Три больных вопроса по сельскому хозяйству: привязка зарплаты к выручке, сокращение штатов и стимулирование низкооплачиваемых работников
Зарплата не более 25 % от выручки – рецепт не для всех
Предприятие работает стабильно, есть выручка и прибыль. Однако существенно повысить зарплату не представляется возможным из-за наложенных ограничений.
Почему заработная плата жестко привязана к выручке? Можно ли как-то обойти этот запрет?
Указанные ограничения определены постановлением № 1506.
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2002 № 1506 «О формировании фонда оплаты труда в сельскохозяйственных организациях, имеющих задолженность по выплате заработной платы» (далее – постановление № 1506).
Так, п. 1 документа гласит, что с 31 октября 2002 г. сельскохозяйственные организации, имеющие задолженность по выплате заработной платы, формируют фонд оплаты труда, из которого начисляют заработную плату, в размере не более 25 % от объема реализованной продукции, полученной за расчетный месяц.
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2014 № 744 «Об оплате труда работников» (далее – постановление № 744).
Если в организации отсутствует задолженность по выплате заработной платы, то установленное ограничение не действует.
Справочно:
государственные организации – государственные организации и организации, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %.
Вместе с тем следует заметить, что повышение заработной платы должно быть экономически обоснованным. Выполнение основных показателей деятельности организации, повышение производительности труда, снижение себестоимости или прямых затрат на производство продукции – обязательные тому условия.
Следует помнить и о нормах постановления № 744. Так, заработная плата в государственных организациях с августа 2014 г. увеличивается только при опережающем росте производительности труда не менее 1,0.
Справочно. Как рассчитывается производительность труда?
Для целей применения постановления № 744 рост производительности труда и заработной платы рассчитывается нарастающим итогом с начала года, а соотношение производительности труда и заработной платы определяется делением темпа роста производительности труда на темп роста заработной платы.
В качестве показателя при определении производительности труда в организациях предусмотрена выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг на 1 среднесписочного работника.
Правильно считаем – никого не сокращаем!
Выручка предприятия в 2015 г. (36 млрд. руб.) значительно выросла по сравнению с 2013 г. (21 млрд. руб.). Однако из-за девальвации национальной валюты в долларах США она, наоборот, сократилась.
Этот факт повлиял на снижение плановой численности специалистов. Ведь согласно Рекомендациям № 567 численность напрямую зависит от выручки в долларах США. А значит, нужно сокращать штаты.
Как быть, если специалистов и так мало, а дальнейшее сокращение штатов может вообще остановить работу?
Рекомендации № 567 разработаны для оказания методической помощи сельскохозяйственным организациям. Приведение штатной численности в соответствие с рекомендуемыми нормативами будет способствовать определению оптимальной численности, экономии затрат на содержание персонала, совершенствованию организационной структуры организаций.
Документ:
Рекомендуемые нормативы численности работников сельского хозяйства, относящихся к категориям руководителей, специалистов и других служащих, утвержденные приказом Минсельсхозпрода Республики Беларусь от 27.12.2013 № 567 (далее – Рекомендации № 567).
Нормативы численности разработаны на основе фотохронометражных наблюдений и анализа социально-экономического состояния организаций АПК. В течение 2013 г. проводилась работа по изучению организационно-технических особенностей предприятий АПК, их документооборота и должностных обязанностей работников всех структурных подразделений.
Справочно:
Рекомендации № 567 носят отраслевой характер и могут быть использованы в организациях агропромышленного комплекса (далее – АПК) независимо от формы собственности.
В основу определения штатной численности положены обобщенные показатели, характеризующие объем работ по каждой должности.
Например, для инженера материально-технического снабжения и сбыта, бухгалтера, экономиста это:
• выручка от реализации продукции (работ, услуг) в условных единицах (в эквиваленте в долларах);
• среднесписочная численность работников организации.
Поэтому для определения оптимальной численности экономической службы необходимо проанализировать данные бизнес-планов, бухгалтерской отчетности.
Справочно:
по данным Нацбанка Республики Беларусь, курс 1 долл. США на 28.12.2013 – 9 500 руб. (без учета деноминации).
Однако стоит заметить, что нормативные значения выручки при определении численности устанавливались исходя из годовых показателей деятельности предприятий в 2013 г., поэтому при применении нормативов в последующих годах при перерасчете данных в доллары США используется курс Нацбанка Республики Беларусь, действовавший в декабре 2013 г.
Пример 1. Определение состава планово-экономической службы.
В СПК «Техноагро» имеется 1 главный экономист (по нормативу – 1 штатная единица главного экономиста на 1 хозяйство).
Известно, что выручка от реализации товаров и услуг на конец 2015 г. составила 96 162 701 900 руб., или 10 122 390 долл. (96 162 701 900 / / 9 500) (по курсу доллара на 2013 г.).
На каждые 3 млн. долл. выручки положена 1 штатная единица экономиста (п. 6.2 Рекомендаций № 567).
Тогда численность экономистов планово-экономической службы составит 3,37 (10 122 390 / 3 000 000), или 3 штатные единицы.
Следует помнить!
При наличии в организации от 5 до 10 населенных пунктов, в которых сосредоточены производственные объекты, для определения штатных единиц бухгалтера, агронома, зоотехника, ветеринара, инженера следует увеличивать обобщенные показатели на 10 %.
При определении штатной численности экономиста по труду в организациях, имеющих среднесписочную численность работников свыше 1 тыс. человек, расчет осуществляется в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников служб организации труда и заработной платы коммерческих организаций, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 24.09.2007 № 117.
Стимулированию все работники покорны!
Предприятие использует для оплаты труда Единую тарифную сетку Республики Беларусь (далее – ЕТС) и тарифную ставку 1-го разряда, установленную работникам бюджетных организаций.
В итоге – низкий уровень оплаты труда. Необходимость соблюдения государственных гарантий по минимальной зарплате приводит к казусным ситуациям. Например, тракторист может зарабатывать столько же, сколько и сторож, имеющий меньший оклад, но получающий доплату до минималки.
Как стимулировать труд в таких условиях?
С принятием Указа № 181 для организаций реального сектора экономики были сняты практически все административные барьеры и ограничения по оплате труда, создана нормативная правовая база, способствующая:
• свободному выбору систем оплаты труда работников;
• обеспечению прозрачности и простоты начисления заработной платы;
• установлению уровня заработной платы в зависимости от вклада каждого конкретного работника (коллектива) в конечные результаты деятельности организации и в пределах имеющихся финансовых возможностей;
• повышению инициативы, качества, производительности и мотивации труда.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» (далее – Указ № 181).
Документ придал рекомендательный характер применению ЕТС как в государственных, так и в частных коммерческих организациях. Каждый руководитель самостоятельно определяет – строить расчеты на основе ETC либо без нее.
Указом № 181 расширены права нанимателей в установлении стимулирующих выплат (премий и надбавок), сняты ограничения по суммам средств на эти цели.
Однако практика показывает, что большинство нанимателей не были к этому готовы. Порядка 85 % организаций сохранили системы оплаты труда на основе ЕТС.
Почти 85 % организаций сохранили системы оплаты труда на основе ЕТС.
Отвечая на вопрос о рычагах стимулирования, отметим, что субъекты предпринимательской деятельности могут разрабатывать разнообразные системы оплаты труда, которые позволят нарастить объемы продаж, повысить рентабельность производства и мотивацию персонала.
Работа по выбору системы оплаты труда в организации начинается с анализа:
• целей и задач, определенных учредительными документами;
• организационно-технических условий производства, особенностей его технологии и организации;
• кадрового состава в части обеспеченности квалифицированной рабочей силой;
• качества применяемых норм и нормативов для нормирования материальных, финансовых и трудовых ресурсов;
• финансовых возможностей и других факторов.
Нормирование труда наниматели должны осуществлять на новом качественном уровне, поскольку оно лежит в основе эффективной организации труда и производства, способствует высокой производительности труда, оптимизации численности работников и, как следствие, сокращению материальных, финансовых и трудовых затрат.
Любая система оплаты труда работников, разработанная в организации, должна:
1) быть экономически обоснованной, т.е. экономический эффект, получаемый вследствие ее применения, должен быть больше размера выплачиваемого вознаграждения;
2) обеспечить материальную заинтересованность работников в повышении производительности труда, качества выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, эффективности использования оборудования, материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Разработка и внедрение новой системы оплаты труда обусловлены соблюдением следующих обязательных условий:
• условие 1 – создание надежной информационной базы;
• условие 2 – организация открытого обмена и распространения необходимой информации. То есть работники должны иметь доступ к информации, на основе которой определяется их заработная плата;
• условие 3 – справедливость и объективность процедуры внедрения и применения. То есть работники должны быть убеждены в том, что сбор информации и оценка результатов их труда проводится объективно и справедливо, заработная плата рассчитывается добросовестно и не подвергается произвольным корректировкам со стороны управленческого персонала.
Для обеспечения эффективности применения гибкой системы оплаты труда проводится мониторинг результатов новой системы оплаты труда. Он позволит убедиться, что организация способна выплачивать обусловленные размеры вознаграждения и имеется связь между оплатой труда и темпами роста производительности труда, рентабельности и других финансовых показателей.
Справочно:
в условиях либерализации вопросов оплаты труда в реальном секторе экономики и значительном расширении прав нанимателей государство сохранило отдельные ограничения в области стимулирования труда как работников, так и руководителей, установленные нормативными правовыми актами Главы государства и Правительства.
Данные ограничения действуют только в отношении неэффективно работающих организаций, имеющих различного вида задолженности (по заработной плате, платежам в бюджет, Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты и др.).
Если уйти от ЕТС нет возможности, то существуют другие способы стимулирования, например:
а) за сохранение и хорошее использование тракторов и сельскохозяйственных машин (далее – сельхозтехника) в пределах сумм экономии средств, предусмотренных по нормам на ремонт сельхозтехники, при условии выполнения ими установленного годового объема работ на закрепленных машинах.
Премия выплачивается после окончания ремонта сельхозтехники в размере определенного процента от сумм экономии средств.
При эксплуатации новой сельхозтехники указанная премия в первые 2 года выплачивается в половинном размере, а при эксплуатации сельхозтехники, амортизированной более чем на 80 %, – в полуторном размере;
б) за экономию горючего и смазочных материалов против установленных норм расхода при условии соблюдения агротехнических требований к качеству работ.
Премия рабочим выплачивается в процентах от сэкономленных ими горючего и смазочных материалов.