9 сентябрь 2016
31
Страница № 31

Тарификация и оплата труда водителей микроавтобусов

Оксана Гучек, экономист, Николай Свирид, экономист

Осуществление городских, пригородных и междугородных перевозок пассажиров микро­автобусами получило в республике широкое распространение. Такие услуги оказывают сотни предприятий и индивидуальных предпринимателей, многие из которых хотели бы получить ответы на важные вопросы по тарификации и оплате данного труда. Сегодня мы предоставляем эту возможность в нашем специальном материале.

Что является основой для тарификации труда водителей микроавтобусов?

Тарификация работ, выполняемых водителями микроавтобусов, и присвоение им соответствующей квалификации осуще­ствляется на основе тарифно-квалификационной характеристики, содержащейся в § 1а раздела «Автомобильный и городской электрический транспорт» выпуска 52 ЕТКС.

Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь  от 25.11.2003 № 147 «Об утверждении выпуска 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС)» (далее – выпуск 52 ЕТКС).

Что является определяющим в установлении разряда водителю микроавтобуса?

Разряд водителя микроавтобуса устанавливается исходя из категории механического транспортного средства, которым он управляет.

Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест для сидения, помимо сиденья водителя, относятся в категории «D» (ст. 24 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении»).

Справочно:
микроавтобус – одноэтажный автобус с числом мест для сидения не более 17, включая место водителя;
легковой автомобиль – пассажирский автомобиль с числом мест для сидения не более 9, включая место водителя (ГОСТ 31286-2005).

Согласно тарифно-квалификационной характеристике водителя автомобиля водителям, занятым управлением механическими транспортными средствами категории «D», присваивается 6-й разряд.

Как определяются месячные тарифные ставки водителей микроавтобусов на основе ЕТС?

Согласно п. 9.3 Рекомендаций № 67 при формировании тарифных ставок (окладов) на основе ЕТС наниматель может определять тарифные ставки (оклады) работников путем последовательного умножения тарифной ставки 1-го разряда, действующей у нанимателя, на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда или кратный размер тарифной ставки 1-го разряда, установленный работнику по его профессии (должности), и на коэффициент повышения (для водителей автомобилей коэффициент повышения по технологическим видам работ не установлен).

Справочно:
ЕТС – Единая тарифная сетка.

Тарифный коэффициент, соответствующий 6-му разряду водителя микроавтобуса, принимается согласно приложению 1 к Рекомендациям № 67, а кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда предусмотрены в приложении 3 к Рекомендациям № 67.

Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 11.07.2011 № 67 «Об утверждении Рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения» (далее – Рекомендации № 67).

В соответствии с п. 9.5 Рекомендаций № 67 наниматель с учетом финансового состояния организации может повышать тарифные ставки, рассчитанные на основе ЕТС, до 300 %. Наряду с этим при заключении с водителем контракта его тарифная ставка повышается до 50 %. Это является дополнительной мерой стимулирования труда, предусмотренной подп. 2.5 п. 2 Декрета № 29.

Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29).

Каковы особенности определения тарифных ставок исходя из тарифного коэффициента и кратного размера тарифной ставки 1-го разряда?

При расчете тарифных ставок водителей микроавтобусов исходя из тарифного коэффициента 1,9, соответствующего 6-му разряду ЕТС, наниматель обнаружит, что их величина заметно ниже, чем при использовании кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда (см. табл. 1).

Таблица 1

Сопоставление кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда и тарифного
коэффициента водителей микроавтобусов

Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 27.10.2014 № 94 «О внесении дополнений и изменений в выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих» (далее – постановление № 94).

В связи с этим, по Разъяснению Минтруда и соцзащиты к постановлению № 94, при определении тарифных ставок водителей автомобилей исходя из тарифных коэффициентов ЕТС наниматель не должен допустить снижения их заработной платы по сравнению с уровнем заработной платы, исчисленной исходя из кратного размера тарифной ставки 1-го разряда.

Рассмотрим пример расчета месячной тарифной ставки на основе ЕТС исходя из тарифного коэффициента, соответствующего 6-му разряду водителя микроавтобуса.

Пример 1. Определение месячной тарифной ставки

Водитель автомобиля 6-го разряда (тарифный коэффициент 1,9) принят по контракту для работы на микроавтобусе габаритной длиной до 5 м на городском маршруте г. Минска. ЛНПА организации предусмотрено определение тарифной ставки водителя исходя из тарифного коэффициента. Согласно контракту повышение его тарифной ставки составляет 20 %. В организации действует тарифная ставка 1-го разряда в размере 300 руб.

Вначале наниматель определил месячную ставку водителя (См) исходя из кратного размера тарифной ставки 1-го разряда, который для данного класса микроавтобусов при работе в г. Минске составляет 2,48:

См = 300 руб. × 2,48 + 300 руб. × 2,48 × 20 / 100 = 892,8 руб.

При тех же условиях оплаты труда размер тарифной ставки водителя исходя из установленного ему тарифного коэффициента составит:

См = 300 руб. × 1,9 + 300 руб. × 1,9 × 20 / 100 = 684 руб.

Чтобы не допустить снижения заработной платы водителя, наниматель принял решение увеличить предусмотренное в контракте повышение тарифной ставки с 20 % до 40 %, а также установить повышение его тарифной ставки за характер выполняемой работы на 17 %. Месячная ставка водителя составит:

См = 300 руб. × 1,9 + 300 руб. × 1,9 × 40 / 100 + 300 руб. × 1,9 × 17 / 100 = 894,9 руб.

Какие системы используются для оплаты труда водителей микроавтобусов чаще всего?

Водителям микроавтобусов устанавливается, как правило, простая повременная или повременно-премиальная система оплаты труда.

По способу начисления заработной платы простая повременная система оплаты труда подразделяется на почасовую и помесячную.

Пример 2. Расчет зарплаты при почасовой оплате

Водитель микроавтобуса работает на пригородном маршруте в режиме 6-дневной 40-часовой рабочей недели. Оплата его труда повременная почасовая. Часовая тарифная ставка составляет 4,93 руб. В июле 2016 г. водитель отработал 171 ч. За месяц его заработок составил:

З = 4,93 руб. × 171 ч = 843,03 руб.

Пример 3. Расчет зарплаты на основе месячного оклада

Водитель микроавтобуса работает на городском маршруте в г. Минске в режиме 6-дневной 40-часовой рабочей недели. Его оклад составляет 892,8 руб. В июле 2016 г. водитель отработал 23 дня из 26, предусмотренных графиком работы (3 дня болел).

Сумма начисленной заработной платы (З) составила:

З = 892,8 руб. / 26 дней × 23 дня = 789,78 руб.

Какова специфика премирования водителей микроавтобусов?

Основная задача водителей микроавтобусов – обеспечить качест­венное обслуживание пассажиров. Для этого крайне важно строгое соблюдение расписания движения.

Исходя из расписания движения водителям устанавливаются сменные и месячные задания по количеству рейсов и выручке.

Показатели и условия премирования за выполнение плана по выручке и расписанию движения приведены в табл. 2.

Таблица 2

Примерный перечень показателей и условий премирования водителей микроавтобусов
городских и пригородных маршрутов

Пример 4. Расчет зарплаты при повременно-премиальной системе оплаты труда

Водителю микроавтобуса, работающему на пригородном маршруте г. Минска в режиме 6-дневной 40-часовой рабочей недели, установлены показатели и условия премирования согласно табл. 2. В июле 2016 г. план по выручке выполнен на 100 %. Из 210 рейсов, подлежащих к выполнению согласно расписанию движения по маршруту, 5 выполнено с нарушением расписания. Жалоб на культуру обслуживания не поступало.

В этом месяце водителю начислено по тарифной ставке за отработанное время 843,03 руб. (4,93 руб. × 171 ч).

По результатам работы водитель премирован следующим образом:

1) за выполнение плана по выручке ему начислено:

843,03 руб. × 10 / 100 = 84,3 руб.;

2) премия за один рейс составит:

(843,03 руб. × 15 / 100) / 210 рейсов = 0,6 руб.;

3) премия за выполнение рейсов по расписанию равна:

0,6 руб. × (210 – 5) = 123 руб.;

4) общий заработок водителя составил:

843,03 руб. + 84,3 руб. + 123 руб. = 1 050,33 руб.

Имеются ли особенности в премировании водителей, работающих на междугородных маршрутах?

В организациях автомобильного транспорта получило распространение премирование водителей микроавтобусов междугородных маршрутов за выполнение плана по выручке в зависимости от коэффициента наполняемости (см. табл. 3).

Таблица 3

Шкала размера премии

Коэффициент наполняемости рассчитывается следующим образом:

1) определяется среднее количество перевезенных пассажиров в данном месяце (Кп.м) по формуле:

Кп.м = Вб / Сб,

где Вб – выручка, полученная от продажи билетов за месяц;

Сб – полная стоимость билета;

2) рассчитывается среднее количество перевезенных пассажиров за 1 рейс (Кп.р):

Кп.р = Кп.м / Кр,

где Кр – количество рейсов;

3) определяется коэффициент наполняемости (Kн):

Kн = Кп.р / Км.с,

где Км.с – количество мест для сидения в микроавтобусе.

Пример 5. Расчет премии водителю микроавтобуса через коэффициент наполняемости

Исходя из полученной водителем микроавтобуса на маршруте «А» выручки коэффициент наполняемости составил 0,68.

Согласно действующей в организации шкале размер премии составил 25 % тарифной ставки за отработанное время. Условия премирования выполнены. За расчетный месяц заработная плата, начисленная водителю по часовой тарифной ставке за отработанное время, составила 828,24 руб. Водителю начислена премия:

828,24 руб. × 25 / 100 = 207,06 руб.

В каких случаях размер премии водителей снижается либо они лишаются премии полностью?

Исходя из Рекомендаций № 29 в ЛНПА организации необходимо предусматривать перечень упущений, за которые снижается размер премирования работников.

Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.02.2012 № 29 «Об утверждении Рекомендаций по премированию работников коммерческих организаций по результатам финансово-хозяйственной деятельности» (далее – Рекомендации № 29).

В соответствии с п. 40 Рекомендаций № 29 и спецификой работы водителей микроавтобусов примерный перечень упущений, за которые снижается размер премии, может включать:

1) совершение ДТП по вине водителя;

2) нарушение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности, трудовой и производственной дисциплины;

3) невыполнение распоряжений руководителя;

4) использование микроавтобуса в личных целях;

5) работу на линии с техническими неисправностями, угрожающими безопасности пассажиров, и др.

Согласно п. 41 Рекомендаций № 29 работники могут лишаться премии полностью:

– за прогул (в т.ч. отсутствие на работе более 3 ч в течение рабочего дня) без уважительной причины;

– появление на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте в рабочее время;

– совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания.

Как компенсируется работа в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни?

Работа водителей микроавтобусов в государственные праздники и праздничные дни предусматривается в графиках работы (сменности) на основании ст. 147 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) для выполнения работ, вызываемых необходимостью постоянного непрерывного обслуживания населения.

Наряду с этим нередко водители микроавтобусов работают в государственные праздники, праздничные дни, не предусмотренные графиком работы (сменности), свои выходные дни, предусмотренные графиком работ (сменности), а также в сверхурочное время. Это связано с невыходом на работу сменщиков из-за болезни и других непредвиденных обстоятельств.

Справочно:
Если работа в государ­ственные праздники и праздничные дни выполнялась сверх месячной нормы рабочего времени, то работнику по его желанию помимо доплаты предоставляется другой неоплачиваемый день отдыха (часть четвертая ст. 69 ТК). Согласно части третьей ст. 69 ТК за работу в сверхурочное время и выходные дни взамен доплаты с согласия работника также может предоставляться другой неоплачиваемый день отдыха. При этом за часы работы в сверхурочное время один неоплачиваемый день отдыха предоставляется из расчета 8-часового рабочего дня (один день отдыха за 8 ч работы в сверхурочное время).

Компенсация за такую работу для водителей микроавтобусов типовая и регулируется ст. 69 ТК. В соответствии с данной ста­тьей за каждый час работы в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни сверх заработной платы, начисленной за указанное время, производится доплата работникам с повременной оплатой труда – не ниже часовых тарифных ставок (окладов).

Пример 6. Расчет зарплаты при работе в праздничный день

Водитель микроавтобуса, обслуживающий городской маршрут в г. Минске, отработал в июле 2016 г. предусмотренные графиком работы (сменности) 171 ч, в т.ч. 7 ч в государственный праздник 3 июля 2016 г. – День Независимости Республики Беларусь (День Республики).

Оплата его труда – повременно-премиальная: при выполнении показателей и условий премирования премия составляет 25 % тарифной ставки за фактически отработанное время. Часовая тарифная ставка водителя – 5,24 руб.

Согласно ЛНПА организации за каждый час работы в государственные праздники и праздничные дни работникам с повременной оплатой труда выплачивается компенсация в размере часовой тарифной ставки сверх заработной платы, начисленной за указанное время. Показатели и условия премирования выполнены. По итогам месяца водителю начислены:

– заработная плата (З) за отработанную месячную норму рабочего времени:

З = 5,24 руб. × 171 ч = 896,04 руб.;

– премия (П) за выполнение показателей и условий премирования:

П = 896,04 руб. × 25 / 100 = 224,01 руб.;

– доплата (Д) за отработанные 7 ч, предусмотренные графиком работы:

Д = 5,24 руб. × 7 ч = 36,68 руб.

Всего начислено:

896,04 руб. + 224,01 руб. + 36,68 руб. = 1 156,73 руб.

Какие надбавки могут устанавливаться водителям микроавтобусов?

Дополнительные выплаты стимулирующего характера устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (ст. 63 ТК).

Водителям микроавтобусов могут устанавливаться:

1) надбавка за классность.

В соответствии с п. 2 примечаний к § 1а «Водитель автомобиля» выпуска 52 ЕТКС порядок и условия присвоения (повышения или снижения) классов водителям автомобилей определяются нанимателем в ЛНПА.

По сложившейся практике, надбавка за классность водителям автомобилей коммерческих организаций обычно выплачивается ежемесячно в следующих размерах:

– 2-й класс – 10 %;

– 1-й класс – 25 % от установленной им тарифной ставки (оклада) за отработанное в качестве водителя автомобиля время.

Пример 7. Расчет надбавки за классность

Водителю микроавтобуса после проведенной тарификации сохранен 2-й класс квалификации. Его часовая тарифная ставка составляет 4,93 руб. Согласно ЛНПА организации надбавка водителю микроавтобуса за 2-й класс составляет 10 % оклада за отработанное в качестве водителя время. В июле 2016 г. водитель отработал с учетом работы в выходной день 174 ч. Сумма надбавки за классность (Нк) составила:

Нк = 4,93 руб. × 174 ч × 10 / 100 = 85,78 руб.;

2) надбавка за профессиональное мастерство.

Надбавка за профессиональное мастерство выплачивается тарифицируемым по разрядам рабочим для стимулирования повышения их квалификации, профессионального мастерства, ответственности за производственные показатели.

Надбавка устанавливается в процентах от тарифной ставки (оклада) за фактически отработанное время. Исходя из практикуемой организациями дифференциации размера надбавки по разрядам рабочих водителям микроавтобусов 6-го разряда она может составлять до 24 % тарифной ставки (оклада).

Пример 8. Расчет надбавки за профмастерство

Водитель микроавтобуса осуществляет перевозку пассажиров по пригородному маршруту. Его часовая тарифная ставка составляет 4,94 руб., разряд – 6-й.

Согласно ЛНПА организации рабочим 6-го разряда выплачивается надбавка за профессиональное мастерство в размере 24 % тарифной ставки (оклада) за фактически отработанное время. В июле 2016 г. водитель отработал 168 ч (5-дневная 40-часовая рабочая неделя). Сумма надбавки за профессиональное мастерство (Нпм) составит:

Нпм = 4,94 руб. × 168 ч × 24 / 100 = 199,18 руб.;

3) надбавка за продолжительность непрерывной работы (вознаграждение за выслугу лет, стаж работы).

Надбавка за продолжительность непрерывной работы (вознаграждение за выслугу лет, стаж работы), как правило, дифференцируется в зависимости от стажа непрерывной работы. Например, при стаже работы от 1 года до 5 лет ее размер может составлять 5 %, от 5 до 10 лет – 10 %, от 10 до 15 лет – 15 %, от 15 лет и выше – 20 % месячной тарифной ставки (оклада) пропорционально отработанному времени.

Документ:
постановление Минтранса Республики Беларусь от 25.11.2010 № 82 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей и признании утратившим силу постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 13» (далее – постановление № 82).

Пример 9. Расчет надбавки за выслугу лет

Стаж работы водителя составляет 4 года. Его часовая тарифная ставка – 5,24 руб. Согласно предусмотренной в коллективном договоре шкале при стаже непрерывной работы от 1 года до 5 лет величина надбавки составляет 5 % от тарифной ставки за отработанное время.

В соответствии с графиком работы в июле 2016 г. водителю следовало отработать 171 ч, но фактически он отработал 157 ч, так как 2 дня находился в социальном отпуске. Сумма надбавки составит:

Нн.ст = 5,24 руб. × 157 ч × 5 / 100 = 41,13 руб.

С какой продолжительностью смен могут работать водители микроавтобусов?

Продолжительность рабочего дня (смены) водителей микро­автобусов устанавливается нанимателем в соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденным постановлением № 82.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность рабочего дня (смены) водителя микроавтобуса может устанавливаться не более 10 ч, а в отдельных случаях (при работе на городских и пригородных автоперевозках пассажиров в регулярном сообщении, при осуществлении междугородных перевозок, когда необходимо дать возможность и время доехать до обустроенного места отдыха) – не более 12 ч с обязательным соблюдением установленной нормы рабочего времени учетного периода.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.