Совершенствование системы нормирования труда в организации. 6 важных рекомендаций от НИИ труда
Нормирование труда позволяет эффективно использовать трудовой потенциал организации, обеспечивая рост производительности труда и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. С его помощью можно, с одной стороны, минимизировать издержки производства, а с другой – устанавливать обоснованный уровень оплаты труда работников и обеспечивать их защиту от чрезмерной напряженности труда. Вот почему нормированию труда уделяется столь пристальное внимание, в т.ч. со стороны Правительства. Предлагаем вашему вниманию рекомендации НИИ труда по совершенствованию системы нормирования труда в организации.
Нормирование труда в рыночных условиях обеспечивает технико-экономическую, организационную и социальную обоснованность решений в области управления производством. Нормы труда позволяют учесть совокупность факторов, влияющих на снижение затрат на производство продукции (работ, услуг) и повышение эффективности хозяйствования. Сегодня особенно актуально обеспечение нормативными материалами (нормами времени, выработки, обслуживания, нормативами численности, и т.д.) для нормирования трудовых процессов, при выполнении которых применяются новая техника и технологии, осваивается производство инновационной продукции.
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2004 № 1651 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций» (далее – постановление № 1651).
В связи с этим постановлением № 1651 республиканским органам государственного управления, государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Мингорисполкому было поручено в числе прочего разработать и утвердить отраслевые (региональные) программы по созданию новых и совершенствованию действующих нормативных документов (материалов) для нормирования труда (далее – Программы) и установить контроль за их выполнением.
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Указанные мероприятия направлены:
– на актуализацию применяемых в организациях норм и нормативов по труду, определение затрат труда на новые виды работ с учетом внедрения передовых технологических процессов и современного оборудования, недопущение применения устаревших норм труда, не соответствующих организационно-техническим условиям выполнения работ;
– улучшение качества нормирования труда, охват нормированием труда всех категорий работников в соответствии со ст. 87 ТК, обязывающей нанимателей устанавливать нормы труда для работников, обеспечивать их замену и пересмотр с участием профсоюза;
– снижение трудоемкости производства продукции (работ, услуг), рациональное использование рабочего времени, обеспечение конкурентоспособности организаций на отечественных и зарубежных рынках, повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности организаций.
Справочно:
реализация Программ на 1999–2003, 2004–2007, 2008–2012 гг. позволила повысить степень охвата нормированием труда работников и улучшить качество нормативных материалов для нормирования труда. В результате реализации Программ 2008–2012 гг. было разработано и усовершенствовано 357 нормативных сборников и методических материалов. По итогам их внедрения было достигнуто существенное снижение трудоемкости продукции, выполняемых работ. Данная работа продолжается и в рамках реализации 22 Программ на 2013–2017 гг., мероприятиями которых предусмотрено разработать и усовершенствовать более 300 нормативных сборников норм и нормативов для нормирования труда.
Вместе с тем при реализации Программ были отмечены следующие недостатки:
Справочно:
в целях обеспечения контроля за реализацией мероприятий отраслевых (региональных) Программ Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь проводит мониторинг и оценку их выполнения.
– ввиду ограниченности финансовых средств на разработку новых и совершенствование действующих нормативных материалов для нормирования труда в Программы включаются только наиболее актуальные из них. Поэтому по-прежнему велик удельный вес нормативных сборников со сроком действия свыше 5 лет;
– недостаточное количество нормативно-исследовательских организаций и специалистов по нормированию труда, обеспечивающих разработку и совершенствование нормативных материалов для нормирования труда;
– специалистами отдельных организаций не всегда правильно рассчитываются показатели, характеризующие состояние нормирования труда.
В связи с этим организациям предлагаются следующие рекомендации по совершенствованию нормирования труда.
Важно!
При комплексном подходе к организации нормирования труда все элементы системы нормирования труда должны быть отражены в ЛПНА организации.
1. Используйте для организации нормирования труда комплексный подход
Анализ состояния нормирования труда в организациях, в т.ч. результатов реализации Программ за 2015–2016 гг., показал необходимость формирования в организациях комплексного подхода к организации нормирования труда. При этом все элементы системы нормирования труда должны быть отражены в ЛПНА организации (Положение по нормированию труда, отдельный раздел в Положении об оплате труда, посвященный вопросам нормирования труда, раздел в коллективном договоре).
Создание в каждой организации комплексной системы нормирования труда предполагает следующие мероприятия:
1) совершенствование организации производства и труда с целью минимизации трудовых затрат, включающее:
– планирование численности работников, исходя из плановых показателей производственной программы, обеспечение их рациональной занятости;
– установление оптимального соотношения работников одной профессии (специальности), но различной квалификации в структурных подразделениях организаций;
– анализ эффективности использования трудового потенциала работников, проведение кадровой диагностики с целью определения потенциально избыточной (недостаточной) численности работников;
– выявление и сокращение нерациональных затрат рабочего времени, устранение потерь рабочего времени и простоев на рабочих местах;
2) разработка нормативных материалов для нормирования труда, включающая:
– разработку норм и нормативов для нормирования труда на новые и не охваченные нормированием труда оборудование, технологии, работы и услуги;
– разработку укрупненных и комплексных норм затрат труда на планируемый объем работ (услуг);
– повышение качества разрабатываемых нормативных материалов, уровня их обоснованности и прогрессивности;
– анализ и определение оптимальных затрат труда на все работы и услуги, снижение их трудоемкости;
– снижение трудоемкости нормативно-исследовательской работы и работы по оперативному нормированию труда за счет широкого применения современных методов, автоматизированных систем и ЭВМ для изучения трудовых процессов и расчета норм труда, внедрения микроэлементного нормирования;
– организацию систематической работы по своевременному внедрению разработанных норм и нормативов по труду;
– обеспечение контроля за правильным применением норм труда, соблюдением сроков их пересмотра и замены по результатам оценки уровня их напряженности, прогрессивности и других качественных показателей;
– своевременное обеспечение информацией о нормах труда заинтересованных служб подготовки производства, управления технологическими процессами и др.;
3) внедрение системы стимулирования за разработку и применение прогрессивных научно обоснованных норм труда, включающее:
– разработку систем материального и морального стимулирования работников за работу по новым нормам труда, дифференциацию напряженности норм труда для различных категорий работников (ученики, беременные женщины, работники с инвалидностью и т.д.);
– применение разнообразных систем материального и морального стимулирования работников, участвующих в разработке и внедрении научно обоснованных и прогрессивных норм труда;
4) осуществление организационной работы по улучшению нормирования труда, включающее:
– формирование организационных структур и обеспечение их квалифицированными специалистами по нормированию труда;
Важно!
Комплексный подход к организации нормирования труда предполагает применение разнообразных систем материального и морального стимулирования работников, участвующих в разработке и внедрении научно обоснованных и прогрессивных норм труда.
– разработку системы показателей, обеспечивающих управление нормированием труда, а также формирование соответствующей документации (отчетной, статистической и пр.), необходимой при решении задач нормирования по организации в целом и его подразделениям;
– создание банка данных по нормам и нормативам по труду, определение порядка его функционирования и поддержания в актуальном состоянии;
– установление обязанностей для работников аппарата управления по организации труда на рабочих местах, обеспечению контроля за выполнением установленных норм труда.
Завершающим элементом построения комплексной системы нормирования труда является систематический расчет эффективности системы нормирования труда, отражение ее влияния на результаты работы организаций и разработка плана мероприятий по дальнейшему совершенствованию нормирования труда в организации.
Такая комплексная система нормирования труда, отраженная в ЛНПА, повысит ответственность руководителей и специалистов за состояние нормирования труда и будет способствовать усилению его роли в повышении эффективности работы организации в целом, а также ее структурных подразделений и каждого работника.
Справочно:
в локальном нормативном правовом акте также указывается, на какие структурные подразделения возлагается функция нормирования труда, его функциональное подчинение, порядок его взаимодействия с другими структурными подразделениями, порядок участия работников в разработке и внедрении новых норм труда, условия и источники их стимулирования, условия оплаты труда работников, работающих по напряженным нормам, впервые введенным и т.д. Следует также указать порядок стимулирования работников за экономию трудовых затрат, снижение трудоемкости в результате применения научно обоснованных норм труда.
2. Разработайте мотивирующую систему премирования работников, занятых нормированием труда
Чтобы система нормирования труда работала эффективно, целесообразно разработать систему премирования работников, занимающихся вопросами организации и нормирования труда (специалистов по организации и нормированию труда, других категорий работников). Показатели премирования:
– рост производительности труда;
– расширение охвата нормированием труда работников различных категорий;
Важно!
Основным условием премирования целесообразно предусмотреть наличие снижения трудоемкости производимой продукции (работ, услуг) по организации в целом. То есть премия выплачивается только при соблюдении вышеуказанного условия.
– увеличение доли нормативных материалов для нормирования труда со сроком их использования до 5 лет в общей совокупности применяемых нормативных материалов и т.д.
Для оценки состояния нормирования труда в организациях, наряду с применением традиционных показателей (уровень выполнения норм труда; охват работников нормированием труда; соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы и т.д.) по усмотрению нанимателя можно использовать следующие показатели:
– экономия фонда заработной платы в результате применения научно обоснованных норм труда;
– условное высвобождение численности работников;
– коэффициент использования рабочего времени;
– стоимость произведенной продукции, оказанных услуг в расчете на 1 отработанный час;
– добавленная стоимость в расчете на 1 отработанный час;
– эффективность (рентабельность) затрат нанимателя на рабочую силу (отношение прибыли к затратам на рабочую силу, в т.ч. трудовых затрат).
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 24.09.2007 № 117 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников служб организации труда и заработной платы коммерческих организаций» (далее – постановление № 117).
Данные показатели будут отражать влияние нормирования труда на эффективность работы организации.
3. Обеспечьте процесс нормирования квалифицированными кадрами в необходимом количестве
Необходимо организовать на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации по вопросам разработки, замены и пересмотра норм труда, формирования комплексной системы нормирования труда имеющихся специалистов по нормированию труда. При обеспечении организации специалистами по нормированию труда можно воспользоваться Межотраслевыми нормативами численности работников служб организации труда и заработной платы коммерческих организаций, утвержденными постановлением № 117.
Кроме того, целесообразно учитывать опыт зарубежных стран по определению необходимой численности специалистов по нормированию труда.
Справочно:
зарубежная практика свидетельствует, что по мере увеличения размеров предприятий число специалистов по нормированию труда в расчете на каждые 100 работников уменьшается. При этом увеличивается число работников на одного специалиста по нормированию труда, т.е. увеличивается нагрузка на специалистов по нормированию. Национальная практика также использует такой подход. Это можно проследить на примере следующих соотношений численности работников предприятия (фирмы) и численности специалистов по нормированию труда. Так, например, при численности предприятия 200 чел. необходимы 3 штатные единицы специалистов по нормированию труда, при численности 500 чел. – 5 штатных единиц специалистов по нормированию труда, при численности работников предприятия 1 000 чел. – 8 штатных единиц специалистов по нормированию труда, а при численности 10 000 чел. – 40 штатных единиц специалистов по нормированию труда.
Кроме общей численности работников организации, численность специалистов по нормированию труда зависит от состояния нормирования труда на предприятии. Норматив численности будет больше там, где будет больше функций специалистов по нормированию труда, связанных с постоянной разработкой норм труда на новые трудовые и технологические процессы, нежели там, где используется микроэлементное нормирование труда работников, в основе которого лежат готовые нормы и нормативы на отдельные элементы трудовых процессов.
Важно!
При недостаточности финансовых средств на разработку норм и нормативов по труду необходимо использовать межотраслевые и отраслевые нормативные материалы для нормирования труда, приводя их к организационно-техническим условиям выполнения работ в организации.
4. Обращайтесь за помощью в НИИ труда
С целью оказания помощи организациям, которые примут решение самостоятельно разрабатывать нормы и нормативы по труду, НИИ труда Минтруда и соцзащиты на договорной основе может оказывать научно-методическое сопровождение разработки необходимых норм и нормативов для нормирования труда, проводить их экспертизу.
5. Экономьте на разработке норм и нормативов, приспосабливая к использованию уже имеющиеся нормативные материалы
В условиях недостаточности финансовых средств на разработку норм и нормативов по труду (это достаточно трудоемкая и дорогостоящая процедура) необходимо шире использовать межотраслевые и отраслевые нормативные материалы для нормирования труда, приводя их к организационно-техническим условиям выполнения работ в организации. С этой целью следует определять различия в организационно-технических условиях, на которые нормы и нормативы отражены в межотраслевых и отраслевых нормативных материалах для нормирования труда, с конкретными условиями выполнения работ в организации. Определив различия в условиях выполнения работ, обосновывают и рассчитывают поправочные (повышающие или понижающие) коэффициенты к межотраслевым, отраслевым нормам и нормативам. Такой подход будет способствовать сокращению затрат на разработку норм.
6. Пользуйтесь банком норм и нормативов по труду
В целях обеспечения подведомственных организаций нормативными материалами для нормирования труда, отслеживания их актуальности, планирования работ по их замене и совершенствованию органам государственного управления целесообразно создавать отраслевые банки норм и нормативов (межотраслевых, отраслевых, местных) для нормирования труда.
Снижению затрат на разработку норм труда будет способствовать более широкое использование имеющихся нормативных материалов для нормирования труда в Республиканском банке норм и нормативов по труду, созданном в НИИ труда Минтруда и соцзащиты.
Справочно:
какие новшества в нормировании труда ожидают нас в 2017 г.?
Анализ состояния нормирования труда в организациях показал, что в большей степени нормированием труда охвачены рабочие, в меньшей – служащие. В связи с этим необходимо усиление работы по оценке сложности и нормированию труда служащих, в т.ч. управленческого труда, разработке методических материалов по установлению норм и нормативов для нормирования труда служащих. В рамках реализации мероприятий Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы, в редакции постановления № 1075, предусмотрена разработка в 2017 г. методики по установлению норм и нормативов для нормирования труда служащих в качестве методической помощи руководителям и специалистам при проведении такой работы.
Улучшению работы по нормированию труда будут способствовать:
– выявление причин значительного перевыполнения уровня действующих норм и нормативов или их невыполнения, принятие мер по расширению сферы нормирования труда, последовательное увеличение доли работников, труд которых нормируется;
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2016 № 1075 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73» (далее – постановление № 1075).
– разработка методических материалов по порядку планирования и учета показателей нормирования труда, в т.ч. по расчету показателей нормативной, плановой и фактической трудоемкости с учетом специфических особенностей осуществляемых видов деятельности.
Важным показателем, характеризующим состояние нормирования труда, является также показатель использования работниками рабочего времени. Выявление потерь рабочего времени является признаком недозагруженности работников в течение регламентированного рабочего времени и, как следствие, наличия избыточной численности работников.
Показатели нормативной трудоемкости и использования рабочего времени лежат в основе кадровой диагностики организации с целью выявления потенциально избыточной или недостаточной численности работников. От состояния нормирования труда в организации зависит качество проведения кадровой диагностики, обоснованность ее результатов.
Полная и объективная информация о состоянии нормирования труда является важным инструментом для руководителей организаций, позволяющим оценить уровень организации труда работников, обеспечивающий повышение производительности труда и эффективности расходов нанимателя на оплату труда.