = 30 000 × 50 / 100 × 15 = 225 000 руб.
Документ:
постановление Минфина РБ от 08.08.2013 № 53 «Об установлении размеров возмещения расходов при служебных командировках».
За продолжительность непрерывной работы
Надбавку за продолжительность непрерывной работы (вознаграждение за выслугу лет, стаж работы) устанавливают на основании и в порядке, предусмотренных ст. 63 ТК.
Надбавка дифференцируется в зависимости от стажа непрерывной работы. Например, при стаже работы от 1 года до 5 лет ее размер может составлять 5 %, от 5 до 10 лет – 10 %, от 10 до 15 лет – 15 %, от 15 лет и выше – 20 % месячной тарифной ставки оклада водителя за отработанное за месяц время.
Сумму надбавки за непрерывный стаж работы за месяц (Нн.ст) рассчитывают по формулам:
– при оплате труда по месячным окладам:
Нн.ст = Ом / Кд.гр × Кд.отр × Пн / 100,
где Ом – месячный оклад водителя;
Кд.гр – количество рабочих дней по графику работы;
Кд.отр – количество отработанных дней в месяце;
Пн – процент надбавки за непрерывный стаж работы согласно шкале;
– при почасовой оплате труда:
Нн.ст = Cч × Пн × 100 × Кч.отр,
где Сч – часовая тарифная ставка водителя;
Пн – процент надбавки за непрерывный стаж работы согласно шкале;
Кч.отр – количество отработанных часов.
Пример 14
Стаж работы водителя составляет 4 года, оклад – 3 824 000 руб. В коллективном договоре при стаже непрерывной работы от 1 года до 5 лет предусмотрена надбавка 5 % оклада.
В соответствии с графиком работы в апреле 2013 г. следовало отработать 22 дня. Фактически водитель отработал 21 день (1 день находился в социальном отпуске).
Сумма надбавки составит:
Нст = 3 824 000 / 22 × 21 × 5 / 100 = 182 509 руб.
Важно!
За время болезни, трудового отпуска, другие дни отсутствия на работе, которые оплачены исходя из среднего заработка работающего, указанная надбавка не может быть выплачена, так как средний заработок включает и надбавку за продолжительность непрерывной работы.
Премирование
За производственные результаты
Премирование за производственные результаты – составная часть повременно премиальной системы оплаты труда водителей.
Показателями премирования водителей легковых служебных автомобилей, как правило, являются:
– своевременное и качественное выполнение задания;
– содержание автомобиля в технически исправном состоянии.
Условия премирования – отсутствие нарушений производственной и трудовой дисциплины, других упущений в работе и нарушений, предусмотренных коллективным договором.
При премировании водителей автомобилей целесообразно учитывать Рекомендации № 29.
Документ:
Рекомендации по премированию работников коммерческих организаций по результатам финансово-хозяйственной деятельности, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.02.2012 № 29 (далее – Рекомендации № 29).
Размер премии отдельному работнику может быть увеличен либо уменьшен по решению нанимателя с учетом его вклада в выполнение установленных показателей (п. 39 Рекомендаций № 29).
Исходя из специфики работы водителя автомобиля примерный перечень упущений, за которые снижается размер премии, может включать:
– совершение дорожно-транспортного происшествия (ДТП) или аварии по вине водителя, а также их сокрытие, оставление места происшествия;
– нарушение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности, трудовой и производственной дисциплины;
– невыполнение распоряжений руководителя и др.
Важно!
Полное или частичное лишение премии производится за период, в котором было совершено упущение в работе, и оформляется приказом (распоряжением) нанимателя.
Работники могут лишаться премии полностью (п. 41 Рекомендаций № 29):
– за прогул (в т.ч. отсутствие на работе более 3 ч в течение рабочего дня) без уважительной причины;
– появление на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте в рабочее время;
– совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания.
Документ:
постановление Совета Министров РБ от 31.08.2007 № 1124 «О стимулировании работников за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов» (далее – постановление № 1124).
За экономию горюче-смазочных материалов
Премирование за экономию горюче-смазочных материалов организуют в соответствии с постановлением № 1124 и Рекомендациями № 27/13.
Постановлением № 1124 установлены следующие условия:
– общая сумма средств, направляемых на выплату работникам коммерческих организаций, за исключением руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, премии за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов, при включении в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, не должна превышать 80 % от суммы экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов, если иное не предусмотрено законодательством, при условии пересмотра в установленном порядке норм расхода соответствующих видов топливно-энергетических и материальных ресурсов;
– максимальный размер премии конкретному работнику не может превышать 50 % его тарифной ставки (должностного оклада) за фактически отработанное время в отчетном квартале.
Приведем пример определения суммы экономии бензина, направляемой на премирование водителя и других работников.
Пример 15
Водитель сэкономил 50 л бензина АИ-92. Стоимость 1 л бензина – 7 300 руб. Размер отчислений в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) – 34 % от суммы, направленной на премирование, на обязательное страхование – 0,7 %.
Расчеты произведены в табл. 5.
Оплата труда при переводе на ТО и ТР
Техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР) автомобилей осуществляются, как правило, без привлечения для выполнения этих работ водителей.
Важно!
Конкретные показатели, условия и размеры премирования, перечень работников, подлежащих премированию, сроки выплаты премий определяют в положении о премировании работников за экономию и рациональное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов, которое прилагается к коллективному договору в качестве его неотъемлемой части.
В случае перевода водителей на ТО и ТР в связи с производственной необходимостью на срок до 1 месяца оплату их труда производят по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней (основной) работе (ст. 33 ТК).
В случае перевода водителей на ТО и ТР по ст. 34 ТК вследствие простоя (в связи с неисправностью или некомплектностью закрепленных за ними автомобилей, отсутствием работы по специальности и т.п.) оплата их труда производится по выполняемой работе. При этом водителям:
– выполняющим нормы выработки или переведенным на повременно оплачиваемую работу, сохраняется средний заработок по прежней работе;
– не выполняющим нормы выработки, производится оплата труда по выполняемой работе, но не ниже их тарифной ставки.
Надбавку за классность за время, оплаченное водителям по тарифным ставкам рабочих, занятых ТО и ТР подвижного состава, не выплачивают.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций»
В организациях с небольшим количеством автомобилей (до 15), где нет необходимости содержать специальный штат ремонтных и обслуживающих рабочих и водители полностью осуществляют работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей в свое рабочее время (если не представляется возможным выполнить эти работы на станции обслуживания или транспортном предприятии), оплата их труда за время выполнения этих работ производится по установленным для них как водителей условиям: с выплатой надбавки за классность и доплатой за особый характер работы (п. 1.9 приложения 1 к постановлению № 6).