Тарификация, режим рабочего времени и оплата труда водителей, международников
Практика показывает, что именно автомобильные перевозки являются на сегодня наиболее оптимальным вариантом транспортировки товаров, совмещающим скорость доставки и приемлемую стоимость услуги. Многие отечественные предприятия выбирают данный вид деятельности в качестве основной, другие сами занимаются доставкой продукции собственного производства.
В связи с этим мы предлагаем вам практический материал по тарификации и оплате труда водителей автомобилей, осуществляющих международные перевозки грузов.
Международными автомобильными перевозками являются автомобильные перевозки, выполняемые за пределы (за пределами) территории Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитные автомобильные перевозки, выполняемые через территорию Республики Беларусь между двумя пунктами пересечения Государственной границы Республики Беларусь в местах, установленных законодательством (ст. 1 Закона № 278-З).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 278-З).
Требования к водителям автомобилей, осуществляющим международные перевозки грузов
Международные автомобильные перевозки грузов могут выполняться:
• на механических транспортных средствах категорий «B», «C» водителями не моложе 18 лет, имеющими свидетельство установленной формы, подтверждающее профессиональную компетентность, выданное в установленном порядке;
• составах транспортных средств категорий «BE», «CE» водителями не моложе 21 года, имеющими свидетельство установленной формы, подтверждающее профессиональную компетентность, выданное в установленном порядке (п. 337 Правил № 970).
Документ:
Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила № 970).
Водитель, выполняющий международные автомобильные перевозки грузов, должен знать положения нормативных правовых актов, регулирующих выполнение таких перевозок, подтверждать свою профессиональную компетентность в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (см. Положение № 971).
Документ:
Положение о порядке подтверждения профессиональной компетентности лиц, ответственных за организацию и выполнение международных автомобильных перевозок, а также водителей автомобилей, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов, и выдачи соответствующих свидетельств, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 971 (далее – Положение № 971).
Установленная форма свидетельства о профессиональной компетентности предусмотрена в приложении 1 к Положению № 971.
Тарификация водителей автомобилей
Тарификация водителей автомобилей осуществляется на основе тарифно-квалификационной характеристики профессии водителя автомобиля, содержащейся в выпуске 52 ЕТКС (§ 1а).
Документ:
выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 25.11.2003 № 147 (далее – выпуск 52 ЕТКС).
В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой для них могут быть предусмотрены разряды с 4-го по 7-й.
Так, в частности, 5-й разряд присваивается при управлении механическими транспортными средствами категории «С» либо «СЕ», кроме грузовых автомобилей (автопоездов) всех типов грузоподъемностью свыше 60 т (для автопоездов – по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), а 7-й разряд присваивается при управлении механическими транспортными средствами категории «СЕ»: грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 60 т (для автопоездов – по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа).
Особенностью тарификации водителей является то, что разряды им присваиваются квалификационной комиссией нанимателя не в последовательности (4, 5, 6, 7), а в зависимости от категории механического транспортного средства, к которой относится управляемый им автомобиль, и отметок в водительском удостоверении, дающих право на управление этим автомобилем.
При этом присвоение водителю автомобиля разряда носит обязательный характер, поскольку присвоенный ему разряд является допуском к выполнению работ по управлению автомобилем, на который он принят для работы.
Разряд присваивается в установленном порядке квалификационной комиссией организации, в которой работает водитель автомобиля.
Помимо разрядов водитель автомобиля может иметь класс, присвоенный ему в установленном порядке.
Порядок и условия присвоения (повышения или снижения) классов водителям автомобилей определяются нанимателем в локальном правовом акте (далее – ЛПА) с соблюдением следующих требований:
– для присвоения 2-го класса водитель автомобиля должен иметь непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля, управляющего механическим транспортным средством соответствующей категории, не менее 2 лет и не иметь дорожно-транспортных происшествий по вине водителя в течение последних 2 лет работы;
– для присвоения 1-го класса водитель автомобиля должен иметь непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля 2-го класса, управляющего механическим транспортным средством соответствующей категории, не менее 1 года и не иметь дорожно-транспортных происшествий по вине водителя в течение последних 3 лет работы.
Категории механических транспортных средств, составов транспортных средств, на управление которыми выдаются водительские удостоверения, определены в ст. 24 Закона № 313-З.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении» (далее – Закон № 313-З).
Рабочее время при выполнении международных автомобильных перевозок
В отношении водителей автомобилей, выполняющих международные перевозки пассажиров и грузов, применяются положения Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, заключенного в г. Женеве 1 июля 1970 г. и вступившего в силу для Республики Беларусь 2 октября 1993 г. (далее – ЕСТР) (п. 2 Положения № 82).
Документ:
Положение о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобильного транспорта, утвержденное постановлением Минтранса Республики Беларусь от 25.11.2010 № 82 (далее – Положение № 82).
Согласно ЕСТР ежедневная продолжительность управления автомобилем (т.е. общая суммарная продолжительность управления между окончанием одного ежедневного периода отдыха и началом следующего ежедневного периода отдыха или между ежедневным периодом отдыха и еженедельным периодом отдыха) не должна превышать 9 ч. Она может быть увеличена не более 2 раз в течение недели максимум до 10 ч.
Общая суммарная продолжительность управления автомобилем в течение недели не должна превышать 56 ч, а на протяжении любых двух последовательных недель – 90 ч.
Режим рабочего времени водителей автомобилей определяется графиком работ, который разрабатывается в соответствии с законодательством о труде Республики Беларусь и нормами продолжительности управления автомобилем, установленными ЕСТР.
Справочно:
вопросы режима рабочего времени и времени отдыха водителей, не предусмотренные ЕСТР, регулируются законодательством о труде Республики Беларусь.
Графики работ разрабатываются нанимателем с таким расчетом, чтобы за отчетный (учетный) период соблюдалась установленная норма рабочего времени.
Графики работ утверждаются нанимателем по согласованию с профсоюзом (при его наличии) и доводятся до сведения водителей автомобилей не позднее 1 месяца до введения их в действие.
С согласия водителя автомобиля графики работ могут изменяться нанимателем в связи с производственной необходимостью и сообщаться ему об их изменении не позднее чем за сутки до начала работы.
Пример 1. Составление графика работ водителя автомобиля, осуществляющего международные перевозки грузов
<…>
Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 3/2024.
Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала
Хотите ознакомиться со статьей? Оставьте заявку и получите консультацию специалиста!